Конституционный статус личности в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 08:04, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование правового статуса личности.

В соответствии с разработанным планом были поставлены и решены следующие задачи:

- изучение понятия и значения, видов и особенностей правового статуса личности;

- исследование правового статуса личности в системе общественных правоотношений;

- анализ правового статуса личности в ходе проведенных исследований.

Содержание

Введение

Глава 1. Правовой статус личности.
Понятие правового статуса личности.
Виды правового статуса личности.
Гражданство Российской Федерации.

Глава 2. Права и свободы личности, закрепленные в Конституции Российской Федерации

2.1. Личные права и свободы

2.2. Политические права и свободы

2.3. Экономические социальные и культурные права и свободы

2.4. Гарантии прав и свобод человека и гражданина

2.5. Современные проблемы защиты человека и гражданина в Российской Федерации.

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Конституционный статус личности.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

    Рассмотренные три вида статуса соотносятся  между собой как общее, особенное  и единичное. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, распаиваются друг на друга, на практике неразделимы. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах - гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную, неповторимую личность, т.е. имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов - множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан.

    Так же выделяют такие виды, как конституционный (базовый) статус личности и отраслевой статус личности.

    Отраслевой  статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы - гражданским, трудовым, административным правом и др.

    Конституционный (базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности  и их гарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным признаком  является стабильность, которая обусловлена  особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, предсказуемых и разумных изменений, обеспечивающих сохранение генофонда страны, темпы производства материальных и духовных ценностей, свободное развитие личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, конституционный статус должен обладать устойчивостью, его существование должно длиться до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и большинстве своем .9

    Стабильность  конституционного статуса личности зависит от того, насколько полно он соответствует фактическим общественным отношениям, и от того, какой порядок принятия, отмены соответствующих норм и внесения в них изменений закреплен в законе. Конституция РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабильности статуса, определяя достаточно сложный порядок пересмотра статей гл. 2, содержащих нормы о правах и свободах человека и гражданина. 10

    Содержание  этого статуса составляют те права  и обязанности, которые предоставлены  и гарантированы все и каждому Основным законом страны. Изменение этого содержания зависят от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица. 11

    Если  бы указанные права и обязанности  были включены в понятие общего статуса  гражданина, то получился бы различный, крайне нестабильный и неопределенный статус. Он уже не был бы единым.

    Каждый  индивид выступает одновременно во всех указанных качествах –  гражданина своего государства (общий  статус), он принадлежит к определенному  слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную, неповторимую личность, т.е. имеет индивидуальный статус.

    Общий правовой статус у всех один, специальных  статусов - множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан.

    Само  собой разумеется, что специальные, индивидуальные и все прочие статусы не могут противоречить общему (конституционному) статусу. Напротив, они должны соответствовать ему как базовому, первичному, исходному.

    1.3 Гражданство Российской Федерации

    Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство. Под гражданством понимается устойчивая правовая связь лица с данным государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом/.м.в.баглай

    Конституционные основы гражданства развиваются  и конкретизируются в законе «О гражданстве». В Преамбуле его указано, что  данный закон призван обеспечить осуществлен норм и принципов международного права и Конституции относящиеся к гражданству и правам человека, создание наиболее благоприятных условий для каждого гражданина защиту и Покровительство граждан находящихся за Пределами Российской Федерации.

     Основные  принципы гражданства, как правило, устанавливаются в конституциях, а их реализация подробно регулируется обычными законами

     Типичным  представляется законодательство Российской Федерации об основных принципах  отношений гражданства:

     1. Гражданство Российской Федерации  является единым, т.е. гражданин  Российской Федерации постоянно  проживающий на территории республики  в составе России, является гражданином  этой республики и одновременно  гражданином России.

     2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований и времени приобретения.

     3. Доступность и свободный характер  гражданства Российской Федерации,  что выражается, во-первых, в том,  что каждый человек в Российской  Федерации, включая граждан иностранных  государств и лиц без гражданства, имеет право на гражданство, независимо от каких бы то ни было условий; во-вторых, наличие достаточно простого и легкого пути приобретения гражданства; в-третьих, в запрете на лишение гражданства и наличие права его изменять; в-четвертых, в допустимости двойного гражданства; в-пятых, в сокращении количества лиц без гражданства; в-шестых, в праве российских граждан изменить гражданство; в-седьмых, в запрете на лишение гражданства, т.е. на расторжение связей по инициативе государства в одностороннем порядке, без согласия гражданина.

     4. Принцип приоритета норм международного  права и международных договоров  по вопросам гражданства над  национальным законодательством.

     5. Неотъемлемость гражданства, что  выражается, во-первых, в несвязанности  гражданства с мерами наказания гражданина за совершенные правонарушения; во-вторых, в сохранении за гражданами РФ, проживающими за ее пределами, гражданства Российской Федерации; в-третьих, в недопустимости высылки гражданина РФ за преде1ы Российской Федерации.

