Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:11, курсовая работа
Цель исследования является – раскрыть содержание понятий: компетенция и компетентность государственных служащих как показателя уровня полноты и свободы владения информацией и знаниями в условиях современных социокультурных изменений. В этой работе я попытаюсь ответить на вопросы: Что такое компетентность и компетенция и насколько они Развиты у государственных служащих.
1. Введение стр.3
2. Основная часть стр.4
3. Заключение стр. 16
4. Список литературы стр. 17
Министерство образования Российской Федерации
Пермский государственный Технический Университет
По дисциплине: Государственное и муниципальное управление.
Тема: Компетентность и компетенция государственных служащих.
Пермь, 2009
Содержание
1. Введение
2. Основная часть
3. Заключение
4. Список литературы
Введение
Я думаю, что в наши дни эта тема очень актуальна, так как каждый работник должен быть осведомлен во всем, что касается его служебной деятельности. Е. С. Устинович и Е. А. Барбашин, авторы статьи «Проблема информационной компетентности российских государственных служащих в условиях движения России к информационному обществу», считают, что информационная компетентность государственных служащих в настоящее время не только является неразработанным в российской политической и правовых науках, но и сама проблема, практически не поднимается на страницах научной литературы. Если государственный служащий будет не компетентен по какому либо вопросу, касающемуся сферы его деятельности, то он может принять неправильное решение, что может повлечь за собой неблагоприятные последствия. В моей работе
Объектом исследования является – Компетентность и компетенция.
Предмет исследования является – Компетентность и компетенция государственных служащих. Цель исследования является – раскрыть содержание понятий: компетенция и компетентность государственных служащих как показателя уровня полноты и свободы владения информацией и знаниями в условиях современных социокультурных изменений. В этой работе я попытаюсь ответить на вопросы: Что такое компетентность и компетенция и насколько они Развиты у государственных служащих.
Основная часть
В толковом словаре русского языка под редакцией Д. Ушакова дается следующее определение понятия Компетентность – это осведомленность, авторитетность. Согласно словарю С. И. Ожегова Компетенция – это круг вопросов, в которых кто нибудь хорошо осведомлен.
Профессиональная компетентность представляет собой некий показатель, характеризующий уровень профессионального мастерства, сопровождаемого определенным ценностным, значимым и мотивационным смыслом. Изучение профессиональной компетентности ведет к повышению деятельности государственной гражданской службы, и прежде всего Федеральной налоговой службы. В условиях реформирования большинства подразделений федеральных государственных служб все больше внимания уделяется их качественному совершенствованию. Повышаются также и требования к личностным и профессиональным качествам самих государственных гражданских служащих. Вместе с тем у многих граждан на сегодня прочно сложился негативный образ деятельности как госслужбы в целом, так и непосредственно государственных служащих.
Нужно сказать, что структура компетентности, перечень компетенций могут быть четко обозначены в тех сферах профессиональной деятельности, которые имеют обоснованную профессиограмму и психограмму. Принятая в настоящее время единая профессиограмма государственного гражданского служащего (в частности, работника Федеральной налоговой службы) на данный момент разработана недостаточно. Существует большой перечень требований, которые предъявляются к государственному гражданскому служащему, что является базовым уровнем к исполнению его профессиональных обязанностей и принятию ограничений, которые возможны в связи с прохождением данной службы. Однако структура компетентности до сих пор не имеет четкого определения.
Профессионализм и компетентность гражданских служащих — это один из важнейших принципов гражданской службы, закрепленных в Федеральном законе Российской Федерации «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 70-ФЗ. В статье 12 этого же закона сказано, что в число квалификационных требований к должностям гражданской службы. наряду с требованиями к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, входят также и требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, что предполагает, в том числе. и требование уровня информационной компетентности (пункт 1). В соответствии с пунктом 6 названной статьи Закона о госслужбе «квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего».
Государственный служащий обладает определенной компетенцией, она включает в себя две составляющие:
1) Круг полномочий должностного лица;
2) Круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.
Профессиональная компетентность – одна из важнейших сторон профессиональной деятельности и культуры специалиста. Она является стержнем в любой сфере деятельности и определяет деловую надежность, способность безошибочно осуществлять конкретную деятельность в обычных условиях и экстремальных ситуациях. Профессионая компетентность необходима профессиям и специальностям, отличающихся высокой сложностью, социальной и профессиональной значимостью, что относится к государственной службе. Особенностью профессиональной компетентности является организованность профессиональной среды, чем ниже уровень профессиональной деятельности, тем больше необходим профессионально компетентный специалист.
Выделяются три уровня компетенции:
1. гражданский уровень – какую бы должность не занимал государственный служащий, его деятельность регламентирована Конституцией и господствующей моралью.
2. профессиональный уровень – чем выше квалификация, уровень управления, тем соответственно выше должен быть уровень знаний, практический опыт, наличие личностных качеств. Профессиональная компетентность государственного служащего определяется не только компетенцией, но и кругом конкретных вопросов и проблем, реализуемых в рамках профессиональной деятельности.
