Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:56, курсовая работа
Местное самоуправление как самостоятельное явление общественной жизни и институт гражданского общества зародилось в глубокой древности. Оно существовало как общинное самоуправление общества, прошло этапы античного мира, средних веков и нового времени. В XIX в. и особенно в XX в. местное самоуправление становится постоянным объектом теоретического научного осмысления. Оно активно используется при проведении политических, административных и правовых реформ.
Введение 3
Глава 1.Модели местного самоуправления 5
1.1. Англо-саксонская модель местного самоуправления 5
1.2. Континентальная модель местного самоуправления 6
1.3. Смешанная модель местного самоуправления 7
Глава 2. Особенности местного самоуправления на примере конкретных стран 9
2.1 Особенности местного самоуправления в США 9
2.2. Особенности местного самоуправления в Великобритании 14
2.3. Особенности местного самоуправления во Франции 20
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Особую категорию единиц местного управления составляют школьные и специальные округа. В США насчитывается 14 721 школьный округ и 29 532 специальных округа. В них создаются органы специальной компетенции для выполнения определенных функций. По этому признаку выделяют 19 типов основных округов. В наиболее распространенные входят: пожарные, по водоснабжению, охране почв, жилищному строительству, дренажные, санитарные, включая канализационные.
Специальные
округа создаются для деполитизации
той или иной сферы деятельности,
а также для предоставления населению
тех услуг, которые не предоставляются
органами местного самоуправления. Границы
специальных округов часто не совпадают
с границами административно-
В
США отсутствует соподчинение между
всеми этими единицами управления.
Вместе с тем можно говорить об определенном
доминировании графств в осуществлении
некоторых муниципальных функций в соответствии
с полномочиями штатов. Кроме того, административно-
Процесс образования муниципалитетов (инкорпорация) в большинстве штатов происходит просто:
1)
должно быть соблюдено
2) должна быть составлена петиция от жителей с просьбой об инкорпорировании, содержащая указание границ и численности населения предполагаемого муниципалитета;
3) под петицией требуется собрать подписи 20-25% жителей, обладающих избирательным правом;
4)
необходимо провести общее
Муниципалитет образуется, только если за это высказалось большинство голосующих. Если при голосовании это предложение не прошло, то следующая попытка инкорпорирования допускается только через определенное время.
В США функционирование местного управления регулируется исключительно штатами. Поэтому местные органы управления создаются в соответствии с законами штатов и их полномочия исходят от штатов. Положения, регулирующие деятельность местного управления, содержатся в конституциях всех субъектов федерации. Степень урегулированности различных аспектов местного управления в отдельных штатах не одинакова, вследствие чего выделяют две их основные группы:
1)
конституции, содержащие
2)
конституции,
Важным элементом правового статуса местных органов в США являются муниципальные хартии. Хартия в широком смысле подразумевает все соответствующие положения конституции штата, законы и положения общего права в дополнении к документу.3
Кроме вышеперечисленных источников правового регулирования
полномочий органов местного самоуправления, надо еще отметить роль судебного прецедента, судебного толкования, которые, как правило, более жестко, чем сами законы, ограничивают права и самостоятельность муниципалитетов.
Функции местного управления можно разбить на две большие группы:
1)
в области социального
2)
административно-
В США огромное разнообразие организационно-правовых форм. Рассмотрим их основные виды на примере управления графствами. Практически во всех графствах создается выборный представительный орган (муниципалитет) - совет графства, который представлен двумя типами:
1) комиссионерный совет. Характеризуется небольшим составом (3-5 человек). Члены совета избираются специально для работы в нем и не имеют права занимать другие государственные должности;
2) советы контролеров. Формируются из числа должностных лиц тауншипов и муниципалитетов, входящих в графство. В этих советах их члены выполняют свои обязанности по совместительству, число членов колеблется от 10 до 100 и более человек.
В зависимости от характера воздействия советов графств на административный персонал в США используют три основных формы управ-
ления графствами: комиссионная форма, форма «совет - менеджер», форма «мэр - совет» .
1. Комиссионная форма была наиболее традиционной, но в настоящее время находится в состоянии упадка. Ее отличительной чертой является то, что совет графства выполняет как законодательные, так и исполнительные функции, а в отдельных штатах — и судебные. В этой форме не предполагается наличие высшего должностного лица. При комиссионной форме нет разделения властей. Комиссия образуется из выборных лиц - уполномоченных (commissioners), каждый из которых управляет каким-либо отделом городского правительства. В качестве недостатков этой формы называются бесконтрольность и круговая порука, отсутствие необходимого опыта, отстаивание комиссионерами интересов только своих отделов, дестабилизация и отсутствие сотрудничества.
2. Форма «совет - менеджер» преобладает на западе и в некоторых южных штатах. Для этой формы характерно назначение советом на определенный срок профессионального чиновника - менеджера. Он подбирает необходимых лиц на важнейшие посты в муниципальном аппарате, разрабатывает программу его деятельности и контролирует ее реализацию. За советом остаются полномочия по принятию постановлений по наиболее важным вопросам стратегического характера, установлению уровня налогов и утверждению бюджетных ассигнований.
