Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 04:25, доклад
Муниципальная собственность как объект муниципального управления
Тема управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных.
Во-первых, ещё пятнадцать лет назад такой формы собственности на территории Российской Федерации не было. Процесс её становления продолжается и сегодня.
Экономические основы местного самоуправления регулируются также Федеральным законом 131 ст 49 – 51
49 ст. Экономическая
основа местного самоуправления
Статья 50. Муниципальное имущество
1.
Муниципальная собственность - это
отношения между
К особенностям муниципальной собственности относятся следующие черты и свойства:
-
обладает общественным
- служит основой независимости и самостоятельности органов местного самоуправления, основой проводимой муниципальной политики;
- основной субъект - население муниципального образования;
-
является основным
-
возможна малоприбыльная, бесприбыльная
работа муниципальных
-
использование муниципальной
Законе выделены основные виды муниципального имущества:
1)
имущество, предназначенное
2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий, переданных органам местного самоуправления:
- государственных. полномочий;
-
полномочий органов местного
самоуправления Органы
3)
имущество, предназначенное
4)
имущество, необходимое для
Финансовые обязательства, возникающие у органов местного самоуправления в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, дотаций, субсидий предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ).
Перечень объектов муниципальной собственности можно классифицировать, выделив среди них следующие виды:
1)
объекты, находящиеся в
-
казенные предприятия,
- жилищный фонд;
- объекты культурного наследия;
- земельные участки;
- обособленные водные объекты;
- леса и т.п.
2)
объекты, находящиеся в
- электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
- освещения улиц;
-
сбора и вывоза бытовых
-
обеспечения жителей
В качестве субъектов муниципальной собственности выступают:
- население муниципального образования;
-
органы местного
-
должностные лица местного
- муниципальные предприятия;
- муниципальные учреждения;
- муниципальные организации.
Наиболее
распространенными способами
-
муниципализация (передача
-
покупка (приобретение на
- дарение;
- строительство новых объектов;
- передача по судебному решению;
- захват бесхозных объектов;
-
изъятие для муниципальных
Статья 51. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом
1. Часть 1
комментируемой статьи закрепляет право
органов местного самоуправления от имени
муниципального образования самостоятельно
владеть, пользоваться и распоряжаться
муниципальным имуществом. Подобное право
также закреплено в ГК РФ (ст. 215).
Муниципальный
заказ( ст 54 Фз 131)
Данный вопрос регулируется как ФЗ 131 так и Федеральным закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В п. 1 ст. 72 БК РФ (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ) также установлено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" согласно ч. 1 его ст. 1 (здесь и далее в ред. Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ) регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений(далее - размещение заказа), в т.ч. устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории России при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Как определено в ч. 2 ст. 3 названного Закона, под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.
В
отношении государственных
государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в т.ч. органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Государственные, муниципальные заказчики и иные заказчики далее именуются заказчиками. Государственные, муниципальные нужды, а также нужды бюджетных учреждений далее именуются нуждами заказчиков (ч. 1);
в случае, если созданы федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для заказчиков, указанные уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков. При этом государственные или муниципальные контракты, а также гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений подписываются соответствующими заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа (ч. 2).
Согласно ст. 5 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном названным Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 названного Закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета. В этой связи необходимо отметить следующее.
Согласно п. 2 ст. 72 БК РФ (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ) государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных п. 3 данной статьи. В указанном п. 3 ст. 72 БК РФ (в ред. Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ) предусмотрено следующее:
в случае, если предметами государственного (муниципального) контракта являются поставка товаров в соответствии с государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом РФ, а также выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, такие государственные (муниципальные) контракты могут заключаться в пределах средств, установленных на соответствующие цели долгосрочными целевыми программами (проектами) и государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом РФ, на срок реализации указанных программ (проектов), а также в соответствии с решениями Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации, принимаемыми в порядке, определяемом Правительством РФ (постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 978 утверждены Правила принятия решений о заключении долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом)*(218);