Электронная цифровая подпись и особенности ее применения в органах власти и управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования, проводимого в данной курсовой работе, является получение характеристики ЭЦП и определение степени безопасности при передаче ценного материала по сети.
Задачи: изучить историю возникновения и применение электронно-цифровой подписи на предприятиях в организациях и управлениях, рассмотреть методы и способы внедрения электронно-цифровой подписи на предприятия, очертить круг проблем, с которыми сталкиваются руководители при использовании данного вида шифрования информации, оценить ситуацию с использование электронно-цифровой подписи в Приморском крае.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГЛАВА ПОНЯТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ И ИСТОРИЯ ЕЕ СОЗДАНИЯ. 5
1.1 История создания электронной цифровой подписи 5
1.2 Понятие и использование ЭЦП 7
1.3 Законодательная платформа ЭЦП 13
1.4 Электронный документооборот в органах власти. 14
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ. 20
2.1 ЭЦП и юридическая значимость электронного документа 20
2.2 Защита целостности электронных данных и обеспечение его юридической силы 26
2.3 Корневые УЦ 28
2.4 Почему необходим корневой УЦ 31
2.5 Примеры действующих информационных систем 34
2.6 Технические аспекты применения ЭЦП 36
2.7 Методы построения цифровой подписи 40
2.8 Опыт внедрения системы электронного документооборота в исполнительных органах государственной власти 47
2.9 Особенности применения ЭЦП в органах власти 54
2.9 Алгоритмы кодирования и декодирования ЭЦП 59
2.9.1 DSA 59
2.9.2 ECDSA 63
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО СДАЧИ ОТЧЕТНОСТИ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ 67
3.1 Сдача отчетности в электронном виде - Приморский край 67
3.2 Сложности, возникающие при использовании ЭЦП 70
3.3 Управление ключами 73
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГЛАВА ПОНЯТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ И ИСТОРИЯ ЕЕ СОЗДАНИЯ. 5
1.1 История создания электронной цифровой подписи 5
1.2 Понятие и использование ЭЦП 7
1.3 Законодательная платформа ЭЦП 13
1.4 Электронный документооборот в органах власти. 14
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ЦИФРОВОЙ ПОДПИСИ. 20
2.1 ЭЦП и юридическая значимость электронного документа 20
2.2 Защита целостности электронных данных и обеспечение его юридической силы 26
2.3 Корневые УЦ 28
2.4 Почему необходим корневой УЦ 31
2.5 Примеры действующих информационных систем 34
2.6 Технические аспекты применения ЭЦП 36
2.7 Методы построения цифровой подписи 40
2.8 Опыт внедрения системы электронного документооборота в исполнительных органах государственной власти 47
2.9 Особенности применения ЭЦП в органах власти 54
2.9 Алгоритмы кодирования и декодирования ЭЦП 59
2.9.1 DSA 59
2.9.2 ECDSA 63
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО СДАЧИ ОТЧЕТНОСТИ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ 67
3.1 Сдача отчетности в электронном виде - Приморский край 67
3.2 Сложности, возникающие при использовании ЭЦП 70
3.3 Управление ключами 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80

Работа содержит 1 файл

готовая работа-пример.doc

— 497.50 Кб (Скачать)

     Все есть, все изобретено, и для начала надо просто реально пользоваться тем, что есть. Я думаю, что за пять лет просто люди хорошо договорятся  между собой, и будут доверять электронной подписи точно так же, как собственноручной.

       В данный момент ЭЦП в российском  варианте хорошо, массово работает  только на Windows. Применительно к  интернету — в браузере Internet Explorer. Под "хорошо" подразумевается простота установки и настройки соответствующего софта и принципиальную его доступность под различные малоприменяемые операционные системы.5

     Так сложилось, что софт, который разработан для того, чтобы установить на компьютер  сертификат, подписывать и шифровать  данные, существует в основном для Windows. Применительно к интернету, когда нужно отправить в интернет готовые, подписанные, зашифрованные данные, это делается в одном определенном браузере. Со многими другими есть сложности, но они потихоньку решаются.

     Конечно, было бы замечательно, если бы появились средства так называемой криптозащиты информации, которые позволяют работать на любой платформе и в любом браузере. С этой проблемой столкнется абсолютно любой сайт, который захочет серьезно поддерживать ЭЦП. Возможно, реально ЭЦП не будет работать в Safari, Chrome, других браузерах, отличных от Internet Explorer. Над этим еще предстоит работать. Может быть, даже что-то уже создано, но в целом это большая работа, которую предстоит проделать разработчикам ЭЦП.