3. Форма «мэр - совет»4 впервые появилась в 1835 г. В целом функции выборного руководителя аналогичны функциям менеджера из предыдущей формы, но выборный руководитель имеет еще и формальный статус главы территории. Его политическая роль и влияние значительно выше. Он наделяется правом вето на решения совета графства, имеет полномочия предлагать на рассмотрение совета основные направления политики графства, выступать от имени графства с публичными заявлениями. Форма «мэр - совет» воспроизводит построение органов федерации и поэтому носит условное название федеральной. Известны две разновидности этой модели (по аналогии с президентской республикой и парламентской): «сильный мэр — слабый совет», «слабый мэр - сильный совет».
Эти и другие признаки позволяют говорить о наличии системы сдержек и противовесов в отношениях исполнительного и представительного органов.
Все многообразие форм и методов административного контроля штатов над органами местного самоуправления можно разделить на два типа - прямой и косвенный5. К прямому типу контроля американская теория и практика относит требования о предварительном одобрении штатом действий местных органов управления; назначение или смещение штатом местных должностных лиц; издание распоряжений и указов, обязательных для органов местного самоуправления; поддержание различных стандартов путем осуществления штатом инспекций; временную замену местной администрации штатным агентом; передачу функций местного управления администрации штата.
Косвенный административный контроль включает в себя следующее: предоставление местным органам советов и информации; требование административных агентств штатов к местным органам управления предоставлять им доклады по самым различным вопросам; пересмотр решений местных органов управления; предоставление местному управлению целевой субсидии со стороны штата на условиях строгого соблюдения определенных требований и стандартов.
Судебный
контроль штатов над местным управлением
осуществляется путем вынесения судами
штатов или местными судами (они входят
в судебную систему штатов) следующих
основных решений: судебного приказа должностному
лицу органа местного управления о выполнении
требований истца; судебного запрета решения
или иного незаконного действия местных
органов и их должностных лиц.
2.2. Особенности
местного самоуправления в Великобритании
В
Великобритании зародилась так называемая
англосаксонская система
Всем округам предоставлен одинаковый статус, хотя некоторые из них могут получить по королевской хартии название «город» («сити» или «борроу»). Округа, получившие такой титул, каких-либо специальных функций не получают, хотя могут использовать символы своего достоинства, например назначать церемониальных чиновников и т. д.
На территории всей страны существует два, а иногда и три уровня местного управления. В каждой из этих единиц, за исключением некоторых приходов и общин, есть органы управления - советы, которые парламент наделяет специальными полномочиями. Все функции местного управления распределяются между советом графства и советом округа. Если система местного управления имеет трехуровневый вид, то функции делятся между советом графства, советом округа и приходским (общинным) советом либо собранием прихода (общины). Разграничением полномочий занимается парламент, причем парламент рассматривает взаимоотношения между органами всех уровней местного управления скорее как партнерство, чем как иерархию.
В ведении совета графства находятся: все дороги, за исключением магистральных дорог и мостов (магистральные дороги и мосты над ними находятся в ведении Министерства по охране окружающей среды); образование и библиотеки (в конурбациях за них отвечают не графства, а округа-метрополии); планирование в городе и графстве; социальные службы; пожарная охрана; полиция; музеи и художественные галереи; трудоустройство молодежи; продовольствие и медикаменты, а также некоторые службы по защите интересов потребителей; парки и места отдыха; уборка мусора; мелкие акционерные компании.
В
ведении советов округов
В ведении советов приходов (общин) находятся: распределение земельных участков; пешеходные дорожки; погребение; местности для отдыха; земли под кладбища; автобусные стоянки. Там, где нет приходов, их функции, перечисленные выше, выполняют округа. В Англии графства в конурбациях имеют меньше функций, чем где-либо еще. В частности, службы здравоохранения и образования подчиняются советам округов.
1. Дискреционные функции. Многие из обычных функций местных органов являются обязательными. Сюда, например, относится контроль за опорожнением мусорных ящиков и содержанием в удовлетворительном состоянии дорог. Иная деятельность не является обязательной, т. е. рекомендованной к исполнению. Сюда относятся функции, связанные с выдачей дотаций молодежным клубам, ремонтом домов.
2. Функции, возникающие на основании адаптивных законов. Адаптивные законы - это законы, подлежащие одобрению того района, на который распространяется его действие. К ним относятся различные положения в Законе «О публичном здравоохранении» Великобритании от 1907 года7, Законе «Об аренде» Великобритании от 1968 года8. В соответствии с адаптивными законами органы местного управления могут приобретать дополнительные функция (как обязательные, так и рекомендованные).
3. Функции, содержащиеся в местных актах. Может случиться, что орган местного управления, ведущий предпринимательскую деятельность, не удовлетворен имеющимися у него дискреционными полномочиями и предписаниями адаптивных законов. Он может получить новые полномочия, например по содержанию муниципального банка или прачечной. Если в статусе нет указания на возможность осуществления такого рода функций, местный орган может подать в парламент билль об издании парламентом соответствующего местного закона. Это право было предоставлено местным органам Законом «О местном самоуправлении»9.
Информация о работе Местное самоуправление в зарубежных странах