Муниципальная служба и ее характерные особенности. Правовой статус муниципального служащего

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: проанализировать особенности муниципальной службы и правовой статус муниципального служащего в Российской Федерации.
Из цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть понятие и определить основные признаки муниципального служащего;
- рассмотреть классификацию муниципальных служащих;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Понятие, функции, правовое регулирование муниципальной службы в Российской Федерации…………………………………………………………5
1.1.Понятие, задачи, функции муниципальной службы……………………….5
1.2.Принципы муниципальной службы. Правовые источники муниципальной службы……………………………………………………………………………10
Глава 2.Правовые основы муниципальных служащих ……………………….14
2.1.Правовой статус муниципальных служащих. Классификация муниципальных служащих……………………………………………………...14
2.2.Особенности прохождения муниципальной службы……………………...20
Глава 3.Институт муниципальной службы ……………………………………22
3.1Понятие и структура института …………………………………………….22
3.2Муниципальная служба в историческом аспекте ………………………….23
3.3Реформа муниципальной службы ………………………………………......25
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………………...27

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 113.50 Кб (Скачать)


                                                                             2

 

              

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине: Муниципальное управление

 

 

на тему:

 

Муниципальная служба и ее характерные особенности. Правовой статус муниципального служащего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1.Понятие, функции, правовое регулирование муниципальной службы в Российской Федерации…………………………………………………………5

1.1.Понятие, задачи, функции муниципальной службы……………………….5

1.2.Принципы муниципальной службы. Правовые источники муниципальной службы……………………………………………………………………………10

Глава 2.Правовые основы муниципальных служащих ……………………….14

2.1.Правовой статус муниципальных служащих. Классификация муниципальных служащих……………………………………………………...14

2.2.Особенности прохождения муниципальной службы……………………...20

Глава 3.Институт муниципальной службы ……………………………………22

3.1Понятие и структура института …………………………………………….22

3.2Муниципальная служба в историческом аспекте ………………………….23

3.3Реформа муниципальной службы ………………………………………......25

Заключение……………………………………………………………………….26

Список используемой литературы……………………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная тема является довольно обширной и по многим вопросам спорной. Вообще, правовая база муниципальной службы становится на собственный правовой путь. Раньше данный вопрос относился к государственной службе, которая давала общие понятия и регламентировала как государственную службу, так и муниципальную службу. Но в последнее время все больше появляется мнений о том, что государственную службу следует отграничивать от муниципальной службы по многим вопросам. Это связано с тем, что идет общее развитие всех институтов муниципального права.

С изменением политических, экономических, правовых условий в России возрождается местное самоуправление. И сейчас, в органах местного самоуправления занимают должности муниципальные служащие, которые структурно представляют особую группу служащих.

Актуальность темы заключается в исследовании прав и обязанностей муниципального служащего, составляющих его правовой статус, а также гарантий их реализации.

Объектом исследования является специальный правовой статус особого субъекта - муниципального служащего в Российской Федерации.

Предметом исследования выступает комплекс профессиональных прав и обязанностей муниципального служащего как элементов его специального правового статуса, а также их социально-экономические, политические, идеологические, юридические и иные гарантии.

Цель  исследования: проанализировать особенности муниципальной службы и правовой статус муниципального служащего в Российской Федерации.

Из цели вытекают следующие задачи:

- раскрыть понятие и определить основные признаки муниципального служащего;

- рассмотреть классификацию муниципальных служащих;

- исследовать развитие правового статуса муниципального служащего в России;

- проанализировать понятие, структуру и элементы правового статуса муниципального служащего;

- раскрыть особенности прохождения муниципальной службы.

Работа носит реферативный характер. Структурно работа представлена введением, тремя главами, заключением, списком используемой литературы.

При исследовании данной проблемы были использованы работы таких ведущих специалистов в области муниципального права и муниципального управления как: Кутафин, Фадеев, Старилов, Таболин, Коваленко, Арановский, Князев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1.Понятие, функции, правовое регулирование муниципальной службы в Российской Федерации.

 

1.1.Понятие, задачи, функции муниципальной службы.

Понятие “муниципальной службы” сравнительно новое для нашего законодательства. Понятие, виды, содержание муниципальной службы напрямую связанны с пониманием и законодательным установлением местного самоуправления и системы его органов.

В годы существования СССР о муниципальной службе не говорили. Но на уровне местного управления в то время работали государственные служащие, выполнявшие специфические функции, но не имевшие специального наименования, то есть это были “государственные служащие местных органов государственной власти”.

С принятием в 1990-х годах новых законов, устанавливающих систему местного самоуправления, встает вопрос и о служащих, работающих в органах местного самоуправления, об их правовом статусе и особенностях функционирования и прохождения службы. Принимаемые органами местного самоуправления нормативно-правовые акты фиксируют и правовой статус муниципальных служащих.

