Местное самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:46, реферат

Описание работы

Конституция России говорит о том, что народ осуществляет свою власть непосредственно, через референдум и свободные выборы, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Таким образом, органы местного самоуправления – конституционные органы власти местного самоуправления (муниципальной власти).

Содержание

Введение.
1.Органы местного самоуправления.
1.1. Структура органов местного самоуправления конкретного муниципального образования, участие населения в определении структуры органов местного самоуправления.
1.2. Классификация органов местного самоуправления муниципального образования.
2. Формирование органов местного самоуправления, особенности их правового статуса и его регулирование.
3. Представительный орган муниципального образования.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Реферат МУ.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

По  вопросам своей компетенции представительный орган принимает решения, устанавливающие  правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, которые принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено Законом, а также решения по вопросам организации своей деятельности.

Если  представительный орган принимает решение об изменении структуры органов местного самоуправления муниципального образования, то такое решение вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа, принявшего такое решение. Решение представительного органа об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам, избранным после вступления в силу такого решения.

Представительный  орган наделен исключительной компетенцией. Вопросы исключительного ведения  представительного органа – это  вопросы, которые вправе решать только представительные органы муниципальных  образований и не вправе решать никакой  иной орган.

Исключительная компетенция представительного органа Федеральным законом № 131-ФЗ расширена по сравнению с Федеральным законом от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В исключительной компетенции находятся те вопросы, которые не требуют для своего решения проведения местного референдума, опросов общественного мнения, публичных обсуждений на собраниях и конференциях граждан, и которые вправе решать только представительный орган муниципального образования и не вправе решать никакой иной орган.

В исключительной компетенции представительного  органа муниципального образования, в  соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, находятся:

  • принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
  • утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  • установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
  • принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  • определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  • установление тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  • определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  • определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  • контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
  • принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

    Приведенный перечень полномочий представительного  органа не является исчерпывающим. Он может быть расширен (но не сужен) уставом  муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Он расширяется и самими федеральными законами. Иногда это вызывает правовые коллизии.

    Так, к исключительной компетенции представительного  органа отнесено принятие планов и  программ развития муниципального образования. Однако в соответствии с Бюджетным кодексом РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования. Надо полагать, что целевые программы являются составной частью программы комплексного и устойчивого социально-экономического развития муниципального образования, которые ее развивают и расширяют.

    Тогда полномочия среди органов местного самоуправления по программно-целевому управлению муниципальным образованием распределяются таким образом: представительный орган принимает программу и связанные с ней планы комплексного и устойчивого социально-экономического развития муниципального образования, а местная администрация – в их развитие – связанные с указанной программой долгосрочные целевые программы по отдельным направлениям.

    Представительный  орган обладает полномочиями по контролю за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. С этой целью представительный орган заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом. Представительный орган, в соответствии с Бюджетный кодексом РФ, может образовывать свой контрольно-финансовый орган, статус и полномочия которого отличны от статуса и полномочий контрольного органа муниципального образования, сформированного на муниципальных выборах или также представительным органом.

    Представительный  орган обладает учредительными функциями  по отношению к другим органам местного самоуправления. Именно представительный орган путем принятия устава муниципального образования принимает решение о создании иных (помимо местной администрации и главы муниципального образования) органов местного самоуправления и наделяет их собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Именно представительный орган принимает решение, какие из иных органов местного самоуправления наделяются правами юридического лица, и определяет их специальную (целевую) правоспособность. Представительный орган может в соответствии с уставом муниципального образования (который им же и принимается) избирать главу муниципального образования из своего состава и формировать контрольный орган муниципального образования, а также по представлению главы местной администрации утверждает структуру местной администрации, принимает решение об учреждении органа местной администрации, в том числе и о наделении его статусом юридического лица, утверждает положение об органе местной администрации.

    Существенна роль представительного органа в проведении конкурса и назначении на должность по контракту главы местной администрации. Представительный орган: устанавливает порядок проведения конкурса на замещение  должности главы местной администрации; устанавливает общее число членов конкурсной комиссии; назначает членов конкурсной комиссии поселения или две трети членов конкурсной комиссии муниципального района и городского округа.

    Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает особый порядок внесения в представительный орган проектов нормативных правовых актов, предусматривающих установление, изменение или отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, в чем еще раз проявляются особенности взаимодействия представительного органа и местной администрации. Указанные проекты не могут рассматриваться представительным органом без выраженного мнения по этому поводу главы местной администрации.

    Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает право отлагательного вето главы муниципального образования на решение представительного органа, но в том случае, если глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и осуществляет полномочия главы местной администрации. В этом случае глава муниципального образования имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом, возвратить его в течение десяти дней в представительный орган с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если при повторном рассмотрении возвращенный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию. Глава не может в этом случае отказаться от подписания и обнародования муниципального правового акта, поскольку такое его бездействие вменяется ему в вину и является основанием правонарушения.

