Экономическая и финансовая основа местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:10, контрольная работа

Описание работы

Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления.

Содержание

Ответ №1. Экономическая и финансовая основа местного самоуправления……....….….... 3

Ответ №2. Общая характеристика форм непосредственной демократии..……………………………………………………………………………………...7

Список использованных источников и литературы…………………………….…………... 10

Работа содержит 1 файл

Основная часть.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

Вариант №2.

Вопрос №1. Экономическая и финансовая основа местного самоуправления.

Вопрос №2. Общая характеристика форм непосредственной демократии. 

Содержание:

Ответ №1. Экономическая и финансовая основа местного самоуправления……....….….... 3

Ответ №2. Общая характеристика форм непосредственной демократии..……………………………………………………………………………………...7

Список использованных источников и литературы…………………………….…………... 10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Ответ №1. Экономическая и финансовая основа местного самоуправления. 

     Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления.

     Реальность  и эффективность местного самоуправления определяется, прежде всего, материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении муниципальных образований и составляющими в своей совокупности финансово-экономические основы местного самоуправления.

     Как институт муниципального права, финансово-экономические  основы местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципального образования.

     Финансово-экономические  основы, обеспечивая хозяйственную  самостоятельность местного самоуправления, служат, прежде всего, удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. Вместе с тем укрепление и развития финансово-экономических основ местного самоуправления оказывает влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом. Но при этом следует учитывать, что финансовая и экономическая самостоятельность муниципальных образований во многом обусловлена состоянием экономики нашего общества, его финансов.

     Финансово-экономические  основы местного самоуправления составляют: а) муниципальная собственность; б) местные бюджеты и иные финансовые ресурсы местного самоуправления; в) имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также, в соответствии с законом, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

     Признание и гарантированность государством местного самоуправления предполагает, что государство берет на себя определенные обязательства по созданию необходимых экономических, финансовых и иных условий и предпосылок для развития местного самоуправления.

     Европейская Хартия о местном самоуправлении устанавливает:

     а) органы местного самоуправления имеют  право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций;

     б) финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставляемым им конституцией или законом полномочиям;

     в) по меньшей мере, часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом:

     г) финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько  это возможно, за изменением издержек, возникающих при осуществлении  компетенции местных органов;

     д) защита более слабых, в плане финансов, органов местного самоуправления требует  ввода процедур финансового выравнивания или эквивалента мер, предназначенных  для корректировки результатов  неравномерного распределения потенциальных  источников финансирования местных органов и лежащих на них расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции (ст. 9 Европейской Хартии о местном самоуправлении).

     Эти положения Европейской Хартии о местном самоуправлении можно рассматривать в качестве общих принципов, которые должны определять экономическую и финансово-налоговую политику демократического государства применительно к местным органам власти, получая отражение в законодательстве данной страны.

     Органы  государственной власти Российской Федерации и государственной  власти субъектов Российской Федерации  обязаны содействовать развитию финансово-экономических основ местного самоуправления.  

     Муниципальная собственность.

     Конституция Российской Федерации, признавая и гарантируя местное самоуправление, определяет экономические условия местного самоуправления.

     Муниципальная собственность, порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения закрепляются также Гражданским  кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими законами и нормативными правовыми актами.

     Согласно  статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Таким образом, субъектами муниципальной собственности являются муниципальные образования.

     Управление  муниципальной собственностью осуществляется органами местного самоуправления, что не делает их собственниками муниципального имущества.

     Права собственника муниципального имущества принадлежат муниципальному образованию. От его имени эти права осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно.

     Имущество, находящееся в собственности  муниципального образования, делится  на две части. Одна часть муниципального имущества закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления. Другая его часть, т.е. средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

     Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что в состав муниципальной собственности входят: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды; имущество органов местного самоуправления; муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и организации; муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации; муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения; муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта; другое движимое и недвижимое имущество (ст. 29).

