Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 08:10, контрольная работа
Муниципально-правовые нормы – правовые нормы, закрепляющие и
регулирующие отношения, возникающие в процессе организации и деятельности
местного самоуправления.
Муниципально-правовые нормы имеют специфические черты:
1. Если обычные правовые нормы, появляются в результате деятельности
государства, то муниципально-правовые нормы наряду с этим, в
результате, в том числе правотворческой деятельности органов местного
самоуправления.
1. Виды муниципально-правовых норм 3
2. Схема «Система территориального общественного самоуправления». 7
3. Задача 10
Используемая литература 12
Министерство образования Российской Федерации
Новокузнецкий филиал-институт
Кемеровского Государственного университета
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО МУНИЦИПАЛЬНОМУ ПРАВУ
ВАРИАНТ № 2
Выполнил: студентка 5 курса
гр. ЮЗ-982
Пушкина М.М.
Проверил:
г.Новокузнецк – 2003 г.
О Г Л А В Л Е Н И Е :
1. Виды муниципально-правовых норм 3
2. Схема «Система территориального общественного самоуправления». 7
3. Задача 10
Используемая литература 12
1. Виды муниципально-правовых норм
Муниципально-правовые нормы – правовые нормы, закрепляющие и
регулирующие отношения, возникающие в процессе организации и деятельности
местного самоуправления.
Муниципально-правовые нормы имеют специфические черты:
1. Если обычные правовые нормы, появляются в результате деятельности
государства, то муниципально-правовые нормы наряду с этим, в
результате, в том числе правотворческой деятельности органов местного
самоуправления.
2. Каждая муниципально-правовая норма одновременно является и нормой
какой-либо другой отрасли права.
Класссификация муниципально-правовых норм:
1. По объекту правового регулирования, то есть по кругу регулируемых
отношений:
. нормы, регулирующие общественные отношения в области основ местного
самоуправления, принципов и функций местного самоуправления;
. нормы, регулирующие территориальные основы местного самоуправления;
. нормы, регулирующие финансово-экономические основы местного
самоуправления;
. нормы, регулирующие организационные основы местного самоуправления;
. нормы, регулирующие гарантии местного самоуправления;
. нормы, регулирующие ответственность органов и должностных лиц местного
самоуправления;
. нормы, регулирующие полномочия местного самоуправления (муниципальных
образований) в отдельных отраслях и сферах местной жизни.
2. По характеру содержащихся в них предписаний муниципально-правовые
нормы делятся на:
. управомочивающие нормы (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно
делать). Управомочивающие нормы, например, определяют предметы ведения
местного самоуправления;
. обязывающие нормы (нормы, содержащие предписания, что нужно делать).
Так, органы местного самоуправления и должностные лица местного
самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с
документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и
свободы человека и гражданина. Данные нормы устанавливают также
обязанности государственных органов по отношению к муниципальным
органам, обязанности других субъектов муниципального права;
. запрещающие нормы (нормы-запреты, устанавливающие, что нельзя делать).
Это нормы, закрепляющие то или иное правило запретительного характера,
обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного
самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного
самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами.
3. По степени определенности (категоричности) содержащихся в них
предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и
диспозитивные.
. Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу
нормативных правовых актов органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы,
обязанности человека и гражданина (требуется их официальное
опубликование (обнародование).
. Примером диспозитивных норм могут служить нормы, устанавливающие
порядок рассмотрения и решения законодательным (представительным)
органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопроса о
прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления,
выборного должностного лица местного самоуправления (ст.49 Федерального
закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации»).
4. По территории действия нормы муниципального права могут быть:
. федеральными действуют на всей территории России);
. муниципально-правовые нормы субъектов РФ;
. локальные муниципально-правовые нормы, действующие в пределах
территории муниципальных образований
5. По источникам, то есть по характеру актов, в которых содержится
нормы муниципального права:
. муниципально-правовые нормы, содержащиеся в Конституции Российской
Федерации, конституциях и уставах субъектов Российской Федерации; в
федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации в актах
Федерального Собрания РФ;
. в указах Президента Российской Федерации, актах Правительства
Российской Федерации, актах органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
. в постановлениях Конституционного Суда;
. в решениях, принимаемых путем прямого волеизъявления граждан, решениях
органов местного самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления (уставы муниципальных образований, общеобязательные
правила по предметам ведения муниципального образования).
