Контроль за деятельностью органов местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – рассмотреть правовые основы контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.
Задачи, решаемые в данной работе:
1. рассмотреть понятие контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления,
2. охарактеризовать виды данного контроля.
Для написания работы использовалась специальная литература и нормативно-правовые акты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие контроля за органами и должностными лицами местного самоуправления 5
2. Виды контроля за органами и должностными лицами местного самоуправления 7
2.1. Государственный контроль 7
2.2. Обжалование действий и решений, нарушающих права и свободы граждан 11
2.3. Прокурорский надзор 16
2.4. Государственная регистрация уставов муниципальных образований 21
2.5. Судебный контроль 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа содержит 1 файл

Контроль за деятельностью органов местного самоуправления.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

     - вносит представление об устранении  нарушений Закона.

     В этом случае должностные лица или  органы местного самоуправления обязаны  приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

     В соответствии со ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель  приносит протест на противоречащий Закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения Закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом. Эта форма прокурорского реагирования используется весьма активно. Так, только за период с 2000 по 2004 г. на территории РФ органами местного самоуправления принято 163 тысячи незаконных правовых актов, опротестованных прокурорами15.

     На  основании ч. 1 ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений Закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений Закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

     В соответствии со ст. 25.1 названного Закона в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся  противоправных деяниях прокурор или  его заместитель направляет в  письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

     В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре РФ" на органы прокуратуры возлагается  обязанность по защите нарушенных прав и законодательно охраняемых интересов граждан в форме обращения в суд с заявлением. В результате обобщения практики рассмотрения судами Ростовской области гражданских дел по заявлениям прокуроров о признании недействительными правовых актов органов местного самоуправления за 2000 - 2001 гг. установлено, что из 59 дел с вынесением решения рассмотрено 42 дела, по 30 из них требования прокурора удовлетворены. При этом по 17 делам признаны недействительными нормативно-правовые акты, а по 13 делам - индивидуальные правовые акты органов местного самоуправления16. В большинстве случаев прокуроры обращались в суд с заявлениями о признании недействительными (противоречащими закону) нормативных правовых актов различного характера, в том числе актов глав муниципальных образований, об установлении обязательных платежей, не предусмотренных налоговым законодательством, актов по вопросам социального обеспечения, предоставления льгот, расходования бюджетных средств, различным аспектам административно-правовых отношений. В большинстве случаев оспоренные прокурорами нормативные акты признаны недействительными вследствие превышения органами местного самоуправления своей компетенции, определенной Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и в связи с противоречием нормам федерального отраслевого законодательства (Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон "О ветеранах").

     В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.  

     2.4. Государственная регистрация уставов муниципальных образований 

     Федеральным законом № 131-ФЗ определено, что устав муниципального образования (акт, обладающий высшей юридической силой в системе нормативных правовых актов муниципального образования) вступает в силу после его государственной регистрации. Государственная регистрация в данном случае является элементом государственного контроля17.

     Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в  органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Государственная регистрация устава муниципального образования необходима для включения муниципального образования в единый федеральный реестр муниципальных образований, для приобретения соответствующими органами местного самоуправления прав юридических лиц. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования могут быть:

     1) противоречие устава Конституции  РФ, федеральным законам, принимаемым  в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;

     2) нарушение установленного федеральным  законом порядка принятия устава.

     Органы  местного самоуправления представляют для информации в органы государственной  власти субъекта Российской Федерации  муниципальные правовые акты - уставы муниципальных образований, собственные акты и акты собраний (сходов) и конференций местных жителей, решения, принятые на местном референдуме, муниципальные договоры (соглашения), а также иные муниципальные акты и договоры (соглашения) в случае, если это предусмотрено законодательством, либо по запросу.

     В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации  уставов муниципальных образований"18 государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований, которые:

     1) проверяют соответствие устава  муниципального образования Конституции  Российской Федерации, федеральным  законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации;

     2) проверяют соблюдение установленного  в соответствии с федеральным  законом порядка принятия устава  муниципального образования;

     3) присваивают уставу муниципального  образования государственный регистрационный номер;

     4) выдают свидетельство о государственной  регистрации устава муниципального  образования;

     5) включают сведения об уставе  муниципального образования в  государственный реестр уставов  муниципальных образований субъекта  Российской Федерации.

     Устав муниципального образования направляется главой муниципального образования  в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия. Кроме  устава муниципального образования  необходимо представлять: 1) решение  представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии устава муниципального образования, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на котором был принят устав муниципального образования; 2) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования и о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования.

     Решение о государственной регистрации  устава муниципального образования принимается в тридцатидневный срок со дня его представления для государственной регистрации. Датой государственной регистрации устава муниципального образования считается день внесения сведений о нем в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

     В случае если в результате проверки сделан вывод о противоречии устава муниципального образования Конституции  РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, законам субъекта РФ, о нарушении установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации. Решение об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования в пятидневный срок со дня его принятия направляется главе муниципального образования.

     Принятие  регистрирующим органом решения  об отказе в государственной регистрации  устава муниципального образования  не является препятствием для повторного представления устава для государственной регистрации после устранения нарушений, указанных в решении. 

     2.5. Судебный контроль 

     Наведение порядка в стране предусматривает  соблюдение законов не только гражданами, но и органами местного самоуправления, неотвратимость ответственности за их нарушение. Такая ответственность и механизм ее реализации предусмотрены ст. 49 Федерального закона от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 4 августа 2000 г.). Эта статья не покушается на самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий, установленных законами, а направлена на создание надежного механизма обеспечения верховенства на всей территории Российской Федерации Конституции РФ и федеральных законов.

     Подобный  подход не предусматривает подчиненности  органов местного самоуправления органам  государственной власти. Но в то же время он позволяет последним  реагировать на нарушения законности со стороны органов местного самоуправления и глав муниципальных образований и принимать соответствующие меры, предусмотренные законом. Установлены государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства этими органами и главами.

     Статья 49 Федерального закона от 28 августа 1995 г. устанавливает усложненный порядок инициирования и решения вопроса об ответственности представительного органа местного самоуправления и главы местного самоуправления перед государством.

     В соответствии с ней представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, принявший (издавший) нормативный правовой акт, который признан судом противоречащим Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции, уставу, закону субъекта Федерации, уставу муниципального образования, обязаны в установленный решением суда срок отменить данный нормативный правовой акт или отдельные его положения, а также опубликовать информацию о решении суда в течение 10 дней со дня вступления его в силу.

     Информирование о решении суда ставит целью сделать достоянием гласности тот факт, что определенные правовые акты или отдельные их положения признаны противоречащими действующему законодательству и должны быть отменены. Это позволит жителям дать оценку деятельности представительного органа местного самоуправления или главы муниципального образования, допускающих нарушение законодательства. Подобная информация является, кроме того, тревожным сигналом о недостатках в деятельности подразделений муниципальной службы, которые допустили существенные недоработки при подготовке нормативного правового акта.

     На  практике могут быть случаи, когда  решение суда в силу различных  обстоятельств не выполняется, представительный орган местного самоуправления либо глава муниципального образования не отменяют нормативный правовой акт или отдельные его положения, о которых идет речь, и которые повлекли признанные судом нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда. В таких случаях представительный орган местного самоуправления может быть распущен, полномочия главы муниципального образования могут быть досрочно прекращены путем отрешения его от должности.

Информация о работе Контроль за деятельностью органов местного самоуправления