Механизм управления социально-экономическим развитием муниципального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 10:38, контрольная работа

Описание работы

Среди важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для жизнедеятельности человека. Ведущими отраслями в составе данной сферы являются жилищное строительство и жилищное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Сущность, состав и структура жилищной сферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
2. Жилищная проблема и пути ее решения в современных условиях . . . 13
3. Содержание и ход реализации жилищно-коммунальной реформы. . . .19
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28

Работа содержит 1 файл

гос и мун упр.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

НОУ ВПО «Институт  управления»

Ярославский филиал 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 
 

По дисциплине: «Государственное и муниципальное управление»

Тема: «Механизм управления социально-экономическим развитием муниципального образования» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                             Преподаватель: Грехов Д.В.

                                                                   Выполнила студентка:

                                                                    6 курса, группы 62-ФЗ

                                                   Кашина Н.В. 

                                                                       № зачетной книжки 2921 
 
 

                 Ярославль

   2011

Содержание 
 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 

1. Сущность, состав и структура жилищной сферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 

2. Жилищная проблема и пути ее решения в современных условиях . . . 13 

3. Содержание и ход реализации жилищно-коммунальной реформы. . . .19 

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 

Список  литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     Среди важнейших направлений социально-экономических  преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия  для жизнедеятельности человека. Ведущими отраслями в составе  данной сферы являются жилищное строительство и жилищное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей. В России уровень развития жилищной сферы не соответствует предъявляемым требованиям: возложенные на неё задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени влияет на снижении качества жизни населения. В связи с этим жилищная проблема остается одной из самых острых социальных проблем в стране.

     Жилищная  сфера испытывает значительные трудности, связанные с острым дефицитом  финансов, слабой материально-технической  базой, недостаточной квалификацией  кадров, отсутствием продуманной  жилищной политики и недостаточной  проработанностью нормативно-правовых аспектов деятельности организаций в части их взаимоотношений с органами власти и потребителями.

     Отсутствие  необходимого экономико-правового  обеспечения препятствует развитию жилищного строительства, что крайне затрудняет решение жилищной проблемы. Жилищное хозяйство, наряду с другими коммунальными службами, остается дотационным, содержание его ложится тяжелым бременем на городской бюджет. Ведомственный монополизм, низкое качество предоставляемых услуг и неэффективное управление к тому же и определяет необходимость реформирования жилищной сферы путем ее демонополизации, перевода в режим безубыточности и ориентации на повышение качества работы

     3

и предоставляемых  услуг потребителям.

     Первостепенное  значение имеет проведение жилищной реформы в городах, так как в них сосредоточен огромный жилищный фонд, проживает большая часть населения страны и находятся основные мощности строительных и жилищных организаций. Именно здесь наиболее ярко проявились уже упомянутые негативные черты жилищной сферы: ведомственный монополизм; недостаточная квалификация кадров; техническая и технологическая отсталость и как результат неудовлетворительный уровень работы; игнорирование интересов населения и низкое качество выполняемых работ и предоставляемых услуг потребителям. В первую очередь это касается жилищного хозяйства, которое непосредственно связано с населением и является по сути ведущим в технологической цепочке жилищно-коммунального обслуживания населения. Поэтому первоочередный этап реформы направлен на повышение эффективности реструктуризацию жилищной системы. Не менее важной является задача создания необходимых экономико-правовых основ для стимулирования жилищного строительства, которое служит важнейшим рычагом решения жилищной проблемы и может стать ключевым звено для вывода экономики страны из кризиса.

     Обострение  жилищной проблемы и неудовлетворительное положение дел в жилищной сфере  большинства крупных городов  страны определяют необходимость коренного  реформирования и глубоких преобразований жилищной системы. Достижение этих целей требует тщательной проработки основных направлений и мероприятий реформы, обоснование экономико-организационного и нормативно-правового механизмов ее практической реализации.

     Имеющаяся нормативно-правовая основа проведения жилищной политике в условиях переходного периода на федеральном уровне и, прежде всего Закон «Об основах федеральной жилищной политики», основные направления нового этапа реализации Государственной целевой программы

     4

«Жилище», а также соответствующие указы  Президента и постановления правительства Российской Федерации определяют стратегический замысел реформирования жилищной сферы. Но проведение жилищной реформы на уровне конкретного города требует более детальных проработок с учетом особенностей и специфики социально-экономической ситуации на данной территории, уровня развития жилищного хозяйства и состояние жилищного фонда и коммунальных систем.

