Государственное управление в СССР и РФ: традиции и новации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 08:56, контрольная работа

Описание работы

Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности и эффективности государственного управления выступает социальность - наполненность государственного управления общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Система государственного управления СССР………………...………4
1.1 Конституция 1977 года………………………………………….….4
1.2 Система управления в период перестройки (1985-1991 г.г.)….....6
1.3 Реформа избирательной системы:
Первый и Второй Съезды народных депутатов…………….….….8
2. Государственное управление в РФ……………………………..……..10
Заключение………………………………………………………………..13
Список используемых источников и литературы…………………….15

Работа содержит 1 файл

Система государственного и муниципального управления Контрольная.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию

     Российский  государственный  гуманитарный университет

     Филиал  в г. Костроме 
 
 
 
 

     Контрольная работа

     по  курсу:

     «Система  государственного и  муниципального управления»

     на  тему:

     «Государственное  управление в СССР и РФ: традиции и новации» 
 
 
 
 

     Выполнила:

     студентка 5 курса

     заочного  отделения

     специальности ЭУ

     Проверил: 
 
 
 

     Кострома, 2011

     Содержание: 

     Введение…………………………………………………………………….3

     1. Система государственного управления  СССР………………...………4

          1.1 Конституция 1977 года………………………………………….….4

          1.2 Система управления в период перестройки (1985-1991 г.г.)….....6

          1.3 Реформа избирательной системы:

               Первый и Второй Съезды народных депутатов…………….….….8

     2. Государственное управление в  РФ……………………………..……..10

     Заключение………………………………………………………………..13

     Список  используемых источников и литературы…………………….15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Государственное  управление  -  это  практическое,   организующее и регулирующее  воздействие  государства  на  общественную   жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения  или  преобразования,  опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то  есть целесообразности, обоснованности и эффективности государственного управления  выступает социальность - наполненность государственного управления общественными запросами и ожиданиями,  реальным  бытием людей.

     Свойства  государственного управления:

     В  государственном  управлении  его  управляющие  воздействия  опираются  на государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются ею. Распространяется на все общество, на  каждую  сферу  деятельности  общества, даже  за  его  пределы,  на  другие  общества  людей  в  рамках   проводимой государством международной политики.

     Субъектом государственного управления  выступает не  аппарат,  а государство,  как политико-правовая организация общества,  совокупность  всех  граждан  и  др. жителей страны. Государственное управление - это управление в масштабе  общества,  призванное  создавать и закреплять  законодательно  (или  посредством   иных   юридических   актов), поддерживать,   обеспечивать   и   гарантировать   практическую   реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально-актуального  ведения любых видов человеческой деятельности. 
 
 
 
 

     1. Система государственного управления СССР

     1.1 Конституция 1977 года 

     7 октября 1977 г. Верховный Совет  СССР утвердил Основной Закон  - Конституцию СССР. Конституция  подчеркивала свою преемственность  с предшествующими ей конституциями  (1918,1924,1936 гг.).

     Констатировалось  построение “развитого социалистического  общества” и создание “общенародного государства”. В качестве цели указывалось построение “бесклассового коммунистического общества”, базирующегося на общественном самоуправлении. Основой экономической системы признавалась социалистическая собственность на средства производства, политической - советы. Закреплялась “руководящая и направляющая” роль коммунистической партии. В тексте появились новые разделы: о политической системе общества, социальном развитии и культуре, о внешней политике, статусе народного депутата, преамбула.

     Конституция закрепляла новые формы “непосредственной  демократии”: всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство и на критику действий государственных и общественных организаций. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, жилища, на пользование достижениями культуры, свободу творчества. В законе подчеркивалась неразрывная связь прав и обязанностей. Конституция закрепляла за каждой союзной республикой право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза. Конституция с большей определенностью подчеркивала значение личности, декларируя уважение и охрану её прав и свобод.

     Однако, тезис об общенародном государстве, провозглашенный еще в 1961 г., был  не более чем декларацией, хотя Конституция  закрепляла новые формы демократии: референдумы, всенародное обсуждение, новые гражданские права. Фактически речь шла об усилении монопольной власти КПСС: в ст.6 подчеркивалось, что ядром политической системы развитого социализма, руководящей и направляющей силой советского общества является КПСС.

     Как и прежде, структура государственных органов состояла из высших органов власти и управления, раздел 6 определял структуру и компетенцию органов государственной власти и управления в союзных республиках.

     Структура, прерогатива и полномочия Верховного Совета и Президиума остались без принципиальных изменений, то же самое относится к деятельности Совета Министров СССР. В июле 1978 г. Верховный Совет принял Закон о Совете Министров СССР, где был четко определен правовой статус правительства, как высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти СССР, правомочного решать все вопросы государственного управления. Одним из основных направлений деятельности Совета Министров, как указывалось в ст.2 Закона, являлось укрепление сплоченности всех наций и народностей страны в целях строительства коммунизма.

     На  основе новой Конституции была реорганизована система правоохранительных органов: в 1979 г. были приняты законы о Верховном суде, о прокуратуре, государственном арбитраже, адвокатуре СССР. В ноябре 1979 г. был принят Закон о структуре и компетенции Народного контроля.

     На  практике высшие органы власти не контролировали правительство: важнейшие решения  принимались без их ведома, например, ввод войск в Афганистан в 1979 г. и др.

     Фактически  вся полнота власти находилась в  руках номенклатуры, которая стремительно увеличивала бюрократический аппарат. На содержание аппарата управления в середине 80-х годов уходило 10% государственного бюджета. 
 

