Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 13:34, реферат
Применительно к организации и деятельности местных органов в литературе и законодательстве разных стран используют различные понятия "местное управление", "местное самоуправление", "муниципальное управление". Однако до сих пор четко не определено соотношение этих понятий между собой, степень их сходства или различия, а потому одинаковые по сущности явления определяют различными терминами, и наоборот.
Введение…………………………………………………………………2стр.
Основная часть…....................................................................................3стр.
Заключение…………………………………………………………….17стр.
Литература…………………………………………………………….18стр.
Таким образом, главный признак, отличающий местное самоуправление от местного управления - выборность, а не предметы ведения.
Это нашло свое подтверждение и в "Европейской Хартии Местного самоуправления". В соответствии со статьей 3 Хартии "1.Под местным самоуправлением понимается право и действительная способность местных сообществ контролировать и управлять в рамках закона под свою ответственность и на благо населения значительной частью общественных дел.
2. Это право осуществляется советами или ассамблеями, состоящими из членов, избранных в результате свободных, тайных, равных, прямых и всеобщих выборов, и могущими иметь в своем распоряжении исполнительные органы, которые ответственны перед ними."
Но выборность - не единственный признак, отличающий местное самоуправление от местного управления. Органы местного самоуправления отличаются большей степенью автономности, самостоятельности в решении переданных в их ведение вопросов. Но самое, пожалуй, главное отличие - отсутствие в системе местного самоуправление иерархических отношений. Система местного самоуправления несовместима с подразделением на вышестоящие и нижестоящие органы.
Наиболее рельефно, так сказать в чистом, идеальном виде, различия между местным управлением и самоуправлением можно продемонстрировать на примере двух основных систем, применяемых во многих развивающихся странах - строго централизованной и муниципальной (это название мы будем употреблять в данный момент,поскольку именно такой термин употребляют специалисты, занимающиеся этими вопросами, в данном случае М.А.Штатина,но пока достаточно условно, поскольку мы еще не определились, что следует понимать под муниципальным управлением, а мы склонны не отождествлять муниципальное управление со всем местным самоуправлением, но об этом речь специально пойдет чуть ниже).
Итак, основными чертами строго централизованной системы управления местными делами ( в нашем понимании близкой к системе местного управления, но полностью не тождественной ей) можно считать следующие:
а)местные органы не обладают самостоятельностью в решении местных дел;
б)главой административно-
в)все местные органы обладают полномочиями двух видов - осуществление общегосударственных мероприятий и управление местными делами;
г)выборные учреждения - советы - играют преимущественно роль совещательных учреждений;
д)существует строгая иерархия администраторов.
При данной системе глава административно-
Наличие советов - выборных учреждений - при данной системе не является обязательным, а лишь возможным.
Муниципальная система ( вернее, система местного самоуправлени
а)относительной самостоятельностью местных органов в решении местных вопросов;
б)главою административно-
в)глава местной администрации выступает лишь как "деятель местного масштаба", но не представитель центра;
г)отсутствием, как правило, иерархии советов;
д)муниципалитеты, как правило, не составляют единую систему в масштабах страны и действуют наряду со строго централизованной.
При этой системе все полномочия по решению вопросов местного значения принадлежат избираемому населением органу - совету, который вправе перераспределять их между другими органами, оставляя за собой право руководства, контроля и принятия окончательных решений.(Штатина М.А.Административное право развивающихся стран.М.,1989, с. 47-50).
Следует еще раз оговориться, что приведенные выше две системы организации местной власти можно рассматривать в виде идеальных схем, которые на практике в чистом виде, как правило, не существуют. Организация местной власти, особенно в развитых странах, гораздо более сложна, разнообразна, существует в более смешанном, не таком схематичном виде.
Едва ли можно так категорично применительно к развитым странам говорить о полном отсутствии у органов местного управления самостоятельности в решении местных дел, все равно что наделять органы местного самоуправления абсолютной самостоятельностью. Даже при самой строгой централизации власти органы, наделенные соответствующими полномочиями по осуществлению конкретных функций, наделяются и относительной самостоятельностью действий, пусть и в определенных рамках. Речь как раз и идет о широте и жесткости этих рамок, а соответственно о большей или меньшей степени относительной самостоятельности органов местного управления и самоуправления.
Местные органы самоуправления также обладают относительной, но не абсолютной, самостоятельностью, что, разумеется, не следует рассматривать в качестве ущемления их прав, недостатком таковой системы. Вполне оправданным можно признать распространенное мнение, что полностью автономное местное управление препятствует согласованности общенациональных мероприятий, ведет к дроблению администрации, создает почву для всякого рода злоупотреблений.
Таким образом, и органы местного управления, и органы местного самоуправления обладают относительной самостоятельностью в решении вопросов местного значения, с разной лишь ее степенью. И для органов местного самоуправления определение разумных, оправданных рамок относительной самостоятельности играет, пожалуй, жизненноважное значение, поскольку излишнее их сужение, установление чрезмерной опеки может вылиться в прямое администрирование, вмешательство извне, а значит и разрушить саму основу самоуправления, предоставление же абсолютной свободы может привести к трансформации местного самоуправления в местное самоуправство, в местничество, что затруднит функционирование государства как единого целого.