3. политический уровень – этот уровень качественно отличается от других уровней ответственностью, многогранностью и универсальностью. Её специфика заключается в политическом характере деятельности, который обнаруживается в связи с властными отношениями, в умении управлять интересами людей, вырабатывая правильные решения, между контрастными интересами граждан.
Профессиональная деятельность гражданского служащего немыслима без организационной, экономической, личностной культуры, культуры управления и общения.
Общими признаками компетентности государственных служащих является: компетентность государственных служащих — знание ими дела, наличие необходимого профессионального образования, навыков в работе, изучение и освоение передового опыта; систематическое качественное
выполнение служащими различных операций, принятие решений, стабильность
служебных отношений, ощущение устойчивости служебной деятельности, пользы и качественности выполняемой работы; сменяемость работников аппарата, что
обеспечивает динамизм в системе государственной службы, приток в нее новых
идей, совершенствование методов управления, более широкую связь с
населением, пресечение застоя, консерватизма, бюрократизма, снижения
чувства ответственности; сочетание сменяемости управленческого персонала с
устойчивостью квалифицированных, добросовестных, инициативных работников,
своевременным повышением их в должности либо перемещением на иные
ответственные участки управленческой деятельности с учетом желания,
квалификации и имеющегося опыта; сочетание в аппарате государственных
органов молодых государственных служащих и специалистов, передающих им свой опыт и навыки.
Компетентностный подход к профессионализации государственных гражданских служащих позволяет нам проследить закономерности изменения в течение обучения и профессиональной деятельности как базовых, так и сопутствующих, но не менее значимых характеристик. Сложность определения компетентности у государственных гражданских служащих определяется тем, что система требований к государственной службе постоянно расширяется и усложняется, а это, в свою очередь, оказывает влияние на личностное переживание процесса профессионализации субъектом. Данная взаимосвязь может иметь как негативные, так и положительные последствия. Конечный результат может зависеть от осознания субъектом (государственным гражданским служащим) ответственности и необходимости повышения профессиональной компетентности, поднятия ее на более высокий уровень.
Формирование профессиональной компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всей профессиональной деятельности и, по сути, начинающийся задолго до нее. Именно поэтому необходимо остановиться на вопросе формирования профессиональной компетентности в процессе обучения. Одними из характеристик профессиональной компетентности государственных гражданских служащих являются постоянный динамизм и незавершенность. В процессе их профессиональной деятельности постоянно приходится повышать профессиональные знания посредством использования новых моделей образования: дистанционного обучения, получения второго и последующего высшего образования, прохождения аттестаций и курсов повышения квалификации. Именно в процессе получения дополнительного образования предоставляется возможность развивать и совершенствовать структуру профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность специалиста не сводится только к знаниям и умениям, ее сущностной характеристикой является возможность мобилизации знаний и умений в нужный момент, когда возникает такая необходимость. Сложность также заключается в том, что в структуру общей компетентности входят и отдельные компетенции, которые разделяют на профессиональные, социальные, моральные, психологические. Все они, хотя и в разной степени, играют немаловажную роль в профессиональной деятельности управленца. Государственные гражданские служащие в своем большинстве работают в сложных в психологическом отношении условиях. Из-за нестабильности, недостатков в организации труда и нескоординированности профессиональных взаимодействий, частого возникновения трудно прогнозируемых экстремальных ситуаций у государственных гражданских служащих достаточно часто возникают стрессовые состояния (А.А. Деркач, О.И. Жданов, В.Г. Зазыкин, П.А. Корчемный, А.А. Реан, М.Ф. Секач и др.). И если госслужащему присущи стремление к независимости и самостоятельности, ориентированность на себя, то серьезное влияние на возникновение подобных состояний оказывают и факторы профессиональной некомпетентности государственных гражданских служащих, особенно если они проявляются у лиц, стоящих на более высокой иерархической ступени. Это противоречие нередко приводит к нарастающей нервно-психической напряженности, вызывающей существенное снижение работоспособности, ухудшение здоровья, увеличение вероятности принятия ошибочных решений. Все вышесказанное говорит о необходимости выделения в структуре общей профессиональной компетентности социально-личностных компетенций. На сегодняшний день реализация задачи формирования и развития социально-психологических компетенций государственных гражданских служащих затруднена из-за ряда объективных и субъективных противоречий, главными из которых являются:
– недостаточная выраженность в организационно-управленческой среде государственной службы традиций, норм, стандартов поведения, стимулирующих и поддерживающих процессы интенсивного саморазвития специалистов;
– сложившаяся система профессиональной подготовки государственных гражданских служащих, в которой пока не получила широкого распространения система развития и формирования профессиональной компетентности;
– отсутствие у определенного числа государственных гражданских служащих мотивации к развитию и совершенствованию своей профессиональной компетентности. Достижение высокого уровня профессиональной компетентности специалистов государственной гражданской службы возможно при создании системы формирования компетентности в рамках профессиональной подготовки и переподготовки государственных гражданских служащих. Принимая во внимание разнообразные подходы и толкования понятия «профессиональная компетентность», мы рассматриваем ее как высокую степень служебного профессионализма, как одну из важнейших сторон профессиональной культуры государственного гражданского служащего.
Информация о работе Компетентность и компетенция гоударственных служащих