Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:36, реферат
Референдум, как форма непосредственной демократии является далеко не новой формой непосредственного участия населения в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутренних и межгосударственных проблем.
Принято считать датой проведения первого в истории человечества референдума 1439 г., а его родиной Швейцарию. За время существования института референдума в Европе на национальном уровне проведено более 100 народных голосований [2.16.С.237]. В России институт референдума существовал в форме сельских сходов, собраний и т. д.
Введение
Глава 1. Развитие института референдума
1.1 Понятие и значение референдума и плебисцита
1.2 Институт референдума в России и проблемы его сопровождающие
Глава 2. Правовое регулирование института референдума в России
2.1 Конституция РФ – как основной источник закрепления института референдума
2.2 Федеральное законодательство о референдуме
Глава 3. Реализация института референдума в субъектах Российской Федерации
3.1 Формы и виды непосредственного участия граждан в местном самоуправлении
3.2 Законодательство субъектов РФ о референдумах
Заключение
Библиография
6)
о принятии чрезвычайных и
срочных мер по обеспечению
здоровья и безопасности
7)
отнесенные Конституцией
Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Таким образом, закон ограничивает круг вопросов, которые могут быть вынесены на общероссийский референдум, указанием на то, что они не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации, и путем перечисления тех вопросов, которые не могут быть предметом всенародного голосования.
В
законе приведён конкретный перечень
обстоятельств исключающих
1)
Референдум не назначается и
не проводится в условиях
2)
Орган государственной власти
субъекта Российской Федерации,
3)
Законом субъекта Российской
Федерации, уставом
4)
Установление иных
Так законодательство вводит четкие ограничения для проведения референдума. Все это связано со значимостью принятого на референдуме решения, а также последствий, которые может нести это решение.
Решения и действия (бездействие) Центральной комиссии референдума Российской Федерации и ее должностных лиц могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ.
Закон обязывает суды и органы прокуратуры организовывать свою работу (в том числе и в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб [1.3.Ст.75].
Таким образом, законодательство о референдуме закрепляет процедуру защиты права граждан участия в референдуме Российской Федерации.
Вывод. Процедура референдума РФ закреплена законодательно, причем законодатель четко оговаривает процесс назначения референдума, порядок подготовки к проведению референдума Российской Федерации, а также говорит о процессе голосования на референдуме и определения результатов. Нужно также заметить, что законодатель закрепляет ответственность за нарушение законодательства о референдуме.
Свобода
выбора является важнейшим фактором
интеллектуального
В современных условиях стержнем для формирования и эффективного действия института референдума, должно стать обеспечение политической свободы каждого гражданина, его права выбирать.
Конституция Российской Федерации провозглашает и закрепляет единственным источником власти многонациональный народ России и признает за ним полноту верховной власти, определяет механизм ее осуществления, где лидирующее положение занимает непосредственное волеизъявление народа (прямое правление), а высшим его проявлением являются референдум и выборы.
Вышесказанное
позволяет судить об изменении в
приоритете форм осуществления народом
принадлежащей ему
Но
при этом нельзя допускать, чтобы
референдум заменял институты
Отсюда следует, что механизм реализации решений референдума и ответственность за их неисполнение должны быть такими же, как предписывает теория и правовая действительность. И здесь большая роль отведена закону. Действующее законодательство, определяющее референдум и процессы с ним связанные, качественно проработано и позволяет реализовывать институт референдума с максимальной эффективностью. Это даёт возможность развития демократического государства и всестороннего роста его общества.
1. Законодательные, нормативные акты.
1.1. Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Москва ИНФРА-М, 2010.
1.2. Федеральный
конституционный закон от 28.06.2004.
№ 5-ФКЗ «О референдуме
1.3. Федеральный
закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных
гарантиях избирательных прав
и права на участие в
1.4. Федеральный
закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от
10.06.2008) «Об общих принципах
1.5. Федеральный
закон от 11.12.2004 № 159-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон
«Об общих принципах
1.6. Федеральный
закон от 21.07.2005 № 93-ФЗ «О внесении
изменений в законодательные
акты Российской Федерации о
выборах и референдумах и иные
законодательные акты
1.7. «Конституция
(Основной закон) Союза
1.8. Конституция
(основной закон) Союза
1.9. «Конституция
(основной закон) Российской
1.10. «Конституция
(основной закон) Российской
1.11. Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 № 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" // Система Гарант. Энциклопедия российского законодательства.
1.12. Федеральный закон от 19 сентября 1997 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Система Гарант. Энциклопедия российского законодательства.
1.13. Закон
СССР от 27.12.1990 № 1869-1 «О всенародном
голосовании (референдуме СССР)
2. Литература.
2.14. Конституционное право России. Учебник для юридических вузов. // Козлова Е.И. Кутафин О.Е. – М.: Издательство «Юристъ», 2008.
2.15. Конституционное право РФ. Учебник для юридических вузов. // Баглай М.В. – М., «Инфра-М», 2007