До перехода к организации местной власти на началах самоуправления и становления местного самоуправления в качестве самостоятельной формы осуществления власти народа понятие “муниципальная служба” в законодательстве не использовалось, ибо в нем не было необходимости: служащие местных органов государственной власти – местных Советов и исполнительных комитетов – являлись государственными служащими. Закон РСФСР “О местном самоуправлении в РСФСР” от 6 июля 1998 года также не использовал понятие “муниципальная служба”. Служба в органах местного самоуправления трактовалась первоначально как часть государственной службы. Государственный служащий и муниципальный служащий рассматривались как равнозначные понятия. Согласно такому взгляду муниципальный служащий – это государственный служащий, работающий в органе местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральный Закон “Об основах государственной службы в Российской Федерации” от 13 июля 1995 года разграничил государственную службу как профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов (ст. 2). Государственный служащий – это гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 3)

Муниципальная служба является сложным социально-правовым институтом. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих права и обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. В нравственном аспекте - рассматривает этические основы муниципальной службы. Если говорить об отличии задач муниципальных служащих от задач государственных гражданских служащих, то оно заключается лишь в уровне (федеральный, региональный, местное самоуправление), то есть качественного отличия не существует: все направлено на улучшение благосостояния общества, удовлетворение общественных интересов.

Муниципальная служба является механизмом реализации функций и задач органов местного самоуправления. Для их осуществления в муниципальной службе используются достижения различных наук - социологии управления, административного права, политологии, психологии управления, экономических и других наук. На этой основе складывается общая теория муниципальной службы, разрабатывающая пути осуществления этой службы как управленческой деятельности.

Основные цели муниципальной службы:

- муниципальная служба должна стать эффективной структурой социального обслуживания, ответственной перед государством и подотчетной населению;

- муниципальная служба может успешно функционировать на нижних уровнях управления, не дожидаясь команд с "верхних этажей", в соответствии с принципом оперативности управления;

- муниципальная служба способна эффективнее разрабатывать природные, экономические, человеческие ресурсы муниципального образования посредством самоорганизации местных коллективов и профессионального управления.

Таким образом, муниципальная служба не входит в систему государственной службы, не является ее структурной частью и требует своего правового регулирования.

Основными задачами муниципальной службы являются:

- обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения;

- подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления;

- защита прав и законных интересов муниципального образования.

Более того, с точки зрения задач, эта служба представлена

- в социальном аспекте: это профессиональное осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности лицами;

- в политическом: как деятельность по реализации государственной политики, достижение целей и задач в обществе и государстве, то есть от ее стабильности и эффективности зависит устойчивость общественных отношений;

- в правовом: юридическое установление служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих.

Функции муниципальной службы.

Если говорить о функциях, то исполнительная и распорядительная деятельность направлена на все сферы муниципального образования. Прежде всего, это финансовая сфера, то есть разработка проекта местного бюджета, отчет об его исполнении, а так же непосредственное обеспечение местного бюджета. Далее, разработка и организация социально-экономических программ развития территории и обеспечение их реализации; разработка нормативно-правовых актов по вопросам местного значения; управление и распоряжение муниципальной собственностью. Не менее важная функция – это руководство муниципальным здравоохранением, эксплуатация муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства и другими муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями. Наконец, важнейшая функция: осуществление полномочий органов государственной власти, переданные федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Следует отметить, что сходства государственной и муниципальной службы есть и единственное их отличие – это уровень и некоторые другие особенности.

Каждый подинститут муниципальной службы, выполняет наряду с общими также специфические функции. Например, для подинститут аттестации муниципальных служащих характерны функции оценки, контроля, информирования и т.д. Главная функция права муниципальной службы состоит, прежде всего, в том, чтобы обеспечить детальное, точное и определенное нормативное регулирование муниципально-служебных отношений.

Итак, под функциями муниципальной службы следует понимать основные направления практической реализации правовых норм института муниципальной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования служебных отношений и выполнению муниципальной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Принципы муниципальной службы. Правовые источники муниципальной службы.

Муниципальная служба основана на следующих основных принципах, закрепляемых Законом об основах муниципальной службы:

1)принцип верховенства Конституции РФ, федеральных зако­нов и законов субъектов Федерации над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями. Он вытекает из ч. 2 ст. 4 Конституции РФ и является общим для организаций и деятельности государственной, муниципальной и иных видов служебной деятельности в нашем государстве;

2)принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия.

Как известно, Конституция РФ (ст. 2) признает человека, его права и свободы высшей ценностью, а согласно ст. 18 права и сво­боды человека и гражданина являются непосредственно действую­щими и определяют деятельность местного самоуправления, а зна­чит, и муниципальных служащих;

3)              принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий.

4)принцип профессионализма и компетентности муниципаль­ных служащих. Он требует от муниципальных служащих знать свои права и обязанности, повышать уровень своих профессио­нальных знаний и навыков;

5)принцип ответственности муниципальных служащих за не­исполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, призванный обеспечить дисциплину в деятельности муниципальных служащих, формирование чувства их личной от­ветственности за порученное дело;

Информация о работе Муниципальная служба и ее характерные особенности. Правовой статус муниципального служащего