6. Кроме того, нормы муниципального прав могут быть поделены на нормы
материально-правовые и процессуальные.
. Материально-правовые нормы закрепляют полномочия органов местного
самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и
обязанности граждан, других субъектов муниципального права.
. Процессуальные нормы муниципального права определяют порядок
(процедуру) выборов и деятельности органов местного самоуправления,
порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных
образований, процедуру реализации права населения на правотворческую
инициативу в вопросах местного значения и т.д.
7. Классификация норм муниципального права возможна не только по их
видам, но и по муниципально-правовым инититутам.
Правовой институт в муниципальном праве представляет совокупность
муниципально-правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных
общественных отношений, которые образуют в рамках предмета муниципального
права самостоятельную, обособленную группу.
К муниципально-правовым институтам относятся, например, основы
деятельности местного самоуправления. Это довольно сложный институт,
который состоит из более простых институтов: института территориальной
основы местного самоуправления, института муниципальной собственности,
института муниципальной службы и др.
2. Схема «Система территориального общественного самоуправления».
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного
самоуправления" рассматривает территориальное общественное самоуправление
как одну из форм местного самоуправления. Одновременно, территориальное
общественное самоуправление - это смешанная форма участия населения в
местном самоуправлении, осуществляемая с помощью как непосредственных, так
и представительных форм участия.
Территориальное общественное самоуправление населения –
самоорганизация граждан по месту их жительства на территории муниципального
образования для самостоятельной и под свою ответственность осуществления
собственных интересов в вопросах местного значения непосредственно
населением или через создаваемые им органы территориального общественного
самоуправления[1].
Согласно ст.80 Закона «О местном самоуправлении в РФ» система
территориального общественного самоуправления населения включает в себя
общие собрания (сходы), конференции граждан, местные референдумы, иные
формы непосредственной демократии; органы территориального общественного
самоуправления населения (советы или комитеты микрорайонов, жилищных
комплексов, поселков, сельских населенных пунктов), а также иные органы
самоуправления населения по месту жительства (советы или комитеты улиц,
кварталов, домов и тому подобное).
Система территориального общественного самоуправления населения
|Общие собрания (сходы), конференции |Органы территориального |
|граждан, местные референдумы, иные |общественного самоуправления |
|формы непосредственной демократии |населения (советы или комитеты |
|(обращения граждан, нормотворческая |микрорайонов, жилищных комплексов, |
|инициатива)
|
|
|Общие собрания (сходы), конференции |Органы территориального |
|граждан созываются местными Советами|общественного самоуправления |
|и органами территориального |населения создаются по инициативе |
|общественного самоуправления |граждан на основе их добровольного |
|населения по мере необходимости. |волеизъявления.
|К компетенции общих собраний |Компетенция органов территориального|
|(сходов), конференций граждан |общественного самоуправления |
|относятся следующие вопросы: |населения определяется их |
|- избрание органов территориального |положениями (уставами) с учетом |
|общественного самоуправления |полномочий, передаваемых им местными|
|населения и принятие положений |Советами и местной администрацией. |
|(уставов) о них; |Местные Советы и местная |
|- утверждение программ деятельности |администрация могут устанавливать |
|органов территориального |сферы совместной компетенции с |
|общественного самоуправления |органами территориального |
|населения по социально - |общественного самоуправления |
|экономическому развитию |населения по согласованию с ними, а |
|соответствующей территории и отчетов|также перечень вопросов, решения по |
|об их выполнении; |которым не могут быть приняты без |
|- решение других вопросов, |согласования с органами |
|относящихся к компетенции органов |территориального общественного |
|территориального общественного |самоуправления населения. |
|самоуправления населения, |
|затрагивающих интересы населения |
|соответствующей территории. |
|Иные формы непосредственного |
|самоуправления:
|1.Обращения граждан - эта форма |
|достаточно подробно регламентирована|
|в законодательстве, выделяют два |
|вида обращений: индивидуальные и |
|коллективные. По функциональному |
|критерию: предложения, заявления и |
|жалобы. В соответствии со ст.33 |
|Конституции РФ, правом на обращение |
|в органы местного самоуправления |
|обладают исключительно граждане РФ. |
|В региональном законодательстве это |
|право, как правило, предоставляется |
|также иностранцам и лицам без |
Информация о работе Контрольная работа по "Муниципальному праву"