Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:03, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать особенности муниципальной службы и правовой статус муниципального служащего в Российской Федерации.
Из цели вытекают следующие задачи:
- раскрыть понятие и определить основные признаки муниципального служащего;
- рассмотреть классификацию муниципальных служащих;
- исследовать развитие правового статуса муниципального служащего в России;
- проанализировать понятие, структуру и элементы правового статуса муниципального служащего;
- раскрыть особенности прохождения муниципальной службы.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Понятие, функции, правовое регулирование муниципальной службы в Российской Федерации…………………………………………………………5
1.1.Понятие, задачи, функции муниципальной службы……………………….5
1.2.Принципы муниципальной службы. Правовые источники муниципальной службы……………………………………………………………………………10
Глава 2.Правовые основы муниципальных служащих ……………………….14
2.1.Правовой статус муниципальных служащих. Классификация муниципальных служащих……………………………………………………...14
2.2.Особенности прохождения муниципальной службы……………………...20
Глава 3.Институт муниципальной службы ……………………………………22
3.1Понятие и структура института …………………………………………….22
3.2Муниципальная служба в историческом аспекте ………………………….23
3.3Реформа муниципальной службы ………………………………………......25
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы……………………………………………...27
Закон
не относит к муниципальным
Не относятся к категории муниципальных служащих руководители муниципальных предприятий, учреждений, организаций, ибо муниципальная служба осуществляется в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий, а также лица, которые исполняют обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления и не замещают муниципальные должности муниципальной службы.
Другой признак муниципального служащего — исполнение и обеспечение полномочий органов местного самоуправления. Эта деятельность является профессиональной, осуществляемой на постоянной основе и в порядке, который определяется уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации.
Наконец, еще одним признаком муниципального служащего является то, что денежное вознаграждение за исполнение своих обязанностей он получает из средств местного бюджета, ибо именно за счет этих средств финансируется муниципальная служба. При этом минимально необходимые расходы муниципальных образований на муниципальную службу должны учитываться органами государственной власти при определении минимальных местных бюджетов.
Классификация муниципальных служащих возможна по различным основаниям.
В зависимости от характера и объема полномочий муниципальные служащие подразделяются на руководителей и специалистов.
Руководители
— это должностные
лица местного самоуправления,
выполняющие организационно-
Специалисты
обеспечивают полномочия органов, выборных
должностных лиц местного самоуправления
(консультант главы муниципального образования,
консультант управления (отдела, службы),
главный, ведущий специалисты и др.).
2.2.Особенности прохождения муниципальной службы.
Закон об основах муниципальной службы устанавливает, что поступление на муниципальную службу осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде с учетом особенностей, предусмотренным данным Законом.
Порядок
поступления и прохождения
К условиям поступления на муниципальную службу относятся:
1) гражданство
Российской Федерации, ибо согласно Закону
муниципальным служащим может быть только
гражданин Российской Федерации1.
Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной службе. При этом не допускается установление при поступлении на муниципальную службу, каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений и преимуществ в зависимости от расы, пола, национальности, отношения к религии и т.д.;
Гражданин не может быть принят на муниципальную службу и находиться на муниципальной службе в случаях:
а) признания его судом недееспособным или ограниченно
дееспособным;
б) лишения его судом права занимать муниципальные или государственные должности в течение определенного срока;
в) наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего выполнению им должностных обязанностей;
г) наличия
близкого родства или свойства (родители,
супруги,
братья, сестры, дети, а также братья, сестры,
родители и дети супругов) с муниципальными
служащими, если их служба связана
непосредственной подчиненностью или
подконтрольностью одно
го другому;
д) отказа от предоставления сведений, предусмотренных законодательством о муниципальной службе.
При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет:
а) личное заявление;
б) документ, удостоверяющий личность;
в) трудовую книжку;
г) документ, подтверждающий профессиональное образование;
д) справку о своем имущественном положении;
е) медицинское
заключение о состоянии здоровья;
Глава 3. Институт
муниципальной службы.
3.1.Понятие и структура института муниципальной службы.
Институт муниципальной службы является юридически исходным правовым средством в системе построения местного самоуправления, ибо он включает в себя правовой материал, который используется в каждодневной практике органов власти, то есть он обеспечивает функционирование местного самоуправления.
Институт муниципальной
службы состоит из первичных единичных
юридических положений –
Итак, институт
муниципальной службы – это система
правовых норм, которая регулирует
отношения, складывающиеся в процессе
организации самой системы
3.2.Муниципальная служба в историческом аспекте.
Местное самоуправление по российскому законодательству второй половины прошлого века делилась на две основные формы: земское и городское. Наиболее общее (и важное) значение имело земское самоуправление, так как в нем участвовало население не только уездов, но и городов (городские избирательные собрания при выборах органов земского самоуправления).
