Местное самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:46, контрольная работа

Описание работы

Понятие «муниципальное право» — новое для нашего государствоведения, хотя вопросы муниципального управления, муниципального хозяйства в свое время являлись предметом исследования юристов и деятелей земского движения дореволюционной России, а также отдельных ученых 20-х годов.

Работа содержит 1 файл

mynicipal'noe_pravo.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

              Основным ис­точником муниципального права является Конституция Российской Фе­дерации.

              Вторым базовым источником является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции» от 28 августа 1995 г.

              К специальным законам в области муниципального права можно отне­сти также Федеральный закон «О финансовых основах местного само­управления в Российской Федерации», Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

              Источниками муниципального права являются также федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «Об образовании», «О недрах», «Об участии в международном информационном обмене», «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и многие другие.

              Источниками муниципального права являются указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Фе­дерации и постановления Конституционного Суда. Государственная Дума и Совет Федерации также могут принимать наряду с законами другие нормативные правовые акты, являющиеся ис­точниками муниципального права.


2. Участники муниципально-правовых отношений

 

              Субъекты (участники) муниципально-правовых отношений - лица, представляющие местное самоуправление и имеющие право принимать решения поп вопросам местного значения, а также физические и юридические лица, общественные и государственные органы, вступающие с муниципалитетом в правовые отношения.

              Субъекты муниципально-правовых отношений многочисленны и разнообразны. Можно выделить следующие группы субъектов муниципально-правовых отношений:

1) сообщество граждан, проживающих в пределах муниципального образования;

2) органы местного самоуправления (представительные и исполнительные);

3) выборные должностные лица (депутаты, главы муниципальных образований);

4) органы территориального общественного самоуправления (домовые комитеты, советы и т.д.);

5) юридические лица (например, хозяйствующие субъекты, действующие на территории муниципального образования);

6) физические лица или группы лиц (в частности, обращающиеся в органы местного самоуправления с правотворческой инициативой);

7) государственные органы Российской Федерации;

8) государственные органы субъектов Российской Федерации;

9) различные предприятия, организации, учреждения.

              Кроме того, необходимо иметь в виду, что особым субъектом муниципально-правовых отношений может быть и муниципальное образование в целом. Так, муниципальное образование обладает правами собственника муниципального имущества; правом иметь свою символику (гербы, эмблемы и др.). От имени муниципального образования как особого субъекта муниципально-правовых отношений выступают: либо население непосредственно, либо органы местного самоуправления.

 

 

 

Местные референдумы

             

              К формам осуществления местного само­управления относятся:

              1) формы непосредственной демократии: местный референдум; выборы органов мест­ного самоуправления и должностных лиц ме­стного самоуправления; отзыв выборных должностных лиц; собрания, сходы граждан; митинги; демонстрации; шествия; правотворческая инициатива граждан; обращение граж­дан в органы местного самоуправления;

              2) формы представительной демократии: выборные органы местного самоуправления и выборные должностные лица;

              3) местное самоуправление осуществляется также через исполнительные органы.

              Местный референдум — это осуществляемое в пределах муниципального образования по­средством голосования прямое волеизъявление граждан, проживающих в границах муници­пального образования, направленное на реше­ние (обязательный референдум) или обсужде­ние (консультативный референдум) вопросов местного значения, отне­сенных к компетенции местного самоуправления, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными за­конами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муници­пальных образований.

              Понятие местного референдума, равно как и понятие других форм осуществления местного самоуправления, обладает своими отличитель­ными признаками. Признаки эти очевидны.

              Первый признак — это непосредственное осуществление гражданами муниципальных образований власти, источником которой в соответст­вии с Конституцией Российской Федерации является народ всей страны. Власть реализуется в данном случае путем прямого волеизъявления по­средством голосования. При этом каждый гражданин, имеющий право решающего голоса, участвует в референдуме лично.

              Второй признак состоит в том, что в референдуме принимают участие только те граждане, которые проживают на территории данного муници­пального образования.

              Третий признак указывает на локальность территории, где проводит­ся местный референдум.

              Четвертый признак ограничивает сферу влияния референдума вопро­сами местного значения. Ибо законодательство о местных референдумах, о местном самоуправлении прямо указывает, что на местных референду­мах решаются (обязательный референдум) или обсуждаются (консульта­тивный референдум) вопросы местного значения.

              Местные референдумы можно разделить на две группы: обязательные и консультативные.

              Под обязательным референдумом следует понимать местный рефе­рендум, результатом которого является решение, обязательное к испол­нению всеми субъектами муниципально-правовых отношений.

              В соответствии со ст. 61 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», принятого 5 сентября 1997 г. (в редакции ФЗ от 30 марта 1999 г.), решение, принятое на референдуме в Российской Федерации, яв­ляется обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.

              Все законы о местном референдуме субъектов Российской Федера­ции также предусматривают обязательность решений граждан, принятых на референдуме. По состоянию на 19 сентября 1997 г. законы о местном референдуме приняты в 65 субъектах Российской Федерации.

              Из этого следует, что тенденция развития норм об обязательности ре­шений, принятых на местных референдумах, уже сложилась на всех уров­нях нормотворчества, в том числе и в системе местного самоуправления.

              Консультативный референдум, в отличие от обязательного, не имеет такого широкого распространения. Нормы о консультативном референ­думе имеются лишь в отдельных законах о местном референдуме и мест­ном самоуправлении субъектов Российской Федерации.

              Принципы проведения местных референдумов установлены Конститу­цией РФ, Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», принятого Государственной Думой 5 сентября 1997 г. (в редакции ФЗ от 30 марта 1999 г.), гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего рав­ного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Участие гражда­нина в референдуме является свободным и добровольным. Никто не впра­ве оказывать воздействие на граждан с целью принудить их к участию или неучастию в референдумах, а также на их свободное волеизъявление. За­кон в ст. 5 закрепляет за всеми гражданами равное право на участие в ре­ферендуме. Учтены в законе принципы гласности и законности.

              Решение о проведении местного референдума, согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона «Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации», принимается представитель­ным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального об­разования.

              Часть 3 ст. 1 Федерального закона «Об основных гарантиях избиратель­ных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет норму, согласно которой местный референдум на­значается органом местного самоуправления. При этом не указывается, каким именно органом - представительным или исполнительным.

              Для подготовки и проведения местного референдума формируются комиссии местного референдума и участковые комиссии.

 

Муниципальные выборы

 

              Второй важнейшей формой непосредственного волеизъявления граж­дан являются выборы органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

              Выборы в системе местного самоуправления предназначены для фор­мирования органов местного самоуправления и избрания должностных лиц местного самоуправления.

              Участие граждан, проживающих на территории муниципального обра­зования, в выборах органов и должностных лиц местного самоуправления является непреложным признаком демократического государства.

              Выбирая депутатов, а также глав местного самоуправления из числа со­граждан, избиратели участвуют в деле организации управления на своей территории. От этого выбора во многом зависит судьба каждого граждани­на и судьба муниципального образования в целом.

              Качественный состав представительных органов зависит как от выбо­ра избирателей, так и от законодательства, на основе которого проводят­ся выборы.

              В настоящее время формированию законодательной основы избира­тельной системы уделяется особое внимание. Ее составляют Федераль­ный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референ­думе граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. (в редакции ФЗ от 30 марта 1999 г.), Федеральный закон «Об обеспечении конститу­ционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избран­ными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г.

              Назначение выборов осуществляют различные органы и должностные лица. Такой порядок предусмотрен и федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Часть 2 ст. 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации» предусматривает, что порядок проведения муниципаль­ных выборов определяется законами субъектов Российской Федерации.

              В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона «Об основных гаранти­ях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Россий­ской Федерации выборы органов или депутатов назначает уполномочен­ный на то орган или должностное лицо в соответствии с конституциями, законами, уставами субъектов Российской Федерации, уставами муници­пальных образований. В связи с этим субъекты Российской Федерации вправе сами определять порядок назначения выборов.

              Для организации и проведения выборов органов и должностных лиц местного самоуправления образуются избирательные комиссии.

              При проведении выборов депутатов в представительные органы ме­стного самоуправления образуются территориальные, окружные и уча­стковые избирательные комиссии. При проведении выборов глав муни­ципальных образований окружные комиссии не образуются. Эти вопросы решаются в субъектах Российской Федерации исходя из мест­ных условий и особенностей, нагрузки на территориальные избиратель­ные комиссии.

 

Положения основных местных стандартов

 

              Факторы, предопределяющие особое значение европейских стандартов местного самоуправления для России в рамках проводимой на современном этапе реформы публичной власти, федерализма и местного самоуправления:

1)     усиление влияния международных норм на внутреннее российское право в связи с современными интеграционными процессами,

2)     особенности конституционной концепции определения места общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров в правовой системе Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

              Поскольку признанные Россией как членом Совета Европы международные договоры, в той или иной степени затрагивающие вопросы организации местного самоуправления, во многих случаях не могут быть реализованы непосредственно и нуждаются в адаптации в национальном законодательстве (т.е. в имплементации), вопрос о способах и формах такой адаптации, как и об оценке ее соответствия международным (европейским) стандартам требует особого внимания.

              Важнейшим документом, закрепляющим международно-правовые стандарты организации публичной власти на местах, является Европейская хартия местного самоуправления (далее – Хартия МСУ, Хартия), ратифицированная Российской Федерацией 11 апреля 1998 года.

              Конституция Российской Федерации за­крепила следующие принципы местного са­моуправления:

              1. Экономической самостоятельности, оз­начающей:

Информация о работе Местное самоуправление