 

      1.3 Законодательная  платформа ЭЦП

     В январе 2002 года Президент РФ подписал закон "Об электронной цифровой подписи". 

     Сегодня практически ни одна конференция  не обходится без того, что бы вопрос об этом законе не был, затронут в том или ином виде. Мнения высказываются  порой диаметрально противоположные. 

     Когда закона не было с 1990 года в России на коммерческий рынок стали продвигаться так называемые технологии цифровой подписи (ЦП). Системы ЦП позволяют  создавать в электронных документах аналог собственноручной подписи. При  этом речь не идет, например, о технологиях, позволяющих сохранять в электронном виде графическое изображение подписи, механизмы ЦП, существенно отличаются от простого анализа изображения, и основаны на сложных математических задачах. Иными словами, подпись в электронном виде - это набор цифр, позволяющий не только идентифицировать лицо, сформировавшее эту подпись, но и обеспечить неизменность документа после подписания. 

     Гражданский кодекс РФ закрепил возможность использования  ЦП, наряду с иными аналогами собственноручной подписи (АСП) в электронном документообороте. 

     С момента принятия части первой: "Использование  при совершении сделок ... цифровой подписи ...допускается в случаях и порядке, предусмотренных законом, иными  правовыми актами или соглашением  сторон";6 гражданского кодекса системы электронного документооборота стали полностью юридически легальными. С момента принятия первой части ГК, в России сложилась богатая практика, в т.ч. судебная по использованию систем ЦП в коммерческом секторе. Базой для упорядочения взаимоотношений сторон, использующих ЦП в бизнес процессах являлся т.н. "договор сторон", или "договор участников системы с использованием ЦП". В системах документооборота государственных органов применение ЦП пробуксовывало, поскольку регулировать использование ЦП в этих системах договорным правом не возможно.

     Вследствие  вышеупомянутых причин к 1997 году, сложилась  ситуация, в которой принятие закона "О цифровой подписи" становилось  актуальным в первую очередь для  государства и для государственных органов власти. Дополнительную актуальность принятию указанного закона, являлось стремление России вступить в ВТО, страны же члены ВТО уже имели аналогичные законы, позволяющие вести бизнес в киберпространстве не только на основе предварительно заключенного договора, но и на основе действующих законов. Справедливости ради следует отметить, что наличие такого закона не являлось обязательным требованием для вступления в ВТО, а лишь должно было продемонстрировать добрую волю России в направлении гармонизации внутреннего законодательства и международного. 

     1.4 Электронный документооборот  в органах власти.

     В соответствии с положениями ФЦП  «Электронная Россия» и Концепцией формирования в Российской Федерации  электронного правительства до 2010 года, перед органами государственной власти и местного самоуправления стоят задачи создания условий для повышения качества оказания государственных услуг с использованием современных информационных технологий (внедрения электронного документооборота, создания порталов госуслуг и т. п.)7.

     Возможности системы электронного документооборота и платформы, на которой реализована  система, позволяют решить целый  комплекс задач по автоматизации  документооборота и других направлений  работы органов власти.

Решаемые задачи:

  1. обеспечить сокращение трудозатрат и времени на обработку и подготовку документов, принятие управленческих решений;
  2. повысить уровень исполнительской дисциплины и упростить механизм ее контроля;
  3. обеспечить оперативность (соблюдение установленных законодательством сроков) предоставления услуг населению;
  4. ускорить взаимодействие с подведомственными организациями, иными органами власти, подразделениями, расположенными в других городах или отдаленных офисах;
  5. обеспечить открытость и доступность информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также предоставляемых ими услугах;
  6. снизить расходы органов власти на обеспечение взаимодействия между собой и с населением.

     Для решения данных задач федеральным  и региональным органам законодательной  и исполнительной власти, а также органам местного самоуправления имеет смысл организовать:

Электронный документооборот  внутри организации:

  • все документы (входящие и исходящие) хранятся в единой системе — формируется единое информационное пространство организации независимо от территориальной удаленности подразделений;
  • вероятность потери документов при безбумажном документообороте снижается до минимума в отличие от работы с бумажными документами;
  • на поиск необходимого документа требуется всего несколько минут — средства атрибутивного поиска обеспечивают быстрое нахождение электронного документа даже по неполным реквизитам, а при введении системы штрих-кодирования возможен моментальный поиск по штрих-коду;
  • согласование документов и принятие решений по документам занимает от нескольких часов до 2-3 дней, даже если один согласующий сидит в Калининграде, а второй — во Владивостоке;
  • участники процесса согласования имеют доступ к рецензиям иных согласующих, а также к версиям документа;
  • экономятся время и ресурсы для обеспечения взаимодействия сотрудников внутри организации за счет автоматизации служебных записок, заявок, внутренних правил движения документов, назначения поручений и формирования отчетов по исполнительской дисциплине, быстрого и контролируемого ознакомления сотрудников с новыми документами, упрощения управления документооборотом;
  • с обращениями граждан работа ведется оперативно и четко с соблюдением сроков — они также заносятся в систему, которая направляет их по заложенным в нее регламентам и контролирует сроки подготовки ответных решений;
  • документы могут быть даже подписаны в электронном виде при использовании в организации ЭЦП (электронной цифровой подписи);
  • руководители различных уровней имеют целостную картину происходящих процессов.

Межведомственный электронный документооборот:

  • документы из одного ведомства (организации) в другое передаются за считанные минуты:  например, из органа исполнительной власти края в орган местного самоуправления краевого центра распоряжение губернатора поступает через несколько минут после подписания;
  • снижаются затраты на обеспечение взаимодействия между разными органами власти, упрощается администрирование этого процесса;
  • появляются инструменты для отслеживания сроков предоставления иными органами власти данных и документов, необходимых для принятия решений и предоставления госуслуг;
  • документы могут быть даже подписаны в электронном виде при использовании в организациях ЭЦП (электронной цифровой подписи) — передача подписанных ЭЦП документов может считаться достаточной и не требовать дублирования бумажными документами;
  • поиск документов, независимо от организации их подготовившей, занимает несколько минут, если межведомственный документооборот двух и более организаций реализован в едином информационном пространстве — все организации работают фактически в единой системе.

Архивное хранение электронных документов:

  • все документы собраны в едином хранилище документов — для организации, имеющей множество подразделений по всей России (или всему региону), достаточно создания единого архива документов;
  • поиск документов в электронном архиве занимает несколько минут, тогда как в бумажном - может занять до нескольких суток;
  • контроль доступа к документам гораздо проще организовать при работе с электронными документами и их архивном хранении — права доступа определяются ролью специалиста в системах;
  • работать с электронным документом из архива могут одновременно несколько специалистов, тогда как использовать бумажный документ может только один сотрудник;
  • найти бумажный документ также становится проще, так как в электронном архиве хранится информация о местонахождении бумажного экземпляра документа;
  • списание дела в архив происходит из системы электронного документооборота, доступ к документам в архиве также может осуществляться непосредственно из специализированной программы;
  • снижается стоимость хранения документов, так как электронный архив документов занимает значительно меньшую площадь и требует меньших расходов на обслуживание.

       
Организация архивного хранения документов в электронном виде возможна как средствами самой специализированной системы, так и путем интеграции СЭД с электронным архивом (при особенно больших объемах электронных документов).

Предоставление  государственных услуг по принципу «единого окна» и автоматизация административных регламентов:

  • предоставление услуг государственными служащими осуществляется по принятому регламенту, заложенному в систему, гарантирующему надлежащее качество предоставляемой услуги и соблюдение сроков;
  • снижается влияние человеческого фактора на качество оказываемых государственными органами услуг;
  • уменьшается стоимость операционных издержек на предоставление госуслуг;
  • система «единого окна» снижает количество контактов гражданина с госслужащим и количество предоставляемых заявителями документов;
  • существенно сокращается время предоставления услуг, так как при реализации принципа «единого окна» существует единая точка сбора всех документов у заявителя, а в рассмотрение вовлекаются, согласно регламенту, госслужащие различных организаций.

Порталы с информацией  о госуслугах:

  • порталы дают гражданам возможность получать информацию о сроках и правилах предоставления государственными органами услуг;
  • портал может использоваться как виртуальная приемная руководителей органов власти и местного самоуправления;
  • для размещения на портале документов требуется минимум времени, так как при интеграции электронного документооборота и портала публикация документов возможна прямо из СЭД;
  • размещение подробной информации об услугах позволяет снизить расходы на первичную работу с населением, обработку заявок.
 

     Выводы

     Таким образом, принятие закона преследовало следующие цели:

  1. Необходимость создания законодательной базы для внедрения АСП (ЦП) в системы электронного документооборота органов государственной власти.
  2. Гармонизация российского законодательства с международным.
  3. Создание правовой основы для интеграции внутренних и международных систем электронной торговли.
  4. Упрощение процедур ведения "электронного" бизнеса.

Информация о работе Электронная цифровая подпись и особенности ее применения в органах власти и управления