    В структуре представительного органа, как правило, образуются постоянные и временные депутатские комиссии. Целесообразно формирование таких  постоянных комиссий, как бюджетно-налоговая комиссия, комиссия по социальным вопросам, комиссия по комплексному экономическому развитию муниципального образования, комиссия по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, комиссия по организации работы и регламенту представительного органа и др. Постоянные депутатские комиссии осуществляют предварительное рассмотрение профильных вопросов повестки заседания представительного органа и готовят проекты решения по этим вопросам для рассмотрения их на заседании представительного органа. Временные депутатские комиссии могут создаваться для решения отдельных вопросов муниципальной деятельности, носящих срочный характер.

    Подготовка  заседаний представительного органа муниципального образования, внесение предложений в проект повестки дня заседания, решение вопросов текущей деятельности, как и иные вопросы организации деятельности представительного органа осуществляет, наряду с постоянными депутатскими комиссиями, председатель представительного органа, функции которого в известных случаях может исполнять глава муниципального образования. Председатель осуществляет также общее руководство необходимым и достаточным аппаратом представительного органа. Аппарат представительного органа осуществляет правовое, информационное, научно-методическое, материально-техническое обеспечение деятельности представительного органа и его заседаний, председателя представительного органа, депутатских комиссии, отдельных депутатов.

    Финансирование  деятельности представительного органа осуществляется за счет собственных доходов муниципального образования. В бюджете муниципального образования отдельной строкой должны быть предусмотрены средства на обеспечение деятельности представительного органа, что придает ему известную финансово-экономическую самостоятельность. Исполнение местного бюджета относится к компетенции местной администрации и вмешательство в данный процесс представительного органа местной администрации не допускается. Депутаты представительного органа или, как правило, его председатель могут распоряжаться только средствами, предусмотренными для обеспечения деятельности представительного органа.

    Сроки полномочий представительного органа связаны со сроками полномочий его  депутатов. Полномочия депутата представительного  органа муниципального образования  начинаются со дня его  избрания и заканчиваются со дня начала работы представительного органа нового созыва. Срок полномочий депутатов устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

    Депутаты  представительного органа осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной работе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа. Гарантии осуществления полномочий депутатов устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ и законом субъекта РФ.

    Полномочия  представительного органа могут  быть прекращены досрочно. Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает пять оснований досрочного прекращения полномочий представительного органа: если им принято решение о самороспуске; если вступило в силу решение суда о неправомочности данного состава депутатов представительного органа, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий; в случае преобразования муниципального образования и в случае его упразднения; в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом; в случае увеличения численности избирателей на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

    Прекращение полномочий представительного органа влечет прекращение полномочий его депутатов. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа, состоящего из депутатов, избранных на муниципальных выборах, досрочные выборы назначаются представительным органом (в решении о самороспуске) в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования, избирательной комиссией муниципального образования или судом.

Заключение.

  Руководители органов местного  самоуправления должны показывать  и устанавливать личным примером  высокие стандарты поведения и работы. В отношении с муниципальными служащими руководители органов местного самоуправления должны показывать оптимальное сочетание доброжелательности и требовательности, оказывать служащим надлежащую поддержку и предоставлять в их распоряжение соответствующие ресурсы.

Необходимо  создать постоянную систему профессионального  роста муниципальных служащих; карьерный  рост служащего должен соответствовать  его профессиональному росту  и результатам его деятельности. Необходимо поддерживать творческую и  новаторскую атмосферу в коллективе, чувство команды.

Органы  местного самоуправления должны обладать четкой структурой планирования предоставления муниципальных услуг (в соответствии со стратегией развития муниципалитета и его главной целью) как на краткосрочную, так и на среднесрочную перспективу. Демонстрировать четкие механизмы тщательного анализа результатов деятельности органов местного самоуправления и их структурных подразделений. Систематически публично отчитываться о результатах работы и планах на будущее. Систематически консультироваться с депутатами представительного органа, муниципальными служащими, населением и его организованными сообществами, прежде всего с организациями территориального общественного самоуправления, по поводу структуры органов местного самоуправления и их подразделений и повышения эффективности их деятельности.

Постоянно анализировать деятельность органов  местного самоуправления,  фиксировать положительные задачи. Сопоставлять результаты и методики работы органов местного самоуправления муниципального образования с передовой практикой работы органов местного самоуправления других муниципальных образований.

Управлять ресурсами муниципального образования  гласно с максимальной пользой для  всех жителей муниципалитета, знать  цену деньгам и избегать неоправданных рисков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Местное самоуправление