Автор: n******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 17:41, реферат
Историческое развитие общественной жизни опиралось на последовательное изменение хозяйственной жизни. Усложнение экономических отношений носило цикличный характер, заставляя пересматривать общественные отношения, приспосабливая их к изменившимся требованиям времени. Это проявлялось, прежде всего, в смене циклов хозяйственной жизни и систем государственного устройства. Система государственного устройства более инертна и ее изменения следуют за накоплением «критической массы» экономических новаций и изменений.
Введение…………………………………………………………………………3
Понятие «Муниципальное хозяйство»………………………………….5
Формирование муниципальной системы……………………………….7
Субъекты и объекты муниципального хозяйства………………………11
Структура и инфраструктура муниципального хозяйства…………….13
Заключение………………………………………………………………………23
Список используемой литературы……………
Функции по владению и распоряжениям муниципальной собственностью в различной степени передавались органам власти и управления города.
Но
изначально был заложен порочный
момент в разделении собственности:
дуализм. С одной стороны законы
"О местном самоуправлении в
РФ" и "О собственности в
РСФСР" прямо указывали на то,
что к муниципальной
Постановление Верховного Совета РСФСР N 3020-1 от 27.12.91г. заложило сложности в разделении государственной собственности на три уровня: федеральный, областной, муниципальный. Распоряжение Президента РФ 114-РП не улучшило ситуации. Получилось так, что в муниципальную собственность изначально передавались только убыточные объекты, основная часть прибыльных объектов закреплялась федеральной собственности, откуда они, как правило, передавались в областную. А областные органы управления могли передать их в руки муниципальной собственности или не передать. В результате сложилась парадоксальная ситуация: городская недвижимость оказалась почти вся в федеральной собственности. Только в мае 1994года выходит указ Президента о мерах по разграничению собственности, о мерах по повышению статусе городов. В нём-то, наконец вводится принцип, который должен был быть введен сразу: не область разрешает брать объекты городу в муниципальную собственность, а город самостоятельно решает вопрос о закреплении объектов муниципальной собственности и уведомляет область о том, что он принял какие-то объекты. Если в течение двух недель не последовало со стороны областных органов возражения, то в этом случае вопрос решен. Однако этот механизм был введен слишком поздно и практически не повлиял на изменения в структурных уровнях и объемах собственности.
С
большой потерей темпов, но все же
с начала 1992 г. российское самоуправление
стало обрастать собственностью, прежде
всего за счет предприятий и иного имущества,
которое ранее находилось на балансе местных
органов, а также объектов хозяйственного
и социально-культурного назначения, находившихся
раньше в вышестоящем подчинении, но обслуживающих
местные нужды. Собственность и сопутствующее
ей право распорядиться имуществом - прикупить,
продать, сдать в аренду - превращает органы
местного самоуправления в полноценных
участников рыночной экономики, способных
осуществлять предпринимательскую деятельность
в интересах населения, получать доходы.
Однако формирование муниципальной собственности
имеет цели, далеко не исчерпывающиеся
созданием для местного самоуправления
соответствующей материальной основы.
Как ни парадоксально это звучит, но в
значительной мере местная администрация
обретает собственность для того чтобы
незамедлительно от нее избавиться. Рука
об руку с формированием муниципальной
собственности должна идти ее приватизация.
В отличие от предприятий и других организаций,
органы местного самоуправления не просто
участники рыночных отношений, а властный
инструмент проведения рыночных реформ,
главнейший рычаг их продвижения в масштабах
страны. Именно через местную администрацию,
через фонды имущества и комитета по управлению
имуществом большая часть собственности
должна возвращаться населению, гражданам.
3.
Субъекты и объекты
муниципального хозяйства
Муниципальное хозяйство можно
представить как совокупность
субъектов и объектов, осуществляющих
на территории муниципального
образования хозяйственную
Органы местного самоуправления играют особую роль в муниципальном хозяйстве. Они должны учитывать и пытаться сбалансировать интересы различных субъектов: населения и отдельных социальных групп, предприятий, организаций, учреждений различных форм собственности, а также направляться их деятельность в единое русло для осуществления комплексного социально-экономического развития территории и удовлетворения коллективных интересов и потребностей местного сообщества (населения) .
Таким образом, содержание
Однако, как показывает практика,
при построении отношений
в отличие от предприятий других форм собственности, пополняющих муниципальную казну, как правило, только налоговыми отчислениями, практически вся прибыль, полученная муниципальными предприятиями, становится собственностью местного сообщества;являясь фактическими собственниками принадлежащего муниципальным предприятиям имущества, местные органы власти могут более мобильно реагировать на изменение рыночной конъюктуры и предоставлять жителям муниципального образования именно тот набор услуг, который способен наилучшим образом удовлетворить их общественные интересы .
Однако это лишь теоретическая
модель, поскольку подобное состояние
муниципальных предприятий
Безусловно, та или иная модель
не существует в чистом виде,
однако роль и место того
или иного элемента в
4.
Структура и инфраструктура
муниципального хозяйства
Структура муниципального хозяйства может быть определена как совокупность локализованных на территории компонентов (частей, элементов) и связей всех видов деятельности, определяемых системой общественного разделения труда и делением на сферы трудовой деятельности (отрасли, подотрасли, виды производства).
Основным принципом, по
И с этой точки зрения мы можем выделить следующие элементы:
Роль
каждого из названных
Третья группа, обозначенная в
нашей классификации,
Ценность данной классификации
в том, что она позволяет
на основе выделения трех
решении вопросов местного значения, но и в зависимости от цели деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным хозяйством учитывать их особенности.
Оценка роли места каждого
из элементов муниципального
хозяйства на основе анализа
отношений субъекта и объекта
муниципального управления
Так, из этой классификации явно видно, что при построении отношений между населением муниципального образования и субъектами хозяйственной деятельности по вопросам местного значения наиболее выгодно иметь отношения с муниципальными предприятиями, так как они не только реализуют населению товары и услуги, но и прибыль, полученная в итоге их деятельности, является также собственностью данного местного сообщества. Поэтому хорошо работающее муниципальное предприятие в принципе всегда выгоднее для муниципального хозяйства.
С точки зрения того, какую
роль в решении вопросов
Коммунальная модель
Коммунально-рентная модель
через
предоставление ограниченных прав в
финансово-кредитной
Муниципально-рентная модель муниципального хозяйства. Данная модель подразумевает, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и по решению вопросов местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценным хозяйствующим субъектом на своей территории. Другими словами, органы местного самоуправления используют как методы управления, так и методы хозяйствования.
Безусловно, та или иная модель
не существует в чистом виде,
однако их роль и место в
различных странах серьезно
Существование той или иной модели зависит от огромного количества факторов, главными из которых, безусловно, являются:
В зависимости от комбинации
этих факторов определяется
Одним из исходных критериев
типологии структуры
экономического анализа А.Фишером (1934) и впоследствии уточненный К.Кларком (1940) в рамках ешл исследований по экономике города. В соответствии с ним в структуру муниципального хозяйства можно выделить: