Контрольная работа по "Избирательным системам и технологиям"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 20:31, контрольная работа

Описание работы

Система выборов в Российской Федерации отвечает общепринятым международным стандартам выборов. Периодически избираются Президент РФ, парламент РФ (Государственная Дума), проводятся выборы на региональном и муниципальном уровне. Вместе с тем, электоральные правила подвержены значительным изменениям. Последние изменения в законодательстве о выборах и принятие новых правил для регистрации политических партий доказывают, что российская система выборов находится в стадии динамичного развити

Содержание

.Введение
Понятие избирательной системы в РФ
Понятие и принципы избирательного процесса
Структура и стадии избирательного процесса
Влияние трансформаций избирательной системы на формировании многопартийности в России
Литература

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по избирательным системам и технологиям.docx

— 41.05 Кб (Скачать)

                                                      

    • .Введение
    • Понятие избирательной системы в РФ
    • Понятие и принципы избирательного процесса
    • Структура и стадии избирательного процесса
    • Влияние трансформаций избирательной системы на формировании многопартийности в России
    • Литература
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение

Система выборов в Российской Федерации  отвечает общепринятым международным  стандартам выборов. Периодически избираются Президент РФ, парламент РФ (Государственная  Дума), проводятся выборы на региональном и муниципальном уровне. Вместе с  тем, электоральные правила подвержены значительным изменениям. Последние  изменения в законодательстве о  выборах и принятие новых правил для регистрации политических партий доказывают, что российская система  выборов находится в стадии динамичного  развития.  Избирательная система России вобрала в себя многие достижения, выработанные в других странах с демократической формой правления.   Например, в Конституции и законах РФ определено небольшое количество цензов, ограничивающих право выбора для граждан. Незначительные цензы существовали и в советской избирательной системе, но ее нельзя назвать демократической, поскольку в СССР результаты выборов были во многом предопределены административно-командной системой. Вместе с тем, реализация пассивного избирательного права довольно затруднительна. Для участия в выборах установлены достаточно серьезные барьеры. Например, баллотирующийся на пост Президента РФ кандидат должен собрать, согласно ст. 36 Федерального закона от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации», 2 млн. подписей. Такие требования, по существу, лишают права подавляющее большинство граждан участвовать в борьбе за президентское кресло. Аналогичные высокие требования предъявлялись кандидатам в депутаты Государственной Думы, когда для регистрации требовались подписи 1 % избирателей округа.                                                                                 Поэтому трансформация избирательной системы России должна идти по пути дальнейшей демократизации и соответствия общепризнанным мировым стандартам. Постепенно находятся различные способы улучшения системы выборов, вступают в силу новые гарантии прав избирателей, ратифицируются международные конвенции и положения о выборах. Недавний переход к пропорциональной системе выборов в Государственную Думу был сделан после того, как в России укрепилась партийная система. По результатам выборов в Государственную Думу 2 декабря 2007 г. в парламенте оказались представлены 4 наиболее крупные партии России - «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР. По инициативе Президента РФ Д.А. Медведева приняты поправки в Конституцию РФ, касающиеся сроков полномочий Президента РФ и Государственной Думы РФ. Согласно новым правилам, президент РФ избирается сроком на 6 лет (ранее на 4 года), Государственная Дума РФ сроком на 5 лет (ранее на 4 года). Данные дополнения в избирательное законодательство явно не последние. Трансформация избирательной системы, начавшаяся еще в СССР с изменением порядка выборов народных депутатов, продолжается и в наши дни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Понятие избирательной системы  в РФ

     В современной юридической литературе нет единой точки зрения на понятие "избирательная система". Одни под ней понимают совокупность фактических  общественных отношений, возникающих  в процессе организации и проведения выборов, взаимоотношения между  избирателями и депутатами, другие под избирательной системой понимают порядок определения результатов  выборов.

     Избирательное право есть совокупность: избирательного права (юридические нормы, закрепляющие права граждан избирать и быть избранными в органы государственной  власти) и порядка определения  результатов выборов. Следовательно, избирательное право, и порядок  подсчета результатов выборов являются составными частями избирательной  системы. Таким образом, избирательная  система и становится системой, так  как она состоит из упорядоченной  системы совокупности элементов, институтов: правовых норм и порядка определения  результатов выборов. Это дает нам  определение избирательной системы  в широком смысле. В узком смысле – это порядок определения  результатов выборов.

     Источниками избирательной системы являются: Конституция Российской Федерации; федеральные законы: "Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации", "О  выборах Президента РФ", "О выборах  депутатов Государственной Думы ФС РФ", "О формировании Совета Федерации ФС РФ", Конституции  республик, уставы, законы субъектов  РФ о выборах в представительные органы государственной власти и  органы местного самоуправления. 

     3. Понятие и принципы избирательного процесса

     Отличительной чертой механизма правового обеспечения  выборов является объединение усилий материальных и процессуальных норм в регулировании избирательных  отношений. Если избирательное право  регламентирует аспекты государственно-общественной деятельности, касающиеся приобретения и передачи властных полномочий выборным представителям в ходе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании  и свободном добровольном участии  избирателей в выборах, то избирательный  процесс, как организационно-правовая форма реализации субъективного  избирательного права гражданина, отражает технологию непосредственного участия  субъектов выборов в осуществлении  формирования выборных органов. Термин "избирательный процесс" не является синонимом для обозначения становления  или формирования новой самостоятельной  отрасли права или подотрасли процессуального законодательства.

     Избирательный процесс выступает самостоятельной  юридической формой определенного  комплекса государственно-правовых отношений, замыкающихся на обслуживании подготовки и проведения выборов, и  является автономным элементом в  структуре избирательного и в  целом государственного права Российской Федерации.

