Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 19:01, курсовая работа
Целью данной работы является определение механизма государственного контроля и рассмотрения путей его усовершенствования.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ……………………………………………………………………….5
1.1. Понятие государственного контроля ………………………………….5
1.2. Принципы и содержание государственного контроля ………………8
1.3.Правовые формы и методы государственного управления (управленческий процесс) ………………………………………………………10
ГЛАВА 2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ …………………………………………………….19
2.1. Президентский контроль ……………………………………………….19
2.2. Контроль государственных органов исполнительной власти …….20
2.3. Парламентский контроль ………………………………………………24
2.4. Судебный контроль ……………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...29
Библиографический список …………………………………………………31
Органами государственного управления и гражданами
В зависимости от характера отношений:
Отношения связанные с непосредственным управлением.
Отношения не связанные с непосредственным управлением.
По областям деятельности:
В сфере управления народным хозяйством.
В
сфере социально-культурного
В
сфере административно-
1.3 Правовые формы и методы государственного управления (управленческий процесс).
Процесс
государственного управления имеет
своим содержанием деятельность
субъектов административного
Для реализации своих властных полномочий в процессе государственного управления органы исполнительной власти используют такие основные административно-правовые формы как:
издание административно-правовых актов (правовых актов управления);
заключение договоров (например, административных договоров, международных соглашений);
совершение иных юридически значимых действий, вызывающих определенные правовые последствия (составление отчетов, регистрация фактов, выдача справки о месте работы, составление административных протоколов и т.д.). Наряду с этими правовыми формами осуществления исполнительной власти выделяются также не правовые формы в виде организационных действий и материально-технических операций (информирование, инструктирование, проведение совещаний, консультаций и т.д.).
В процессе государственного управления основной правовой формой реализации правомочий субъектов административного права, не входящих в систему исполнительной власти, являются различного рода обращения. Обращения являются одним из оснований для возникновения административно-правовых отношений. Обращение - это изложенное в письменной или устной форме заявление, предложение, ходатайство или жалоба.
Обращения
могут быть трех основных видов. Во-первых,
это обращения граждан и
Принятие и исполнение административно-правовых актов является одной из основных форм реализации исполнительной власти. В процессе государственного управления возникает потребность в конкретизации норм законов, которая и осуществляется путем издания административных актов. В процессе государственного управления они служат для установления правовых норм либо для разрешения индивидуальных юридических ситуаций путем применения правовых норм. Издание и исполнение этих актов - важная часть управленческого процесса, направленного на осуществления функций исполнительной власти.
Административно-правовой акт - это основанное на законе официальное юридически-властное решение полномочного субъекта исполнительно-распорядительной деятельности, принимаемое в одностороннем волевом порядке с соблюдением определенной формы и процедуры и направленное на установление административно-правовых норм или на возникновение, изменение либо прекращение административно-правовых отношений в целях реализации управленческих задач и функций исполнительной власти.
Юридическая природа административного акта состоит в том, что он:
является правовой формой управленческого решения;
выражает юридически значимое волеизъявление субъекта исполнительной власти в виде предписания, обязательного для адресата;
издается в одностороннем порядке, т.е. выражает волю только одной стороны - субъекта исполнительной власти;
носит подзаконный характер, т.е. должен издаваться в соответствии с законом;
является решением полномочного органа исполнительной власти, принимаемым по вопросам и в пределах его компетенции определенной законом;
устанавливает в сфере ведения конкретного субъекта исполнительной власти обязательные правила поведения либо регулирует конкретные управленческие отношения и решает индивидуальные административные дела;
принимается с соблюдением определенных установленных процедур;
несоблюдение содержащихся в нем юридически властных предписаний влечет ответственность виновной стороны;
может быть в установленном законе порядке опротестован или оспорен.
Каждый административный акт имеет свое содержание и форму. Содержание административного акта включает три основных элемента:
волеизъявление уполномоченного органа, которое не должно выходить за пределы его компетенции (это волеизъявление должно быть свободным, т.е. не формироваться под влиянием обмана, заблуждения или принуждения);
юридическое существо этого волеизъявления (назначить, установить, разрешить, предоставить, отозвать, лишить, наказать и т.д.);
условия, обязательства и поручения, сопровождающие основное решение. Форма административного акта - это внешнее выражение содержащейся в нем воли, мотивов и целей его принятия. Эта форма может быть представлена в виде указов, постановлений, распоряжений, приказов, указаний, инструкций, положений и т.д.
Административный акт только тогда выполняет свое властное предназначение в процессе государственного управления, когда он действует. Действие административного акта выражается в том, что он обладает юридической силой, выступает обязывающей или управомочивающей формой действий субъекта исполнительной власти и вызывает те юридические последствия, ради которых он был издан. Для того, чтобы административный акт обладал юридической силой, он должен отвечать определенным требованиям.
Он должен быть:
издан
полномочным органом в пределах
его компетенции и
принят в установленном порядке, в соответствии с предписанной процедурой;
издан
в установленной форме и
не
должен нарушать или произвольно
ограничивать права и законные интересы
частных лиц в сфере
юридически обоснован, т.е. четко определять цели, основания принятия и юридические последствия;
оглашен (опубликован) в соответствующем порядке, доведен до сведения адресатов (определенные акты, должны быть зарегистрированы в Министерстве Юстиции).
Нарушение данных требований является основанием для признания административных актов незаконными, т.е. не имеющими юридической силы. Инициировать вопрос о признании незаконности административного акта могут частные лица, прокурор, заинтересованные органы исполнительной и законодательной власти.
Правомочие на признание акта незаконным имеют:
орган исполнительной власти - автор акта может признать неправомерность и отменить его;
вышестоящие органы исполнительной власти, наделенные правом отмены неправомерных актов нижестоящих органов государственной администрации (Президент, Правительство и т.д.);
судебные органы (общий и арбитражный суды, Конституционный Суд РФ).
Обращения представляют собой один из юридически значимых способов реализации прав субъектов административного права, не входящих в систему органов исполнительной власти. Термин "обращение" носит собирательный характер и означает различного рода правовые действия, отличающиеся по своей юридической природе и влекущие различные правовые последствия. Обращения могут иметь форму заявлений, предложений, ходатайств и петиций. Они адресуются органам исполнительной власти и содержат просьбу совершить определенные юридически значимые действия (выдать разрешение, произвести регистрацию, назначить пенсию и т.д.).
Обращения
могут подаваться как от имени
граждан, так и юридических лиц
(коллективных субъектов). Так, для приобретения
юридическим лицом гражданской
правоспособности и осуществления
предпринимательской
Предложение - это обращение гражданина либо группы граждан, направленное на улучшение порядка организации и деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, на совершенствование правового регулирования, форм и методов управленческой деятельности. Его цель привлечь внимание компетентных органов к несовершенству организации, деятельности или регулирования в той или иной области и указать пути к устранению недостатков. Предложения могут касаться практически любого вопроса государственной и общественной жизни в целях ее улучшения. Только в адрес Президента РФ в 1994-1998 гг. таких обращений поступило свыше 60, 5 тыс.
Заявление - это обращение гражданина по поводу реализации прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ или текущем законодательстве. Оно содержит, как правило, просьбу автора заявления об удовлетворении его индивидуальных прав и законных интересов либо сообщение о нарушении законности.
Жалоба представляет собой обращение в государственные или иные официальный органы по поводу нарушения действиями (бездействием) и решениями прав, свобод и законных интересов гражданина. Для жалобы установлена письменная форма. Она может быть подана лишь тем лицом, чьи права нарушены или от его имени законным представителем. Жалобы делятся на общие и специальные.
Общая жалоба подается в целях защиты общих прав и законных интересов. Причиной появления общей жалобы является нарушение действиями и решениями государственных органа прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе путем предоставления информации, послужившей основанием для принятия таких решений и совершения таких действий. Она подразделяется на два вида: административную жалобу, подаваемую в органы исполнительной власти4 и судебную жалобу (административный иск).
Специальная жалоба подается лицами, наделенными в дополнении к общей, еще и специальной правосубъектностью (например, жалоба потерпевшего по делам об административных правонарушениях).
Ходатайство представляет собой официальную просьбу гражданина о признании за ним определенного статуса, прав, льгот и гарантий, изложенных в письменной форме, в случаях, которые прямо установлены законом. Оно адресуется государственным органам или вышестоящей общественной организации, предполагает предоставление с их стороны документов, подтверждающих статус, льготы, права и т.д. Примером является ходатайство о признании лица беженцем или вынужденным переселенцем. В административном судопроизводстве под ходатайством понимается официальная просьба участника процесса о совершении процессуальных действий или принятии решений, обращенное к прокурору, судье или суду. Ходатайство является одной из форм обращения в Конституционный Суд наряду с запросом и жалобой. По ходатайству уполномоченных на то Конституцией РФ субъектов Конституционный Суд рассматривает споры о компетенции.