     1.2 Система управления в период перестройки (1985-1991 г.г.) 

     Так называемые перестроечные процессы связаны с деятельностью Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС Горбачев изложил замысел обширных реформ. На всем протяжении 1985 - 1991 гг. Горбачев давал весьма противоречивое объяснение генезиса своего реформаторского курса. Сообразуясь с фактами, сегодня можно уверенно утверждать; реальная, просчитанная и продуманная стратегия демократизации отсутствовала. Перестройка, на наш взгляд, была задумана наиболее реально мыслящей частью номенклатуры с целью сохранения монополии КПСС на власть, путем проведения незначительных реформ в политической сфере и ликвидации наиболее одиозных черт административно-командной модели экономики.

     Традиционно начало всем изменениям положила ротация  партийных кадров, фактически руководивших системой государственного управления: к началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей областных партийных организаций, 40% членов ЦК.

     Вслед за этим начались реформы в экономике. В 1985 г. был принят Закон о госприемке, который создавал еще одно звено в системе контроля промышленной продукции - службу государственных инспекторов по надзору за качеством промышленной продукции. К 1 января 1987 г. они действовали на всех крупных промышленных предприятиях. Однако эффект от введения еще одной административно-командной структуры оказался нулевой.

     В июне 1987 г. Верховный Совет принял Закон о государственном предприятии (объединении), вступившей в силу с 1 января 1988 г. Закон изменял отношения между министерствами и предприятиями, наделяя последние большей экономической самостоятельностью: предприятия сами определяли численность работающих, устанавливали объем заработной платы, выбирали хозяйственных партнеров, реализовали продукцию, произведенную сверх госзаказа, получали право выхода на внешние рынки, поиск инвесторов и т.п. Роль министерств сводилась к определенной стратегии развития отрасли, подготовке контрольных цифр экономического развития, определению государственного заказа. К 1989 г. стало ясно, что закон потерпел фиаско.

     Практическое  воплощение идей политической перестройки  получили в решениях ХIХ Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988 г.). В 6 резолюциях конференции, в частности “О некоторых неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны” речь шла об изменении системы управления страной. Соответствующие изменения в Конституцию СССР 1977 г. внес Верховный Совет.

     Высшим  органом государственной власти стал Съезд народных депутатов, Верховный Совет должен был работать на постоянной основе, подобно парламенту. Усиливалось значение поста Председателя Президиума Верховного Совета.

     Выборы  народных депутатов зимой - весной 1989 г. проходили по следующей схеме: одну треть депутатов направляли общественные организации (КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС и др.), две трети избирались на конкурентной основе. В мае 1989 г. собрался Первый съезд народных депутатов СССР.

     В марте 1990 г. III Съезд народных депутатов  отменил ст.6 Конституции СССР и избрал М.С. Горбачева Президентом СССР, однако без всенародных выборов этот пост был лишен необходимой легитимности.

     В условиях все более обостряющегося системного кризиса, поразившего и КПСС, номенклатура предпринимала лихорадочные усилия по обеспечению в будущем контроля за бывшей государственной собственностью. Реформы М.С. Горбачева и возвращение к якобы более демократическим формам парламентаризма носили поверхностный, почти неуправляемый характер, что вело к ослаблению связей между республиками, ослаблению государственности, развитию национально-сепаратистского движения.

     1.3 Реформа избирательной системы

     Первый  и Второй Съезды народных депутатов 

     Первым  конкретным шагом на пути политической реформы стали решения внеочередной двенадцатой сессии Верховного Совета СССР (одиннадцатого созыва), состоявшейся 29 ноября - 1 декабря 1988 г. Эти решения предусматривали изменение структуры высших органов власти и государственного управления страны, наделение вновь учрежденного Съезда народных депутатов и избираемого им ВС СССР реальными властными функциями, а также изменение избирательной системы, прежде всего введение выборов на альтернативной основе.

     1989 год стал годом радикальных изменений, особенно в политической структуре общества. Состоявшимся в 1989 году выборам народных депутатов СССР (март - май) предшествовала невиданная в нашей стране избирательная кампания, начавшаяся еще на исходе 1988 г. Возможность выдвижения нескольких альтернативных кандидатов (на 2250 депутатских мест было выдвинуто 9505 кандидатов) наконец-то давала советским гражданам действительно выбирать одного из нескольких.

     Треть народных депутатов избиралась от общественных организаций, что позволило коммунистам, как наиболее массовой “общественной организации” на Съезде иметь большинство, или, как говорят в цивилизованных странах - лобби. Об этом было заявлено, как о достижении: доля коммунистов среди народных депутатов оказалась 87% против 71.5% предыдущего созыва, на основе чего делался громкий вывод о том, что в условиях свободы выбора был подтвержден авторитет партии.

     В выборах, проходивших 26 марта 1989 г. по 1500 территориальным и национально-территориальным округам, участвовала 89.8% включенных в списки избирателей. Эти выборы стали заметным сдвигом общества в сторону демократии, по крайней мере, как тогда казалось. За работой Съезда следила вся страна - повсеместно зафиксировано снижение производительности труда.

     Первый  Съезд народных депутатов СССР (25 мая - 9 июня 1989 г.) стал весьма крупным  политическим событием. Никогда еще  не было такого в истории этой страны. Конечно, сейчас можно с иронией смотреть на те баталии, что происходили на Съезде, но тогда это выглядело победой демократии. Практических результатов Съезда было немного, в частности был избран новый ВС СССР. Было принято несколько общих постановлений, например Постановление об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР.

Информация о работе Государственное управление в СССР и РФ: традиции и новации