     6. Защита и покровительство граждан  РФ, находящихся за пределами  Российской Федерации. Это значит, что государственные органы РФ, ее дипломатические и консульские  учреждения, их должностные лица  обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была создана возможность в полном объеме использовать все права и свободы, установленные законодательством государства, международными договорами РФ и международными обычаями, а при необходимости принимать меры по восстановлению нарушенных прав граждан РФ. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы российского государства или выдан другому государству. За преступления, совершенные за границей, гражданин РФ подлежит уголовной ответственности по законам Российской Федерации.

     7. Почетное гражданство, которое  может быть предоставлено лицу. не имеющему российского гражданства, но имеющему заслуги перед Россией или мировым сообществом, с его согласия. Почетное гражданство предоставляется Президентом РФ.

  В отношении каждого человека гражданство  юридически оформляется документами, подтверждающими его гражданство. Такими документами являются паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство. Государство регистрирует также такие акты гражданского состояния, как рождение и смерть своего гражданина.

  Устойчивый  характер отношений гражданства  заключается в их постоянном характере, длящемся обычно от рождения до смерти гражданина, в установлении особого  порядка их прекращения, не допускающего расторжения гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношении по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на это органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Права и свободы  личности, закрепленные в Конституции         Российской Федерации

 2.1. Личные права и  свободы.

Личные  конституционные права и свободы: право на жизнь; свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести, достоинства и доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений; права на неприкосновенность жилища; право на определение и указание своей национальной принадлежности; право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, вос питания и творчества; право свободно на территории Российской Федерации выбирать место жительства и пребывания; право свободно выезжать за пределы России и право гражданина беспрепятственно возвращаться в Россию; свобода совести, вероисповедания; свобода мысли и слова; право на свободный и иск и распространение информации. К этой же группе может быть отнесен блок прав человека в сфере правосудия.

Личные  конституционные права и свободы человека необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства, для защиты его как человеческой личности. Эти права связаны с индивидуализацией личности, частной жизнью человека. Рассмотрим основополагающие права данной категории. Бесспорно, ядро личных прав и свобод составляет право на жизнь. Это понятие многопланово. С одной стороны, это право понимается как физическое бытие, то есть беспрепятственное функционирование целостного биологического объекта. С другой стороны, жизнь — это бытие определенного качества, соответствующего стандартам, выработанным человеческой практикой. И в этом смысле речь идет о достойной, качественной, полноценной жизни. В таком широком смысле право на жизнь осуществляется одновременно со всеми иными правами и свободами.

Важным  является право на защиту и охрану достоинства личности. достоинство  — достаточно общая категория, практически  не имеющая внешней формы. Именно это обстоятельство затрудняет ее оценку, выявление, охрану и защиту. Сложилась  точка зрения, согласно которой для признания факта умаления достоинства и его защиты необходимо не только установить то, что человек осознавал принадлежность ему каких-либо нравственных, интеллектуальных качеств (субъективная сторона), но и оценить, проявлялись ли эти качества в его деятельности (объективная сторона). 

 2.2. Политические права  и свободы.

Политические  права и свободы принадлежат  только гражданам Российской Федерации. В этот блок входят следующие права  и свободы: свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления; право участвовать в референдуме; иметь равный доступ к государственной службе; участвовать в отправлении правосудия направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Политические  права выражают свободу граждан  формировать органы государственной  власти и местного самоуправления и  участвовать в их деятельности.

Основу  политических прав составляет право  граждан на участие в управлении делами государства, которое может осуществляться непосредственно или через представителей. Это право носит обобщающий характер и включает в себя различные механизмы его реализации. Так, например, граждане имеют право избирать своих представителей в органы государственной власти и право быть избранными в эти органы, право участвовать в референдуме. Право избирать представляет собой гарантированную государством возможность принимать участие в формировании органов государственной власти. Право быть избранным означает возможность личной деятельности в составе государственных органов.

Мирные  митинги, шествия и пикетирования  также являются политическими свободами, так как они позволяют гражданам  публично выражать свои требования и  интересы, осуществлять свободу слова. Реализация этих свобод не безгранична, так как их пределы определяются интересами государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Собираться можно без оружия и при наличии предвари тельного уведомления соответствующих органов государственной власти. Запрещается использовать это право для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны. 

 2.3. Экономические социальные и культурные права и свободы.

Социально-экономические  и культурные права достаточно разнообразны. В них входят: свобода экономической  деятельности; право иметь имущество  в частной собственности, распоряжаться  им как единолично, так и совместно с другими лицами; право на свободный труд; право на отдых; право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других случаях; право на благоприятную окружающую среду; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую по мощь; право на образование; свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.

Экономические права и свободы связаны с  правом собственности. Они охватывают свободу человеческой деятельности и потребления товаров и услуг.Основу экономических прав составляет право иметь в собственности любое имущество. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда и только в установленных законом случаях.

Информация о работе Конституционный статус личности в Российской Федерации