В Положении о губернских и уездных земских учреждениях, утвержденном указом Александра III от 12 июня 1890 года, устанавливалось, что «должности председателей и членов земских управ замещаются по выборам подлежащих земских Собраний, которым предоставляется избирать и более одного лица на каждую должность».
При замещении земских должностей необходимо было учитывать, чтобы на выборных должностях в одном и том же учреждении не служили одновременно лица, состоящие в первой степени родства и степенью родства: в прямой линии – без ограничения, а в боковых – до третьей включительно. Министр внутренних дел утверждал лиц, избранных председателями Губернских Управ. Губернатор утверждал лиц, избранных председателем Уездных Управ, и членов как Губернских, так и Уездных Управ.
На выборных должностях в земском управлении устанавливался трехлетний срок службы. Дела об ответственности подчиненных Управам должностных лиц, в том числе и служащих по найму, за преступления по службе возбуждались по предложениям Губернатора или по представлениям Земских Собраний и Управ. Эти лица подлежали ответственности за должностные преступления на одинаковых основаниях с лицами, состоявшими на государственной службе. Городовое положение 1892 года определяло порядок формирования Городской Управы и других исполнительных органов городского общественного управления.
Интересна история
развития в течении последних
лет законодательства о местном
самоуправлении. Президент Российской
Федерации издал Указы от 9 октября
1993 года N° 1616 “О некоторых мерах по
оказыванию государственной поддержки
местного самоуправления” и от 26 октября
1993 года N° 1760 “О реформе местного самоуправления
в Российской Федерации”. Во исполнение
этих указов в конце 1993 года была подготовлена
программа первоочередных мер государственной
поддержки местного самоуправления в
Российской Федерации. В августе 1995 года
Государственная Дума приняла федеральный
закон “Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации”. С принятием данного закона
впервые речь пошла о местном самоуправлении,
зависимом не от властной вертикали, а
от воли населения.
3.3.Реформа муниципальной службы.
Совершенно неразработанным в данной сфере остается вопрос о выборных муниципальных служащих и, наверное, уже в ближайшее время процессы выборов муниципальных служащих будут все более набирать силу. Какие факторы влияют на реформу отрицательно? Это политическая и организационная нестабильность в органах местного управления; отсутствие достаточного нормативно-правового регулирования деятельности муниципальных служащих; неопределенность правового статуса муниципальных служащих; отсутствие единой кадровой политики, то есть неопределенность работы по подготовке, переподготовке и повышения квалификации муниципальных служащих; слабая профессиональная подготовленность значительной части муниципальных служащих, особенно в юридических, финансово-экономических, социально-культурных вопросах; неучет местных особенностей, которые являются важными факторами, сопутствующими управленческой деятельности служащих.
Реформирование муниципальной службы – длительный процесс, связанный с другими реформами, со многими изменениями, происходящими внутри законодательства, а также самого государства. Новые процессы, происходящие в обществе, политике, экономике будут влиять на формирование системы муниципальной службы. К сожалению, до сих пор нет правовой модели и юридической обоснованности реформы муниципальной службы в России, но она делится приблизительно на 3 этапа: I – начало 90-х, то есть начало развития законодательства в отношении государственной и муниципальной службы; II – конец 90-х, в течении этого времени реформа муниципальной службы осуществляется не только на федеральном уровне, но и на других управленческих уровнях: в аппарате управления субъектов Российской Федерации и в органах местного самоуправления. III – Завершающим этапом охватывается весь последующий период. Это кодификация всего нормативно-правового материала (создание Кодекса гражданской службы).
Заключение
В органах исполнительной власти работает колоссальное количество служащих, назначенных уполномоченными субъектами на соответствующие должности. Число же избранных населением мэров городов незначительно. Между тем местное самоуправление несовместимо с принципом назначения. У сильного местного самоуправления есть еще одна положительная сторона: оно позволит уменьшить количество чиновников на федеральном и региональном уровнях. Таким образом, повсеместное введение системы власти, основанной на самоуправлении, может решить кадровую проблему.
Местное самоуправление - власть, наиболее приближенная к населению. Близость определяется не столько ее местом в иерархической лестнице, сколько теми функциями, которые она выполняет. Занимаясь вопросами местного значения, она должна решать их в интересах населения.
За столь короткий
период правовая база муниципальной
службы становится на собственный правовой
путь и продолжает развиваться дальше.
Если раньше данный вопрос относился
к государственной службе, которая
давала общие понятия и регламентировала
как государственную службу, так и муниципальную
службу, то в последнее время все больше
появляется мнений о том, что государственную
службу следует отграничивать от муниципальной
службы по многим вопросам. Это связано
с тем, что идет общее развитие всех институтов
муниципального права. И хотя понятие
“муниципальной службы” сравнительно
новое для нашего законодательства, оно
выступает одним из важнейших вопросов
муниципального права.