Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 12:15, реферат
Цели и задачи муниципальной экономической политики вытекают из общих целей и задач муниципальной политики и являются подчиненными
по отношению к ним.
Экономические ресурсы — многогранное понятие, включающее в себя природные, трудовые, капитальные, финансовые и другие ресурсы, используемые в экономической деятельности.
Введение 3
1.1. Экономические функции местного самоуправления 5
1.2. Муниципальное управление использованием земли 6
1.3. Налоговое, ценовое и тарифное регулирование 11
1.4. Муниципальный заказ. 15
Заключение. 18
Список литературы. 20
Содержание
Термин «муниципальная экономика» используется в литературе в разных значениях. Иногда он употребляется как синоним понятий «муниципальное хозяйство» (совокупность хозяйствующих субъектов, находящихся в муниципальной собственности) или «местное хозяйство» (муниципальное хозяйство плюс домохозяйства).
Муниципальную экономику можно рассматривать также как часть национальной экономики, как раздел экономической науки, как учебную дисциплину.
Каждое из этих значений верно в своем аспекте. С позиций муниципального управления будет использоваться следующее определение.
Муниципальная экономика— это совокупность экономических ресурсов муниципального образования, обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей населения, и отношений по их использованию.
Экономическая деятельность органов местного самоуправления, управление экономическими ресурсами и экономическими процессами на территории— важнейший компонент муниципальной деятельности. Именно использование экономических ресурсов территории позволяет оказывать все виды муниципальных услуг населению. В этом смысле можно сказать, что муниципальная экономика - это экономика оказания муниципальных услуг.
Муниципальная экономическая политика — система целей и методов наиболее эффективного использования экономических ресурсов территории в интересах местного сообщества.
Цели и задачи муниципальной экономической политики вытекают из общих целей и задач муниципальной политики и являются подчиненными
по отношению к ним.
Экономические ресурсы — многогранное понятие, включающее в себя природные, трудовые, капитальные, финансовые и другие ресурсы, используемые в экономической деятельности.
Включение
в состав экономических ресурсов
муниципального образования имущества
и финансовых средств немуниципальных
хозяйствующих субъектов, используемых
в интересах местного сообщества, означает,
что объект управления в муниципальной
экономике определяется исходя не из формы
собственности, а из выполняемых функций
по жизнеобеспечению населения и социально-экономическому
развитию муниципального образования.
Из этого же вытекает и потребность муниципального
образования в указанных экономических
ресурсах. Чем больше бюджетных услуг
оказывают населению органы местного
самоуправления, тем больше имущества
и финансов им требуется.
Функции органов местного самоуправления по управлению экономическими ресурсами территории сводятся к их эффективному использованию и преобразованию в жизненные блага для населения.
В
условиях перехода к рыночной экономике
эти функции существенно
Сводное
финансовое планирование развития территории
в современных условиях стало на
порядок сложнее, так как оно должно учитывать
многоканальность формирования и использования
финансовых ресурсов территории: прибыль
всех хозяйствующих субъектов, платежи
в бюджеты всех уровней и внебюджетные
фонды, централизованные средства, дотации
и субвенции, доходы от приватизации, аренды,
займов, инвестиционных проектов, внешнеэкономической
деятельности и т. п.
Земля (далее будет идти речь о землях поселений) является одним из важнейших экономических ресурсов муниципального образования и имеет двойственную природу. С одной стороны, это природный ресурс и физическая подоснова городской(сельской) планировки. С другой стороны, это стоимость. В зарубежных странах платежи за пользование землей составляют значительную долю финансовых ресурсов муниципалитетов.
В России отношение к земле как к стоимости пока только формируется, а доля доходов от использования земли (земельный налог и арендная плата) не превышает 4-5 % доходов местных бюджетов.
Управление и распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления только в отношении участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно Конституции РФ, земли поселений могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. .
Самой распространенной формой землепользования является аренда. Для муниципальных земель орган местного самоуправления выполняет функции арендодателя.
Арендатором
может быть любое физическое и
юридическое лицо. Он имеет право передать
арендованный земельный участок в субаренду
(третьему лицу) в пределах срока договора
аренды, при условии уведомления собственника.
Платность землепользования и цена земли
Использование земли в Российской Федерации является платным и регулируется Федеральным законом «О плате за землю». Формами платы за использование земли являются: земельный налог и арендная плата.
