Муниципальное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:47, контрольная работа

Описание работы

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований (п. 1 ст. 49 Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Европейская хартия местного самоуправления (ст. 9) приводит следующие принципы финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления:

Содержание

1. Финансовые ресурсы местного самоуправления. Местный бюджет ……………………………………………………………………………...

3
2. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления …………………………………………………………

7
3. На основании действующих нормативных актов раскройте порядок составления бюджета Вашего муниципального образования, выделите его составные части. Как он соотносится с бюджетом субъекта? За счет средств какого бюджета финансируются органы внутренних дел? …



12
Список использованных источников ………………………………………...
15


1. Финансовые ресурсы местного самоуправления. Местный бюджет

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 79.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

1. Финансовые ресурсы  местного самоуправления. Местный  бюджет ……………………………………………………………………………...

 

3

2. Муниципальная собственность  как экономическая основа местного самоуправления …………………………………………………………

 

7

3. На основании действующих  нормативных актов раскройте порядок составления бюджета Вашего муниципального образования, выделите его составные части. Как он соотносится с бюджетом субъекта? За счет средств какого бюджета финансируются органы внутренних дел? …

 

 

 

12

Список использованных источников ………………………………………...

15


 

1. Финансовые ресурсы  местного самоуправления. Местный  бюджет

 

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований (п. 1 ст. 49 Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Европейская хартия местного самоуправления (ст. 9) приводит следующие принципы финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления:

1) органы местного  самоуправления имеют право, в  рамках национальной экономической политики, получать достаточные собственные финансовые средства, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций;

2) финансовые средства  органов местного самоуправления  должны быть соразмерны предоставленным  им по конституции или закону  полномочиям;

3) по меньшей мере  часть финансовых средств органов  местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом;

4) финансовые системы,  на которых основываются средства  местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными  и гибкими, чтобы следовать, насколько это реально возможно, за изменением расходов, связанных с осуществлением местными органами своих полномочий;

5) защита более слабых  в финансовом плате органов  местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов, и лежащего на них бремени расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции;

6) порядок предоставления  перераспределяемых средств необходимо  должным образом согласовывать  с органами местного самоуправления;

7) предоставляемые местным  органам самоуправления субсидии по возможности не должны предназначаться на финансирование конкретных проектов. Предоставление субсидий не должно идти в ущерб основной свободе выбора политики органов местного самоуправления в области их собственной компетенции;

8) для займа средств  на капиталовложения местные органы самоуправления должны с учетом законодательства иметь доступ к национальному рынку ссудного капитала.

В целях реализации данных принципов финансово-экономической  самостоятельности местного самоуправления органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять следующие мероприятия:

- регулировать законами  порядок передачи объектов государственной  собственности в муниципальную  собственность и наоборот;

- передавать органам  местного самоуправления материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных переданных им государственных полномочий;

- регулировать отношения  между федеральным бюджетом и  местными бюджетами, между бюджетами  субъектов Российской Федерации и местными бюджетами;

- разрабатывать, принимать и  реализовывать федеральные и  региональные программы поддержки и развития местного самоуправления;

- компенсировать органам местного  самоуправления дополнительные  расходы, возникающие в результате  решений, принятых органами государственной власти.

Местный бюджет - необходимый атрибут  муниципальных образований и  материальная основа местного самоуправления. В научной литературе местный бюджет рассматривают в материальном (экономическом) и юридическом аспектах. В экономическом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления задач местного самоуправления. Следует отметить, что согласно ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» средства местного бюджета не входят в состав муниципальной собственности. Средства местных бюджетов отнесены к элементу экономической основы местного самоуправления, но не к собственности муниципальных образований. Но экономической основой местного самоуправления могут выступать, а некоторыми авторами рассматриваются в качестве таковой, бюджеты юридических и физических лиц, действующих на территории муниципального образования. Однако муниципальные образования не могут реализовать права собственника по отношению к финансовым средствам указанных лиц.

Закрепленная в ч. 3 ст. 52 указанного Федерального закона норма о том, что формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления, не говорит о том, что средства местного бюджета относятся к муниципальной собственности.

Тем не менее, даже если в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ средства местного бюджета не отнесены к муниципальной собственности, они таковыми являются в силу Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 215 ГК РФ «средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну».

Следует согласиться с тем, что, учитывая комплексный характер отрасли муниципального права, и в частности института права муниципальной собственности, указанная выше норма ГК РФ применяется к отношениям муниципальной собственности по поводу средств местного бюджета.

Однако определение того, что  подразумевается под средствами местного бюджета, в действующем законодательстве отсутствует. В научной литературе средства бюджета рассматривают как денежные средства, размещенные на счетах соответствующего бюджета, как безналичные денежные средства. Таким образом, понятие «средства местного бюджета» можно определить как денежные средства, размещенные на счетах муниципального казначейства, а в случае, если между муниципальным образованием и соответствующим территориальным органом федерального казначейства заключено соглашение о кассовом исполнении местного бюджета, - на счетах федерального казначейства.