     Актуальность  рассмотрения важнейших экономических  вопросов функционирования и развития жилищной сферы объясняется недостатком  учебных научно-методических работ по данной проблематике, имеющих комплексный характер. Более того, комплексный анализ жилищной проблемы в научной и учебной литературе в последнее десятилетие вообще не поднимается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5

     1. Сущность, состав и структура жилищной сферы

     Одним из важнейших направлений социально-экономических  преобразований в стране является реформирование и развитие жилищной сферы, создающей  необходимые условия для проживания и жизнедеятельности человека. В  соответствии с Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» жилищная сфера – отрасль народного хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилища, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

     Основу жилищной сферы города составляет жилищный фонд: жилые дома, специализированные дома (общежития, маневренный фонд, дома-интернаты для ветеранов и т.д.), жилые служебные помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Жилищный  фонд подразделяется на следующие виды:

- частный – фонд, находящийся в собственности граждан или юридических лиц: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома;

- государственный – фонд, являющийся собственностью государства или субъектов РФ, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности;

- муниципальный – фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, состоящий в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;

- общественный – фонд, являющийся собственностью общественных объединений;

- коллективный – фонд, находящийся в общей совместной или общей долевой

6

собственности различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности, собственности  общественных объединений.

     В течение длительного времени  жилищная сфера городов находилась в составе государственного сектора экономики, получив в советский период значительное развитие. В то же время качество жилых строений и уровень их эксплуатации оставались низкими. Большинство граждан получало новое жилье бесплатно, в порядке очереди, а плата за него и коммунальные услуги не соответствовали затратам на его содержание.

     Бурный  процесс развития городов и жилищного  сектора на рубеже ХIХ – ХХ вв. был резко прерван в период революции и разразившийся вслед  за ней гражданской войны. Более того, многие города, особенно крупные, пришли в упадок. Практически все системы городского хозяйства оказались разрушенными, а население бежало за границу, на юг или влачило жалкое существование и просто вымирало. Именно в это время происходило массовое заселение бедноты в квартиры обеспеченных граждан, в результате чего преобладающем стало коммунальное заселение. Квартплата была отменена, так как деньги полностью обесценились, а никаких услуг жителям городов не предоставлялось. Жилой фонд фактически был брошен на произвол судьбы.

     В начале 20-х годов в советском  государстве был осуществлен  переход к новой экономической  политике (нэпу), суть которого заключалась  в частичном возврате к рыночным механизмам, допущении различных  хозяйственных укладов в городе и на селе, а также в проведении успешной финансовой реформы и восстановлении твердой российской валюты (червонца).

     Определенное  экономическое оживление и некоторое  упорядочение общественной жизни создали  условия для возрождения крупных  городов и восстановления жилищного фонда, коммунальных систем. Для решения хозяйственных вопросов в составе НКВД, пришедшего на смену ВЧК, было создано управление коммунального хозяйства, которое и взяло на себя функции координатора восстановления жилья и коммунальных объектов в городах.

     7

Допускались различные формы собственности  на жилье и коммунальные объекты, восстановлена квартплата за пользование  жилищно-коммунальными услугами.

     В 1926 – 1928 гг. были приняты важные решения  по введению обоснованной системы оплаты, а жилье и коммунальные услуги, которая являлась сравнительно прогрессивной для того времени, так как учитывала не только количество жилья и потребляемых услуг, но и качественный параметры жилых помещений, а также уровень дохода жителей. Развивались децентрализованные системы коммунального управления и жилищные товарищества, что было вполне целесообразным в рамках существующего государственного строя. Но уже в конце 20-х годов началось административное сворачивание новой экономической политики по всем направлениям, включая и жилищную сферу.

     На  данном этапе наиболее характерным  было становление жесткой командно-административной системы, в рамках которой не допускались  альтернативные формы собственности  и хозяйственные уклады. Формальное существование колхозно-кооперативной формы собственности на селе ничего не решало, так как служило лишь пропагандистским прикрытием тоталитарной сути государства. Административные методы управления стали преобладать и в жилищной сфере.

Система управления в жилищном хозяйстве  строилась на принципе двойного подчинения: центральным органам власти и местным Советам в лице соответствующих исполкомов городов и районов. Важнейшие ресурсы и реальные рычаги власти находились у государства, которое распоряжалось ими через систему ведомств под контролем и руководством Коммунистической партии.

     Дееспособность  данной системы основывалась на праве  директивного централизованного распределения  ресурсов и неэкономического принуждения. Все сколько-нибудь значимые вопросы  развития и содержания систем

     8

жилищной  сферы решались в Москве или столицах союзных республик. Это касалось как вопросов выделения средств  на строительство зданий или системы  очистных вооружений, так и вопросов проведения капитального ремонта жилого дома или асфальтирования участка городской улицы. Тарифы на оплату жилищно-коммунальных услуг имели чисто символическое значение и не отражали сути экономических процессов в данной сфере. Финансирование организаций жилищного хозяйства осуществлялось преимущественно в виде бюджетных дотаций.

Информация о работе Механизм управления социально-экономическим развитием муниципального образования