Муниципальное управление экономикой

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 12:15, реферат

Описание работы

Цели и задачи муниципальной экономической политики вытекают из общих целей и задач муниципальной политики и являются подчиненными
по отношению к ним.
Экономические ресурсы — многогранное понятие, включающее в себя природные, трудовые, капитальные, финансовые и другие ресурсы, используемые в экономической деятельности.

Содержание

Введение 3
1.1. Экономические функции местного самоуправления 5
1.2. Муниципальное управление использованием земли 6
1.3. Налоговое, ценовое и тарифное регулирование 11
1.4. Муниципальный заказ. 15
Заключение. 18
Список литературы. 20

Работа содержит 1 файл

Готовый Реферат по гос мун упрOffice Word.doc

— 95.00 Кб (Скачать)
 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Термин  «муниципальная экономика» используется в литературе в разных значениях. Иногда он употребляется как синоним понятий «муниципальное хозяйство» (совокупность хозяйствующих субъектов, находящихся в муниципальной собственности) или «местное хозяйство» (муниципальное хозяйство плюс домохозяйства).

     Муниципальную экономику можно рассматривать  также как часть национальной экономики, как раздел экономической науки, как учебную дисциплину.

     Каждое  из этих значений верно в своем  аспекте. С позиций муниципального управления будет использоваться следующее определение.

     Муниципальная экономика— это совокупность экономических ресурсов муниципального образования, обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей населения, и отношений по их использованию.

     Экономическая деятельность органов местного самоуправления, управление экономическими ресурсами и экономическими процессами на территории— важнейший компонент муниципальной деятельности. Именно использование экономических ресурсов территории позволяет оказывать все виды муниципальных услуг населению. В этом смысле можно сказать, что муниципальная экономика - это экономика оказания муниципальных услуг.

     Муниципальная экономическая политика — система целей и методов наиболее эффективного использования экономических ресурсов территории в интересах местного сообщества.

     Цели  и задачи муниципальной экономической  политики вытекают из общих целей и задач муниципальной политики и являются подчиненными

     по  отношению к ним.

     Экономические ресурсы — многогранное понятие, включающее в себя природные, трудовые, капитальные, финансовые и другие ресурсы, используемые в экономической деятельности.

     Включение в состав экономических ресурсов муниципального образования имущества и финансовых средств немуниципальных хозяйствующих субъектов, используемых в интересах местного сообщества, означает, что объект управления в муниципальной экономике определяется исходя не из формы собственности, а из выполняемых функций по жизнеобеспечению населения и социально-экономическому развитию муниципального образования. Из этого же вытекает и потребность муниципального образования в указанных экономических ресурсах. Чем больше бюджетных услуг оказывают населению органы местного самоуправления, тем больше имущества и финансов им требуется. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Экономические функции местного самоуправления

     Функции органов местного самоуправления по управлению экономическими ресурсами территории сводятся к их эффективному использованию и преобразованию в жизненные блага для населения.

     В условиях перехода к рыночной экономике  эти функции существенно видоизменились и расширились. Так, местные органы и прежде выполняли функцию экономического анализа, планирования и прогнозирования развития территории, однако в условиях рыночной экономики и многообразия форм собственности методы анализа, прогнозирования и комплексного планирования социально экономического развития территории существенно изменились. Инвестиционную деятельность местная власть осуществляла только в рамках утвержденных на вышестоящих уровнях планов и в пределах централизованно выделенных ассигнований. Теперь появилась возможность самостоятельно принимать инвестиционные решения и использовать в этих целях как собственные, так и заемные (кредитные) ресурсы. Появились и новые функции: управление муниципальным имуществом, налоговое, тарифное, ценовое регулирование, экономическое регулирование предпринимательской деятельности (раньше такая деятельность просто отсутствовала), внешнеэкономическая деятельность.

     Сводное финансовое планирование развития территории в современных условиях стало на порядок сложнее, так как оно должно учитывать многоканальность формирования и использования финансовых ресурсов территории: прибыль всех хозяйствующих субъектов, платежи в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, централизованные средства, дотации и субвенции, доходы от приватизации, аренды, займов, инвестиционных проектов, внешнеэкономической деятельности и т. п. 

     1.2. Муниципальное управление использованием земли

     и природных  ресурсов

     Муниципальная собственность на земли поселений

     Земля (далее будет идти речь о землях поселений) является одним из важнейших экономических ресурсов муниципального образования и имеет двойственную природу. С одной стороны, это природный ресурс и физическая подоснова городской(сельской) планировки. С другой стороны, это стоимость. В зарубежных странах платежи за пользование землей составляют значительную долю финансовых ресурсов муниципалитетов.

     В России отношение к земле как  к стоимости пока только формируется, а доля доходов от использования земли (земельный налог и арендная плата) не превышает 4-5 % доходов местных бюджетов.

     Управление и распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления только в отношении участков, находящихся в муниципальной собственности.

     Согласно  Конституции РФ, земли поселений  могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. .

     Самой распространенной формой землепользования является аренда. Для муниципальных земель орган местного самоуправления выполняет функции арендодателя.

