Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:10, контрольная работа
Система муниципального права основывается на логическом, последовательном разделении норм муниципального права и их объединений в однородные правовые комплексы (институты) с учетом содержания и характера, регулируемых ими отношений в сфере местного самоуправления.
Следовательно, под системой муниципального права понимается объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.
2) по порядку принятия среди
правовых актов местного
Ø решения, принятые непосредственно
населением муниципального образования
на местном референдуме: уставы муниципальных
образований, решения об изменении
структуры органов местного самоуправления,
решения о приватизации муниципальной
собственности и др. Данные решения
не нуждаются в утверждении
Ø решения, принятые коллегиально на собраниях (сходах) граждан: решения о собрании органов территориального общественного самоуправления, решения об избрании старосты сельского поселения как главы муниципального образования.
Ø правовые акты, принятые в
порядке народной правотворческой
инициативы: постановления
Ø правовые акты, принятые коллегиально
представительным органом местного
самоуправления или выборным коллегиальным
органом территориального
общественного самоуправления:
положения об органах территориального
общественного самоуправления и
др.;
Ø правовые акты, принятые на
основе единоначалия: распоряжения
и приказы главы
Ø договоры, если хотя бы одна
из сторон представляет интересы соответствующего
муниципального образования: договор
местной администрации с
3) по содержанию правовые акты
местного самоуправления можно
сгруппировать в зависимости
от предметов ведения местного
самоуправления следующим
• правовые акты по вопросам хозяйственной деятельности;
• правовые акты по вопросам социальной политики;
• правовые акты по вопросам деятельности местного самоуправления в культурной сфере;
• правовые акты по вопросам охраны общественного порядка и др.
4) по порядку вступления
• правовые акты, требующие обязательной публикации; нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их официального опубликования (обнародования);
• правовые акты, не требующие официального опубликования (обнародования), как правило, акты для служебного пользования. Классифицировать можно и отдельные виды актов местного самоуправления. Так, например, акты применения муниципального права в зависимости от функций, выполняемых ими в правовом регулировании, можно разделить на: (1) исполнительные акты, с помощью которых организуется исполнение предписаний норм права путем их применения к конкретным жизненным случаям, и (2) правоохранительные акты, с помощью которых нормы права ограждаются от нарушений. Среди исполнительных и правоохранительных актов, в свою очередь, выделяют: (а) основные, которые решают вопрос по существу или содержат итоговую оценку дела о правонарушении и завершают правоохранительные действия, являются окончательным решением, и (б) вспомогательные, которые подготавливают издание основных актов, обеспечивают правильное рассмотрение дела, а также реализацию принятых решений.
В правовых актах местного самоуправления
более подробно, как правило, определяются
виды правовых актов, принимаемых представительными
органами местного самоуправления и
местной администрацией. К актам
представительного органа местного
самоуправления относятся: постановления,
решения, резолюции, заявления, обращения
и др. Среди актов местной
Таким образом, основными правовыми актами местного самоуправления являются:
Устав муниципального образования — основной нормативный правовой акт, определяющий статус муниципального образования; акт нормативно-учредительного характера.
В Уставе муниципального образования
подробно указываются вопросы местного
значения, относящиеся к ведению
муниципального образования; система
местного самоуправления; регулируются
территориальная, финансово-экономическая
и организационная основы местного
самоуправления, общий порядок владения,
пользования и распоряжения муниципальной
собственностью; разграничиваются полномочия
отдельных муниципальных
Регламент представительного органа местного самоуправления — правовой процессуальный акт, регулирующий общие принципы работы представительного органа местного самоуправления, в том числе порядок внесения и рассмотрения вопросов на его сессиях, образования и деятельности комитетов и комиссий, созыва очередных и внеочередных сессий, голосования по отдельным вопросам и др.
Постановление — нормативный акт или акт, имеющий общее значение; акт, затрагивающий, как правило, права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также связанный с решением крупных вопросов экономического и социального развития, охраны общественного порядка, использованием муниципальной собственности, финансовых ресурсов и т.п. Постановления по своей структуре состоят из (1) констатирующей части, в которой обозначаются цели и задачи предписываемых действий и причины издания акта (констатирующая часть не является обязательной), и (2) распорядительной части, которая начинается с указания наименования органа, издающего постановление, и, как правило, включает ряд пунктов. Распорядительная часть обычно включает перечень предписываемых действий, исполнителей, характеристику ресурсов и конкретных мероприятий, необходимых для исполнения, и сроки исполнения.
Как правило, только в виде постановлений
могут издаваться акты представительного
органа местного самоуправления, которыми:
(а) принимается или изменяется структура
организации местного самоуправления,
образуется, реорганизуется структурное
подразделение или орган
Положение — акт, систематизирующий
нормы статутного (об органе) или
тематического содержания и утверждаемый
распорядительным актом. В виде положения
обычно принимаются акты, детально
регламентирующие порядок организации
и деятельности органов местного
самоуправления, а также определяющие
их взаимоотношения с другими
органами, организациями, учреждениями
и гражданами. Кроме этого, на местном
уровне положениями регулируются полномочия
отдельных органов, например, органов
территориального общественного самоуправления;
учреждений или организаций, например,
Фонда поддержки молодых
Правила — нормативно-правовой акт, детально регламентирующий порядок осуществления какого-либо вида деятельности.
Распоряжение — акт
Правовые акты резолютивного характера — резолюции, заявления, обращения — акты, как правило, принятые по результатам обсуждения конкретного вопроса (события) и предусматривающие новые решения (действия) со стороны иных органов, организаций, должностных лиц для принятия реальных мер.
Протокол — документ коллективного органа, фиксирующий основные этапы его работы, перечень обсужденных вопросов, содержание выступлений и принятых решений.
Приказы и инструкции — правовые акты оперативно-распорядительного характера. Инструкции обычно излагают правила, регулирующие специальные стороны деятельности организации или должностного лица.
Указание — распорядительный документ, издаваемый органом местного самоуправления преимущественно по вопросам информационно-методического характера, связанным с исполнением приказов, инструкций и других актов.
В соответствии с существующим законодательством имеются механизмы контроля со стороны населения деятельности органов местного самоуправления. Так, реализация населением права на правотворческую инициативу в вопросах местного значения закреплена в статье 25 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления», которая обязывает органы местного самоуправления рассматривать проекты правовых актов по вопросам местного значения, вынесенные населением на открытые заседания с участием своих представителей. Результаты рассмотрения должны быть официально обнародованы. Эта же статья Федерального закона закрепляет и обязывает органы и должностные лица местного самоуправления давать ответы по существу индивидуальных и коллективных обращений гражданам в течение месяца[1]. Практика местного самоуправления свидетельствует, что наиболее важные проекты решений по вопросам местного значения (например проект Устава муниципального образования) могут быть опубликованы в целях обсуждения их населением.
Формы контроля со стороны населения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления должны закрепляться в Уставах муниципальных образований.
Список использованной литературы:
Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 672 с.
Информация о работе Контрольная работа по "Муниципальному праву"