Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 15:12, контрольная работа
1. Понятие муниципального права России
2. Принципы и основы местного самоуправления
3. Компетенция местного самоуправления
4. Формы осуществления местного самоуправления
5. Гарантии местного самоуправления
2. Принципы и основы местного самоуправления
Принципы местного самоуправления
Научный анализ
законодательных положений
демократизм местного самоуправления:
местное самоуправление
рассматривается
в местном самоуправлении реализуются различные формы как непосредственной (референдум, общие собрания, выборы и т.д.), так и представительной демократии (деятельность муниципальных органов);
самостоятельность местного самоуправления:
многие вопросы местного самоуправления (например, формы его осуществления, структура местных органов) решаются населением муниципального образования самостоятельно;
решения, принимаемые населением непосредственно или органами местного самоуправления, в утверждении не нуждаются и обязательны к исполнению всеми субъектами;
государственные органы не вправе давать обязательные указания ни населению, ни органам местного самоуправления о том, как следует исполнять их функции;
единственным ограничением является лишь обязанность органов и должностных лиц местного самоуправления действовать в рамках закона;
организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом:
органы местного
самоуправления не входят в систему
органов государственной
осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными служащими не допускается;
должностные лица местного самоуправления не являются государственными служащими;
многообразие организационных форм осуществления местного самоуправ-ления:
каждый субъект Российской Федерации определяет основы организации и функционирования местного самоуправления, учитывая местные особенности;
само население вправе избрать одну из допустимых моделей местного самоуправления;
соответствие полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам:
каждое муниципальное образование должно иметь свою муниципальную собственность, в которую, в частности, входят: муниципальный жилищный фонд, объекты инженерной и социальной инфраструктуры, предприятия, земельные участки;
органы местного самоуправления вправе самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы;
если органы местного самоуправления наделяются законом отдельными государственными полномочиями, то для их осуществления должны передаваться соответствующие материальные и финансовые средства.
Основы местного самоуправления
Основы местного самоуправления закреплены в законодательстве Российской Федерации, в частности, в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
1.Законодательную
основу местного
2.Территориальной
основой местного
3.Организационной
основой местного
4.Финансово-экономическую
основу составляют
3. Компетенция местного самоуправления
Четкое определение компетенции местного самоуправления в Российской Федерации еще не завершено. Общие принципы должны быть установлены федеральным законодательством, детали - отрегулированы в законодательстве субъектов Российской Федерации, а специфика компетенции того или иного муниципального образования - в его уставе.
В настоящее
время общие подходы к
В соответствии со ст. 6 указанного Федерального закона в ведении муниципальных образований находятся, прежде всего, вопросы местного значения, к которым в частности отнесены:
принятие и
изменение уставов
владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов;
комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, также дошкольного, основного общего и профессионального образования;
охрана общественного порядка;
регулирование планировки и застройка территорий муниципальных образований;
регулирование
использования водных объектов местного
значения, месторождений
организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;
создание условий
для организации зрелищных
организация муниципальной противопожарной службы и др.
Таким образом,
компетенция местного самоуправления
имеет ярко выраженный социальный характер,
направлена на обслуживание населения
и решение насущных, важнейших
для жизнедеятельности
Предметы ведения, перечисленные в Федеральном законе, не дают исчерпывающего перечня местных дел, которыми может заниматься муниципалитет. Отраслевые законы, регламентирующие вопросы государственной политики в отдельных сферах общественной жизни, также могут определять компетенцию муниципальных образований. Так, Гражданский, Семейный, Водный и другие кодексы Российской Федерации, а также федеральные законы "О недрах", "О связи", "О государственной поддержке малого предпринимательства", Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и многие другие федеральные законы указывают вопросы, относящиеся к предметам ведения местного самоуправления. Например, Закон РФ "Об образовании" устанавливает, что к исключительной компетенции органов местного самоуправления относится решение таких вопросов, как: планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования; формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования; разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования; обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.
Федеральное законодательство в целом отдает предпочтение определению предметов ведения местного самоуправления. Конкретные права и обязанности, которыми наделяются муниципальные власти, зачастую приходится выводить из множества норм федеральных законов. К сожалению, четкого определения полномочий местного самоуправления нет и в законодательстве многих субъектов Российской Федерации. Так, законодательство о местном самоуправлении Читинской, Саратовской, Волгоградской областей, Республики Удмуртия лишь воспроизводят общий перечень предметов ведения местного самоуправления, содержащийся в ст.6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Еще предстоит решить проблемы разграничения компетенции между различными уровнями местного самоуправления (например, между районными и поселковыми органами).
Полномочия, осуществляемые муниципальными образованиями в процессе решения вопросов местного значения, должны стать собственными, неотъемлемыми полномочиями местного самоуправления. Помимо полномочий по решению вопросов местного значения, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, что предусмотрено п.2 ст.132 Конституции Российской Федерации, а также п.5 ст.4, п.6 ст.5 и п.4 ст.6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В таком случае муниципальные органы получают дополнительные функции осуществления государственной власти на местах. Конституция и Федеральный закон устанавливают определенные ограничения:
Во-первых, органы местного самоуправления могут получить государственные полномочия только на основании прямого указания федеральных законов и законов субъектов федерации. Иное наделение государственными полномочиями не допустимо. (Кстати, в подавляющем большинстве зарубежных стран передавать муниципальным образованиям государственные полномочия разрешено также и правительствам, и министерствам, и ведомствам).
Во-вторых, предоставление органам местного самоуправления государственных полномочий не должно нарушать их права по самостоятельному решению вопросов местного значения, а также аналогичные права других муниципальных образований.
В-третьих, органам местного самоуправления должны быть переданы необходимые для реализации государственных полномочий материальные и финансовые средства.
Если наделение государственными полномочиями органов местного самоуправления осуществлено с соблюдением указанных условий, то они, с одной стороны, сохраняют свой статус органов местного самоуправления, а с другой - приобретают дополнительные права, обязанности и ответственность перед государством - как органы, наделенные государственными полномочиями. Будучи органами самоуправления и выполняя функции по решению вопросов местного значения, они самостоятельны. Но как органы, наделенные отдельными государственными полномочиями, они подконтрольны государству в вопросах реализации этих полномочий.
Ни Конституция,
ни Федеральный закон не определяют
объем государственных
Информация о работе Контрольная работа по "Муниципальному праву"