     Арендатором может быть любое физическое и  юридическое лицо. Он имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду (третьему лицу) в пределах срока договора аренды, при условии уведомления собственника. 
 
 

     Платность землепользования и  цена земли

     Использование земли в Российской Федерации  является платным и регулируется Федеральным законом «О плате за землю». Формами платы за использование земли являются: земельный налог и арендная плата.

     Для целей налогообложения устанавливается  кадастровая стоимость земли, порядок определения которой утверждается Правительством РФ.

     Рыночная  стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Кадастровая стоимость земельного участка может устанавливаться в процентах от рыночной. Органы местного самоуправления имеют право получать арендную плату от муниципальных земель, сдаваемых в аренду, и земельный налог от иных собственников земельных участков на территории муниципального образования.

     Экономические механизмы землепользования в муниципальных  образованиях, могут быть следующими:

     • категорирование земель, которое  может повлиять на планировку и социально- экономическое развитие территории;

     • оценка стоимости земель промышленных предприятий, что может повлиять на себестоимость выпускаемой ими продукции или на размещение предприятия (вновь создаваемого);

     • земельные аукционы (дают возможность  открытой реализации земель, что приводит к увеличению поступлений в бюджет);

     • регулирование цен на рынке муниципальных  земельных участков (это позволит привлечь новых инвесторов) и т. д. 

     Местные органы власти вправе устанавливать  в соответствии с Земельным кодексом РФ размер арендной платы за муниципальные земли, условия и сроки ее внесения. Факторы, влияющие на стоимость земельных участков и размер арендной платы.

     Действие  рассмотренных факторов зависит  от назначения земельного участка, что сказывается на уровне цены участка и размере арендной платы. Например, для земли, используемой для объектов торговли, культуры, банков, гостиниц, важнейшими факторами будут близость к центру города, плотность населения территории и транспортная доступность. Что касается земли, предназначенной для жилой застройки, то здесь важны доступность транспорта, экологическая безопасность, близость к рекреационным зонам; для объектов промышленности и коммунально-складских объектов важными факторами будут инженерно-транспортная обеспеченность и плотность прирельсовой территории.

     Политика  муниципальной власти в сфере  землепользования должна учитывать все многообразие факторов, влияющих на ценность земельных участков. Все земли необходимо использовать в соответствии с их целевым назначением, генеральным планом поселения и проектами планировки и застройки. Анализ соотношения стоимости земельных участков в разных городах показал большие различия в их дифференциации. В одних городах стоимость одного квадратного метра земельного участка в центре города и на не освоенной с точки зрения инфраструктуры окраинной территории различается всего в 4-5 раз; в отдельных городах это различие составляет 50 и более раз. Это значит, что

     муниципальная земельная политика не использует предоставленные  законодательством возможности, например, для привлечения инвесторов на неосвоенные территории с помощью низкой цены земли и для получения максимума доходов от использования наиболее престижных земельных участков. Как правило, для этой цели используют систему поправочных коэффициентов к цене различных земельных участков. Для определения обоснованных размеров платежей за землю и их дифференциации в первую очередь необходима полная инвентаризация земель. Осуществление муниципальной земельной политики требует от муниципальных образований создания в местных администрациях соответствующих структурных подразделений. Чаще всего их руководители имеют двойное подчинение (органу местного самоуправления и территориальному подразделению федерального органа, ведущего земельный кадастр), осуществляют функции и муниципального

     управления  и государственного контроля за использованием земель и являются государственными служащими.

     Муниципальное регулирование природопользования и недропользования.

     Согласно  Федеральному закону 2003 г., из прочих природных  ресурсов в муниципальной собственности могут находиться обособленные водные объекты и леса, расположенные в границах населенных пунктов. Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными и региональными законами получают плату, в т. ч. в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования. Какой-либо системы оплаты за пользование водой из закрытых водоемов, находящихся в муниципальной собственности, законом не установлено.

     В соответствии с Федеральным законом «О недрах» порядок предоставления недр в пользование для создания объектов местного значения устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ.

     К таким объектам относятся:

     • линии коммуникаций для водоснабжения, канализации, энергоснабжения, связи другие объекты, предназначенные для жизнеобеспечения населенных пунктов и предприятий местного значения;

     • транспортные сооружения местного значения: путепроводы, подземные переходы и т. д.;

     • подземные сооружения глубиной до 5 м: погреба, подвалы и другие виды хранилищ, используемые гражданами для своих нужд (хранение продуктов питания, личного имущества, продукции сельского хозяйства и т. д.), но не предназначенные для использования в производственных и технологических целях.

     Обязательными требованиями к условиям недропользования являются: компенсация негативного воздействия объекта на условия водопользования, экологические условия, защита инженерных сооружений, невозможность использования земель в пределах зоны влияния объекта, создание санитарно-защитных зон и организация санитарного контроля в случаях, когда строительство и эксплуатация объекта могут привести к негативным изменениям санитарной обстановки

     на  окружающей территории. Размеры платежей за пользование недрами определяются федеральными законами. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить защиту прав населения в процессе эксплуатации природных ресурсов. 
 
 
 

     1.3. Налоговое, ценовое и тарифное регулирование

     на  муниципальном уровне.

Информация о работе Муниципальное управление экономикой