Для
целей налогообложения
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Кадастровая стоимость земельного участка может устанавливаться в процентах от рыночной. Органы местного самоуправления имеют право получать арендную плату от муниципальных земель, сдаваемых в аренду, и земельный налог от иных собственников земельных участков на территории муниципального образования.
Экономические механизмы землепользования в муниципальных образованиях, могут быть следующими:
• категорирование земель, которое может повлиять на планировку и социально- экономическое развитие территории;
• оценка стоимости земель промышленных предприятий, что может повлиять на себестоимость выпускаемой ими продукции или на размещение предприятия (вновь создаваемого);
• земельные аукционы (дают возможность открытой реализации земель, что приводит к увеличению поступлений в бюджет);
•
регулирование цен на рынке муниципальных
земельных участков (это позволит
привлечь новых инвесторов) и т. д.
Местные органы власти вправе устанавливать в соответствии с Земельным кодексом РФ размер арендной платы за муниципальные земли, условия и сроки ее внесения. Факторы, влияющие на стоимость земельных участков и размер арендной платы.
Действие рассмотренных факторов зависит от назначения земельного участка, что сказывается на уровне цены участка и размере арендной платы. Например, для земли, используемой для объектов торговли, культуры, банков, гостиниц, важнейшими факторами будут близость к центру города, плотность населения территории и транспортная доступность. Что касается земли, предназначенной для жилой застройки, то здесь важны доступность транспорта, экологическая безопасность, близость к рекреационным зонам; для объектов промышленности и коммунально-складских объектов важными факторами будут инженерно-транспортная обеспеченность и плотность прирельсовой территории.
Политика муниципальной власти в сфере землепользования должна учитывать все многообразие факторов, влияющих на ценность земельных участков. Все земли необходимо использовать в соответствии с их целевым назначением, генеральным планом поселения и проектами планировки и застройки. Анализ соотношения стоимости земельных участков в разных городах показал большие различия в их дифференциации. В одних городах стоимость одного квадратного метра земельного участка в центре города и на не освоенной с точки зрения инфраструктуры окраинной территории различается всего в 4-5 раз; в отдельных городах это различие составляет 50 и более раз. Это значит, что
муниципальная земельная политика не использует предоставленные законодательством возможности, например, для привлечения инвесторов на неосвоенные территории с помощью низкой цены земли и для получения максимума доходов от использования наиболее престижных земельных участков. Как правило, для этой цели используют систему поправочных коэффициентов к цене различных земельных участков. Для определения обоснованных размеров платежей за землю и их дифференциации в первую очередь необходима полная инвентаризация земель. Осуществление муниципальной земельной политики требует от муниципальных образований создания в местных администрациях соответствующих структурных подразделений. Чаще всего их руководители имеют двойное подчинение (органу местного самоуправления и территориальному подразделению федерального органа, ведущего земельный кадастр), осуществляют функции и муниципального
управления и государственного контроля за использованием земель и являются государственными служащими.
Муниципальное
регулирование
Согласно Федеральному закону 2003 г., из прочих природных ресурсов в муниципальной собственности могут находиться обособленные водные объекты и леса, расположенные в границах населенных пунктов. Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными и региональными законами получают плату, в т. ч. в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования. Какой-либо системы оплаты за пользование водой из закрытых водоемов, находящихся в муниципальной собственности, законом не установлено.
В соответствии с Федеральным законом «О недрах» порядок предоставления недр в пользование для создания объектов местного значения устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ.
К таким объектам относятся:
• линии коммуникаций для водоснабжения, канализации, энергоснабжения, связи другие объекты, предназначенные для жизнеобеспечения населенных пунктов и предприятий местного значения;
• транспортные сооружения местного значения: путепроводы, подземные переходы и т. д.;
• подземные сооружения глубиной до 5 м: погреба, подвалы и другие виды хранилищ, используемые гражданами для своих нужд (хранение продуктов питания, личного имущества, продукции сельского хозяйства и т. д.), но не предназначенные для использования в производственных и технологических целях.
Обязательными требованиями к условиям недропользования являются: компенсация негативного воздействия объекта на условия водопользования, экологические условия, защита инженерных сооружений, невозможность использования земель в пределах зоны влияния объекта, создание санитарно-защитных зон и организация санитарного контроля в случаях, когда строительство и эксплуатация объекта могут привести к негативным изменениям санитарной обстановки
на
окружающей территории. Размеры платежей
за пользование недрами