 

2. Муниципальная собственность  как экономическая основа местного самоуправления

 

Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее  на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение (ст. 294, 296 ГК РФ). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное:

- для решения установленных  данным Федеральным законом вопросов  местного значения;

- осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;

- обеспечения деятельности органов  местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В Законе проводится разграничение  имущества, которое может находиться в собственности разных муниципальных образований. Причем обозначены виды имущества, которые могут находиться в собственности муниципальных районов и поселений; в собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленного ниже.

В Определении Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2006 г. N 540-0 подчеркивается, что ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ в части, устанавливающей перечень видов муниципального имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, не может рассматриваться как формирующая закрытый перечень видов имущества, могущего находиться в собственности муниципальных образований, не допускающая наличия иного имущества, необходимого для осуществления полномочий муниципальных образований, и препятствующая использованию установленных законом способов привлечения денежных средств и иного имущества для формирования собственных доходов бюджетов муниципальных образований.

Вместе с тем согласно ч. 5 ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ в случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленным в ч. 2 и 3 ст. 50, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению.

Например, между администрацией г. Ишима и ОАО «Сбербанк России» был подписан договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом в виде нежилых помещений для организации банковской деятельности. Договор был заключен с учетом требований и предмета ведения местного самоуправления, предусмотренных действовавшим на тот момент Федеральным законом N 154-ФЗ, и на основании решения Думы муниципального образования г. Ишим от 27 декабря 2000 г. N 120. Впоследствии был принят Федеральный закон N 131-ФЗ, который существенно изменил обстоятельства, из которых стороны исходили при заключении договора. В связи с планируемой приватизацией решением Думы муниципального образования г. Ишим от 28 декабря 2005 г. N 27/9 отменено решение Думы от 27 декабря 2000 г. N 120, на основании которого был заключен договор безвозмездного пользования. В связи с этим администрация муниципального образования г. Ишим 14 февраля 2006 г. предложила банку расторгнуть договор безвозмездного пользования. В Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2007 г. N 9603/07 по делу N А60-18018/06-С7 отмечается, что изменение законодательства, ограничивающее возможность нахождения имущества в муниципальной собственности, и отмена решения Думы о предоставлении банку помещения в безвозмездное пользование не могли предвидеть стороны при заключении договора пользования спорным помещением. Указанные изменения признаны судом существенными, и поэтому суд пришел к выводу о наличии оснований для расторжения договора и удовлетворения исковых требований.

Формирование муниципальной  собственности зачастую происходит с участием судов. В частности, Комитет  по управлению имуществом и землепользованию муниципального образования "Городской округ "Город Улан-Удэ" неоднократно обращался к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия с предложением о передаче спорного здания в собственность муниципального образования в целях сохранения профиля осуществляемой муниципальным учреждением здравоохранения деятельности, обосновав обращения положениями ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ. Однако в осуществлении таких действий было отказано в связи с имеющимся дефицитом административных зданий в г. Улан-Удэ, находящихся в федеральной собственности. Как установлено судебными инстанциями, спорное здание Постановлением Совета министров Бурятской АССР от 29 сентября 1971 г. № 379 признано подлежащим государственной охране как объект культурного наследия регионального значения. Указанное здание в 1993 г. было включено в состав собственности Российской Федерации, и 21 января 2003 г. зарегистрировано право федеральной собственности на этот объект. Вместе с тем с 1961 г. помещения в упомянутом здании используются муниципальным учреждением здравоохранения «Стоматологическая поликлиника № 1» для оказания специализированной медицинской помощи населению.

В Определении Высшего  Арбитражного Суда РФ от 14 января 2009 г. № ВАС-17044/08 по делу № А10-992/08 (Республика Бурятия) указывалось, что, поскольку с 1961 г. спорные нежилые помещения, находящиеся в здании, являющемся памятником истории и культуры регионального значения, используются муниципальным учреждением здравоохранения «Стоматологическая поликлиника № 1» в его деятельности в связи со специальной правоспособностью, такие помещения как имущество медико-санитарной помощи поликлинического учреждения могут находиться в муниципальной собственности.

Если спорное помещение  используется не только органами местного самоуправления (муниципальными организациями), но и государственными, суды исследуют вопрос о его фактическом использовании. Например, Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 января 2009 г. по делу № А43-6537/2008-17-256 (Нижегородская область) исковое требование о передаче здания в муниципальную собственность удовлетворено частично, так как некоторые помещения в данном здании не использовались муниципальным учреждением для своих уставных целей - эти помещения больницы были предоставлены федеральному учреждению «Бюро экспертизы».

Формирование муниципальной  собственности осуществляется в  порядке разграничения государственной собственности на федеральную государственную собственность, государственную собственность субъектов РФ, муниципальную собственность. Данный порядок приобретения муниципальной собственности регулируется Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Согласно данному Постановлению объекты государственной собственности независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность. Оформление передачи данных объектов в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Информация о работе Муниципальное право