Определившись с соотношением понятий "местное управление" и "местное самоуправление", перейдем к вопросу о том, какое место среди этих двух явлений занимает"муниципальное управление". Вопрос этот тем более важен, что чаще всего происходит смешение именно двух понятий - местное самоуправление и муниципальное управление. Нередко эти понятия употребляются как тождественные. Вряд ли с этим можно согласиться.
Местное самоуправление неоднородно по своей сущности и формам реализации и здесь необходимо обратиться к административно-
Муниципальное же управление характеризуется максимальной приближенностью к нуждам непосредственно населения отдельной территориальной единицы, и эти нужды и интересы являются приоритетными и преобладающими.К муниципальном
С вышеизложенным в какой-то мере перекликается и существовавшее в американской научной теории деление местных единиц на муниципальные корпорации в буквальном смысле слова и квази-муниципальные корпорации. Муниципальная корпорация определяется как политический орган, созданный объединением людей, проживающих на определенной местности, и наделенный полномочиями с целью оказания содействия в гражданском управлении штатом и регулирования и управления своими местными и внутренними делами.
Вряд ли данное определение следует признать верным в том смысле, что приоритетные интересы муниципалитетов, в соответствии с ним, лежат в плоскости интересов управления штатом, а не местными делами. Однако вполне правомерно к муниципальным корпорациям в буквальном смысле слова отнесены населенные пункты - города, виллиджи и др., к квази-муниципальным же корпорациям - округа, специальные (школьные и т.п.) округа и др.
Такое деление имеет место не только в теории. Следуя практике, которая существовала в Англии, а затем была перенесена на американские колонии, американские суды проводят различие между двумя типами публичных корпораций- муниципальными и к
Кроме того, различие между этими двумя типами публичных корпораций состоит и в том, что муниципальные обладают большей свободой от контроля извне, большей самостоятельностью в регулировании таких вопросов, как приобретение и распоряжение собственностью.
Таким образом, как видно из вышеизложенного, понятия "местное управление", "местное самоуправление" и "муниципальное управление" име
Различия же между ними касаются как порядка формирования, так и компетенции, взаимоотношений с центральной властью и другими органами, действующими на местах, и т.п. И эти различия, в большей части, столь существенны, что делают недопустимым подмену понятий без искажения их существа.
Попытаемся обобщить все вышеизложенное и сформулировать некоторые выводы и определения.
1.Понятие "местное управление" употребляется в широком и узком смысле слова.
Под местным управлением в широком смысле слова понимается управление делами определенной территориальной единицы,осуществляемое на началах централизации или самоуправления назначаемыми или избираемыми органами.
Местное управление в узком смысле слова (как отличное от самоуправления), как мы уже говорили, характеризуется: назначением должностных лиц сверху, включением органов местного управления в единую систему управления с иерархическими отношениями -отношениями власте-подчинения, ориентированностью деятельности прежде всего на общегосударственные (или субъектов федерации) цели. Следовательно, под местным управлением в узком смысле слова можно понимать низовое звено единой системы государственного управления, осуществление назначаемыми чиновниками руководства развитием отдельной территориальной единицы в целях реализации общегосударственных (штатных) целей (мероприятий) и регулирования и контроля местных дел.
2. Местное самоуправление, в отличие от местного управления, ориентировано на местные нужды и интересы, осуществляется органами, избираемыми на основе всеобщего избирательного права ( нередко с участием органов, должностных лиц, назначаемых этими выборными органами), подответственными населению и обеспечивающими частое и широкое участие жителей самоуправляющейся единицы в решении местных вопросов. Понятие местного самоуправления уже сформулировано в приведенном ранее определении из Европейской Хартии местного самоуправления, но попытаемся на его основе сформулировать собственное, исходя из описанных ранее характерных признаков, присущих местному самоуправлению :
Местное самоуправление - это право и действительная способность местных сообществ самостоятельно и под свою ответственность через формируемые (создаваемые) ими органы осуществлять контроль и управление переданной в их ведение государством частью общественных дел на благо населения и при частом и широком участии этого населения.
3.Муниципальное управление можно определить как разновидность местного самоуправления, осуществляемого в рамках естественно сложившихся как места проживания граждан населенных пунктах.
4.Единицами местного управления и самоуправления следует считать территориальные единицы, имеющие легально идентифицированную территорию и проживающее на ней население, собственную управленческую структуру и обладающие определенной степенью самостоятельности в решении переданных в их ведение вопросов.
5.Понятия "местное самоуправление" и "муниципальное управление" нел
Заключение
1. Совершенствование местного самоуправления обеспечивает привлечение населения к управлению и тем самым способствует дальнейшему развитию демократии.
2. Вовлечение граждан в решение местных проблем влияет на развитие их самосознания, побуждает к активной деятельности.