     В связи с этим, избирательный процесс  следует характеризовать как  урегулированную процессуальными  нормами деятельность участников избирательного процесса (субъектов избирательного права), состоящую из взаимосвязанных  и построенных в логической последовательности стадий, опирающуюся на демократические  принципы российского избирательного права и направленную на придание выборам легитимного характера. Избирательный процесс является технологической инфраструктурой  и формой реализации конституционных принципов организации периодических свободных выборов и обеспечения избирательных прав человека и гражданина в рамках предусмотренной законом последовательности совершения комплекса избирательных действий и процедур.

     Избирательный процесс как политико-правовая категория  используется в широком и узком  значении, и его конкретное использование  предопределяется временными рамками (начала и окончания) его структурного развертывания в виде последовательности перехода от одной стадии к другой.

     Таким образом, понятие "избирательный  процесс", включая в себя понятие "избирательная кампания", не сводится к нему, поскольку охватывает ряд  элементов стадий, избирательных  действий и процедур за временными рамками последней (например, государственная  регистрация партий, учет избирателей).

 

      4.. Структура и стадии избирательного процесса

     Избирательный процесс как юридический процесс  подготовки и проведения выборов  имеет достаточно сложную структуру. Различают его субъектную, технологическую  и институциональную (стадийную) компоненты избирательного процесса.

     Субъектная  составляющая избирательного процесса охватывает собой участников избирательной  кампании, которые вследствие наделения  их правами и обязанностями выступают  в качестве субъектов избирательного процесса.

     Технологическая компонента избирательного процесса включает в себя временные (сроки) и формальные (документы) составляющие юридического режима избирательных кампаний. Избирательные  сроки играют исключительно важную роль в осуществлении электоральных  прав российских граждан, выступают  в качестве одного из основных связующих  элементов избирательных действий всех участников подготовки и проведения выборов. Вследствие этого избирательное  законодательство чрезвычайно скрупулезно  регламентирует временные параметры  избирательного процесса, как правило, напрямую привязывая возникновение, изменение  или прекращение образующих его  отношений с конкретными датами (сроками). Избирательные документы  предстают в процессе выборов  в роли юридически значимого носителя информации о назначении, подготовке, проведении избирательной кампании, ее результатах.

     Институциональную часть избирательного процесса образуют стадии подготовки и проведения выборов, формирующиеся на основе избирательных  действий и этапов. Соответственно избирательный процесс оформляется в законодательстве и реализуется на практике, прежде всего, как система последовательно сменяющих друг друга стадий организации и проведения выборов.

     В избирательном законодательстве Российской Федерации в соответствии с конституционной  моделью организации системы  органов публичной власти представлены федеральный, региональный и муниципальный  уровни выборов. Сообразно этому  можно говорить о федеральном, региональном и муниципальном избирательных  процессах. Общие принципы организации  избирательного процесса в Российской Федерации очерчены соответствующими положениями Конституции, Федеральным  законом "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации", иными  федеральными законами.

     Избирательный процесс в Российской Федерации  включает в себя установленную законом  совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий. Не следует  отождествлять стадии избирательного процесса с этапами подготовки и  проведения избирательной кампании. Стадия избирательного процесса –  более широкая категория, охватывающая своими рамками несколько этапов, состоящих из комплекса избирательных  действий, направленных на достижение определенной промежуточной цели в  масштабах той или иной стадии организации и проведения выборов. Иными словами, стадия и этап избирательного процесса соотносятся как целое  и часть. Вследствие этого стадии вполне могут быть охарактеризованы как последовательная цепь этапов избирательных  действий. Так, например, стадия назначения выборов состоит из следующих  этапов: подготовка решения о назначении выборов, принятие компетентным органом (должностным лицом) решения о проведении выборов, официальное обнародование даты выборов.

     Среди стадий избирательного процесса в РФ различают следующие:

  • назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов);
  • образование избирательных округов, в том числе единого избирательного округа, избирательных участков, составление списков избирателей на основе сведений о государственной регистрации (учете) избирателей;
  • выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация;
  • информационное обеспечение выборов и проведение предвыборной агитации; голосование и определение итогов голосования, установление результатов выборов, их официальное опубликование.

     Одной из основных стадий избирательного процесса, обеспечивающей периодичность проведения выборов соответствующего уровня, является порядок назначения выборов уполномоченными  на то органами или должностными лицами, а также порядок ротации состава  депутатов представительных органов  государственной власти. Конституция  Российской Федерации закрепляет порядок  назначения выборов только в федеральные  органы государственной власти, порядок  назначения региональных и муниципальных  выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных  образований.

     Выборы  органов или выборных лиц являются обязательными и проводятся в  сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

     Выборы  назначает уполномоченный на то орган  или должностное лицо в соответствии со сроками, установленными указанными нормативными правовыми актами.

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. "д" ст. 102) и ст. 5 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" выборы Президента Российской Федерации назначает  Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение о  назначении выборов должно быть принято  не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором  проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором четыре года (пять) тому назад был избран Президент Российской Федерации.  
 
 
 
 
 
 
 
 

5..ВЛИЯНИЕ ТРАНСФОРМАЦИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОПАРТИЙНОСТИ В РОССИИ

Развитие многопартийности в России отражает сложный процесс формирования политической системы постсоветского общества. Сочетание объективных и субъективных причин, исторических традиций и борьбы за власть придало истории становления многопартийности в России не только особый колорит, но и выявило направления и тенденции, требующие научного осмысления. Особое влияние на становление многопартийности оказывают трансформации избирательной системы, позволяющие определить не только ее специфику, но и показать роль политико-правовых механизмов в этом процессе.

Информация о работе Контрольная работа по "Избирательным системам и технологиям"