     Муниципальная собственность — одно из обязательных условий существования самостоятельного муниципального образования. Но вместе с тем, согласно статье 61 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», отсутствие муниципальной собственности на территории муниципального образования на момент вступления в силу Закона не может служить основанием для упразднения или преобразования соответствующего муниципального образования либо отказа в образовании нового муниципального образования. 

     Местный бюджет и другие местные  финансы.

     Финансовые  средства муниципального образования, т.е. совокупность денежных средств, находящихся в его распоряжении, включают: средства местного бюджета; муниципальные внебюджетные средства; финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности; средства, мобилизуемые на финансовом рынке; ссуды, займы и т.д.

     Формирование  и использование местных финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении муниципального образования, осуществляется им самостоятельно.

     Финансовые  средства местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным муниципальным  образованиям Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации полномочиям по решению вопросов местного значения.

     В настоящее время местные бюджеты, являясь частью финансовой системы  Российской Федерации, существуют как  самостоятельные денежные фонды, предназначенные  для решения вопросов местного значения, выполнения функций органов местного самоуправления.

     Вместе  с тем для расчетов и анализа  при формировании и использовании  бюджетных средств на различных  территориальных уровнях управления законодательством было введено  понятие “консолидированный бюджет" — свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования. Данные консолидированные бюджеты в отличие от самостоятельных бюджетов утверждению не подлежат и правовыми актами не являются.

     Каждое  муниципальное образование в  соответствии с законом имеет  собственный бюджет.

     Статья 132 Конституции Российской Федерации  закрепляет право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный  бюджет.

     Местный бюджет имеет доходную и расходную части.

     Доходная  часть местного бюджета включает, прежде всего, собственные доходы. К ним, во-первых, относятся местные налоги и сборы, которые устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно.

     Во-вторых, в доходы местных бюджетов зачисляются  закрепленные доходы, т.е. доходы, которые  полностью или в твердо фиксированной  доле (в процентах) на постоянной или  долговременной основе в установленном  порядке поступают в местный  бюджет. В-третьих, доходная часть местного бюджета пополняется за счет средств бюджетного регулирования местных бюджетов. К ним относятся регулирующие доходы, т.е. доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в местный бюджет в виде процентных отчислений от федеральных налогов, налогов субъектов Российской федерации или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год. К регулирующим доходным источникам относятся, в частности, такие федеральные налоги, как налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц.

     В-четвертых, в доходную часть местного бюджета  может входить финансовая помощь в различных формах: дотации, субвенции, которые также относятся к  средствам бюджетного регулирования. Дотации и субвенции представляют собой денежные отчисления из вышестоящего бюджета в нижестоящий в качестве материальной помощи.

     Дотация — это денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в  случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета муниципального образования, который в соответствии с законом обязаны обеспечить органы государственной власти. Использование дотации не имеет целевого назначения, и она выделяется на безвозмездной и безвозвратной основе.

     Субвенция — это денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели и программы  для выравнивания социально-экономического развития соответствующей территории. В случае использования субвенции  не по целевому назначению она подлежит возврату предоставившему ее органу.

     В-пятых, доходная часть местного бюджета  включает также средства, необходимые  для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных  полномочий, передаваемые органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской федерации.

     Кроме того, Закон предусматривает также  компенсацию дополнительных расходов Органов местного самоуправления, возникших  в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

     Кроме собственных доходов, поступлений  от регулирующих налогов, дотаций, субвенций  доходная часть местных бюджетов, в-шестых, может включать и заемные  средства.

     Заем  — это доход временного характера, ибо он должен быть возвращен. В установленных законом случаях предусматривается и платность заемных средств.

     Органы  местного самоуправления могут использовать такие заемные средства, как процентные и беспроцентные ссуды, получаемые из других бюджетов, краткосрочные кредиты коммерческих банков, доходы от местных займов.

     Расходная часть местных бюджетов определяется предметами ведения муниципальных образований и включает расходы на решение вопросов местного значения, реализацию планов и программ социально-экономического развития территорий. Кроме того, в расходный части местных бюджетов предусматривается финансирование отдельных государственных полномочий.

Информация о работе Экономическая и финансовая основа местного самоуправления