Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:26, контрольная работа
Местное самоуправление согласно Европейской хартии о местном самоуправлении – одна из основ любого демократического строя. Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление (ст. 3, 12, 130–133 и др.). Исходя из ее положений Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. устанавливает: «Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации»
1. Понятие, сущность местного самоуправления и его система……………….3
2. Формы прямого волеизъявления граждан в системе местного самоуправления……………………………………………………………………...6
Библиографический список………………………………………………………..18
Содержание
1.
Понятие, сущность местного
2. Формы прямого волеизъявления
граждан в системе местного
самоуправления…………………………………………
Библиографический
список………………………………………………………..
1. Понятие, сущность местного самоуправления и его система.
Местное самоуправление согласно Европейской
хартии о местном самоуправлении
– одна из основ любого демократического
строя. Конституция РФ признает и
гарантирует местное
Местное самоуправление – основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления.
Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно (т. е. путем референдума, выборов), через органы государственной власти и через органы местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, форма народовластия.
Признание местного самоуправления предполагает:
-Установление децентрализованной системы управления;
-Закрепление иных (нежели в условиях
централизации
и концентрации власти) основ взаимоотношений
федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти
субъектов РФ и органов местного самоуправления;
-Организационную обособленность местного самоуправления, его органов в системе управления обществом и государством;
-Самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий;
-Выделение особой сферы местных вопросов, где органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственны прежде всего перед своим населением.
Европейская хартия, связывая местное
самоуправление
с правом его органов на самостоятельную
и под свою ответственность деятельность,
указывает в первую очередь на их роль
в реализации местного самоуправления,
а также на то, что это право осуществляется
не только выборными органами самоуправления,
но и путем прямого участия граждан в реализации
функций местного самоуправления.
Конституция РФ исходит из того, что право местного самоуправления осуществляется населением как через формы прямого волеизъявления, так и через выборные и другие органы местного самоуправления.
Развивая конституционные
1. Это право население может
реализовать путем создания
2. Право населения на местное
самоуправление предполагает
3. Государство признает
Государство признает и защищает равным
образом наряду
с другими формами собственности муниципальную
собственность – экономическую основу
реализации права населения на местное
самоуправление;
-Государство признает право населения на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления;
-Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается при наличии согласия населения соответствующих территорий;
-Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.
2. Формы прямого волеизъявления граждан в системе местного самоуправления.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 3), высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы, которые обеспечивают самую массовую форму участия граждан в управлении делами на общегосударственном уровне и на уровне местного самоуправления, а также общественной жизнью.
Местный референдум.
Местный референдум - голосование
граждан Российской Федерации, постоянно
или преимущественно
Основные вопросы организации и проведения местных референдумов регулируются прежде всего федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также законами субъектов Российской Федерации о местного референдуме и уставами муниципальных образований.
В местном референдуме
имеют право участвовать все
граждане Российской Федерации, постоянно
или преимущественно
Согласно общим принципам проведения местного референдума, установленным Законом о «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и лично, голосование за других лиц не допускаются; участие в референдуме является добровольным и свободным. Никто не вправе воздействовать на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в местном референдуме, а также на его свободное волеизъявление; голосование осуществляется на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании; граждане участвуют в местном референдуме на равных основаниях по месту своего постоянного проживания; каждый гражданин имеет один голос.1
Важнейшим требованием Закона, связанным с подготовкой и проведением местного референдума, является гласность.
На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления. Законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть определены вопросы, подлежащие вынесению на референдум.
На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
Статьей 14 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлены обстоятельства исключающие проведение местного референдума. В частности, местный референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, либо на территории на которой предполагается проводить референдум, либо на части этой территории, а также в течении трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
Общий порядок реализации
инициативы проведения местного референдума
установлен Федеральным Законом
«Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации» (ст.33),
согласно которому каждый гражданин
или группа граждан, а равно общественное
объединение, зарегистрированное в
установленном порядке, могут образовать
инициативную группу для проведения
местного референдума в количестве
не менее 10 человек. В случае, если инициатором
проведения местного референдума выступает
избирательное объединение, то руководящий
орган избирательного объединения
или руководящий орган его
регионального, местного отделения, местной
организации выступает в
Подписи граждан в поддержку
инициативы проведения референдума
собираются в порядке и количестве,
определяемом законом субъекта Российской
Федерации и уставом
Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум. В случае вынесения на референдум законопроекта, проекта нормативного правового акта органа местного самоуправления лицо, собирающее подписи, должно представлять текст этого проекта участнику референдума по его первому требованию.
Местный референдум назначается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе, по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования, а также по решению собрания (схода) участников референдума или иных субъектов в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования. Референдум назначается только на календарный выходной день.
Процесс подготовки местного референдума представляет собой совокупность этапов и действий, включающую формирование комиссией референдума, составление списков участников референдума, образование участков референдума, агитацию при проведении референдума, финансирование референдума, организацию голосования, подсчет голосов участников референдума, установление результатов референдума и их опубликование.2
Подготовку и проведение местного референдума, защиту права граждан на участие в местном референдуме осуществляют муниципальные комиссии референдума и участковые комиссии референдума.
Муниципальные и участковые комиссии референдума в пределах своей компетенции не зависимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Решения муниципальной комиссии референдума, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для участковых комиссий референдума, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и участников референдума.
Полномочия, порядок формирования
и деятельности комиссий референдума
устанавливаются Федеральным
Формирование муниципальных и участковых комиссий референдума осуществляется представительным органом местного самоуправления на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.