Конституция Субъектов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:33, реферат

Описание работы

Одним из итогов активной нормотворческой деятельности субъектов Российской Федерации является принятие субъектами конституций и уставов. Статус субъекта РФ включает в себя правовое положение и принадлежность к определенному виду.
Все субъекты РФ обладают, согласно Конституции РФ, всей полнотой государственной власти на свое

Работа содержит 1 файл

конституция субъектов.doc

— 32.50 Кб (Скачать)


Конституции субъектов РФ

Одним из итогов активной нормотворческой деятельности субъектов Российской Федерации является принятие субъектами конституций и уставов. Статус субъекта РФ включает в себя правовое положение и принадлежность к определенному виду.

Все субъекты РФ обладают, согласно Конституции РФ, всей полнотой государственной власти на своей территории вне пределов компетенции РФ. Они обладают учредительной властью, принимая свои конституции и уставы, собственным законодательством, территориальным верховенством.

По Конституции РФ, субъекты РФ равноправны, но не суверенны. Они не имеют права выхода из РФ, не являются субъектами международного права. Но внутри Федерации все разновидности субъектов Федерации (республики, края, города федерального значения, автономные области и округа) равноправны.

Статус субъекта может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом.

Все субъект РФ обладают широкими полномочиями, часть из которых они осуществляют совместно с Федерацией. Перечень полномочий органов государственной власти субъектов Федерации и порядок их осуществления регламентируется конституциями республик и уставами других образований.

Конституция РФ, в отличие от советских конституций, не указывает на необходимость соответствия этих актов федеральной Конституции. Субъектам обеспечивается максимальная самостоятельность при определении системы органов государственной власти. Но от субъектов Федерации требуют соответствия нормам российской Конституции, так как они являются частями единого территориального образования.

Это означает, что положения конституций и уставов не должны противоречить основам конституционного строя.

Характер соотношения федеральной Конституции и основных законов субъектов Федерации обуславливает принцип верховенства РФ (ст. 15 Конституции РФ).

Верховенство федеральной Конституции в правовой системе всей страны обеспечивается механизмом ее реализации и охраны. Так, Президент РФ является гарантом Конституции РФ (ст. 80, ч. 2). В этом положении закреплены важнейшие прерогативы президентской власти, основывающиеся на статусе Президента, как главы государства.

К сожалению, несовершенство современных юридических систем привело к формированию ряда противоречий между конституцией федеральной и основными законами субъектов.

Так, в некоторых конституциях республик закреплены положения о том, что они являются суверенными государствами (Башкортостан, Татарстан, Бурятия). А в Конституции Республики Татарстан установлено, что она – «суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией – Россией на основе договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения» (ст. 61). Таким образом, в Конституции Татарстана вообще отсутствует упоминание о том, что она является субъектом Федерации.

Субъекты РФ не имеют права выхода из состава Федерации. Однако в ст. 1 Конституции Республики Тыва установлено, что она «имеет право на самоопределение и выход из состава РФ путем всенародного референдума Республики Тыва».

Некоторые конституции установили нормы о верховенстве на территории республики конституции и законов Субъекта Федерации. Так, в статье 59 Конституции Татарстана записано, что законы этой республики «обладают верховенством на всей ее территории, если они не противоречат международным обязательствам Республики Татарстан».

Некоторые республики стремятся присвоить себе полномочия, отнесенные к исключительной компетенции РФ или совместному ведению РФ и ее субъектов. Так, по Конституции Республики Саха (Якутия), «в интересах охраны государственной или общественной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения, права и свободы гражданина могут быть ограничены только законом» (ст. 30). Однако, регулирование и защита прав и свобод находится в исключительной компетенции РФ (ст.71, п. в).

Причины возникновения таких противоречий разные. Некоторые конституции республик были приняты до принятия федеральной Конституции и, естественно, не учли ее новых требований. Вместе с тем, до настоящего времени отсутствуют некоторые важные федеральные законы, принятие которых предусмотрено Конституцией РФ и которые конкретизировали бы федеративные отклонения.

В целях предотвращения принятия субъектами Федерации конституций и уставов, противоречащих федеральной Конституции, возможно, эффективным будет использование предварительного контроля Конституционного Суда за тем, на сколько соответствуют проекты учредительных актов субъектов Федерации Конституции РФ. Речь идет, по существу, о предварительной экспертизе.

Такого института пока не существует, но он необходим для строительства правового государства в России.

В своем Указе «О мерах по обеспечению взаимодействия федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при проведении конституционно-правовой реформы в субъектах РФ» от 5 октября 1995 года. Президент призывал к недопустимости нарушений конституций и предлагал устранить возникшие противоречия и гарантировал принятие закона об общих принципах федерализма в России.

Заключение

Проблемы, связанные с федерализмом, являются одними из важнейших в современной России. По сути дела, от того, как они будут реализованы, зависит дальнейшая судьба России: сохранение единства территории, демократизация политической жизни.

Дальнейшими направлениями совершенствования федерализма является укрепление целостности Российской Федерации, последовательная реализация принципа равенства субъектов Российской Федерации, оптимальное разграничение полномочий Федерации и ее субъектов.

Реализация этих направлений позволит говорить о складывании кооперативного федерализма в нашей стране.

 

3

 



Информация о работе Конституция Субъектов РФ