Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 22:40, практическая работа

Описание работы

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица МСУ

Правовые основы:

1.Конституция РФ (ч. 2 ст. 130)
2.федеральные законы, напр. :
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ;

Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации :

федер. закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ;

4) Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, напр. :

5) законы субъектов Российской Федерации, напр. :

Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге : закон Санкт-Петербурга от 23 сент. 2009 г. № 420-79;

О местном референдуме в Санкт-Петербурге : закон Санкт-Петербурга от 19 марта 2004 г. № 138-22 (ОБЯЗАТЕЛЬНО)

6) Уставы муниципальных образований : напр. : Устав муниципального образования «Поселок Левашово) г. Санкт-Петербурга 2008 г.

Работа содержит 1 файл

муниципальное.doc

— 1.29 Мб (Скачать)
 

Формы непосредственного осуществления населением  
местного самоуправления и участия населения  
в осуществлении местного самоуправления
 

задание для самостоятельной работы студентов  
3 курса очной формы обучения

по дисциплине

Муниципальное право 
 
 

Выполнил (а):

студент 3 курса 302 группы

очной формы обучения

Карапетян Мкртич Ашотович 
 
 
 
 
 
 
 

2010

 

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица МСУ

    Правовые основы:

  1. Конституция РФ (ч. 2 ст. 130)
  2. федеральные законы, напр. :

      Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ;

      Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации :

      федер. закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ;

4) Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, напр. :

5) законы субъектов Российской Федерации, напр. :

      Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге : закон Санкт-Петербурга от 23 сент. 2009 г. № 420-79;

      О местном референдуме в Санкт-Петербурге : закон Санкт-Петербурга от 19 марта 2004 г. № 138-22 (ОБЯЗАТЕЛЬНО)

6) Уставы муниципальных образований : напр. : Устав муниципального образования «Поселок Левашово) г. Санкт-Петербурга 2008 г.

      (ОБЯЗАТЕЛЬНО) http://molevashovo.ru/content/view/26/35/1/3/ 

Предмет

правовогорегулирования

Правовая норма
федерального закона

от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Устава муниципального образования

«поселок Левашово»

(г. Санкт-Петербург)

Субъект инициативы проведения голосования по отзыву по инициативе населения (ч. 1 ст. 24) по инициативе:

- населения МО;

- органов МСУ;

- должностных лиц МСУ (ч. 1 ст. 9)

Основания для отзыва только конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке (ч. 2 ст. 24) основаниями для отзыва являются конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке (ч. 4 ст. 9) 

отзыв депутата Муниципального Совета возможен в случаях:

- неоднократные пропуски без уважительных причин заседаний Муниципального Совета и / или заседаний постоянных комиссий и иных органов Муниципального Совета в течение одного года;

- неоднократные в течение одного календарного года нарушений Устава МО, соответствующих законодательству решений Муниципального Совета и / или решений местного референдума МО;

- вступления в законную силу в отношении депутата обвинительного приговора суда (ч. 2 ст. 9) 

отзыв члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица МСУ возможен в случаях:

- неоднократного в течение одного календарного года Устава МО, соответствующих законодательству решений Муниципального Совета и / или решений местного референдума МО;

- вступления в законную силу в отношении члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица МСУ обвинительного приговора суда (ч. 3 ст. 9)

Нормативные акты, устанавливающие:

основания, процедуру и порядок отзыва

голосование по отзыву проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума (ч. 1 ст. 24) 

основания и процедура отзыва устанавливается Уставом муниципального образования (ч. 2 ст. 24)

голосование по отзыву проводится

в порядке, установленном:

- федеральным законом;

- законом СПб для проведения местного референдума;

- Уставом муниципального образования (ч. 1 и ч. 5 ст. 9)

Гарантии отзываемого лица процедура отзыва должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований отзыва (ч. 2 ст. 24) обеспечивается возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва, в том числе путем их размещения в СМИ МО (ч. 6 ст. 9)
Условие, при котором лицо считается отозванным если за отзыв проголосовало не менее Ѕ избирателей, зарегистрированных в МО (избирательном округе) (ч. 2 ст. 24) если за отзыв проголосовало не менее Ѕ избирателей, зарегистрированных в МО (избирательном округе) (ч. 7 ст. 9)
Официальное опубликование (обнародование) итогов голосования по отзыву и принятого решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию) (ч. 7 ст. 24) подлежат официальному опубликованию (обнародованию) не позднее 10 дней со дня проведения голосования и принятия решения соответственно (ч. 8 ст. 9)
 

Примечание:

- так как в соответствии с положением ч. 1 ст. 24 ФЗ № 131-ФЗ голосование по отзыву проводится в порядке, установленном федеральным законом, принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума,

- и этот порядок является единым для проведения местного референдума, муниципальных выборов, голосования по отзыву, голосования по вопросам границ МО, преобразования МО,

ОН УЖЕ УЧТЕН нами при рассмотрении института местного референдума. 

 

Голосование по вопросам изменения границ МО, преобразования МО

    Правовые основы:

Конституция РФ (ч. 2 ст. 130)

федеральные законы, напр. :

      Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ;

      Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации :

      федер. закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ;

Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, напр. :

законы субъектов Российской Федерации, напр. :

      Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге : закон Санкт-Петербурга от 23 сент. 2009 г. № 420-79;

      О местном референдуме в Санкт-Петербурге : закон Санкт-Петербурга от 19 марта 2004 г. № 138-22 (ОБЯЗАТЕЛЬНО)

Уставы муниципальных образований  

Предмет

правового регулирования

 
Правовая норма 

федерального закона

от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Случаи проведения голосования по вопросам изменения границ МО, преобразования МО - в случаях, предусмотренных ФЗ № 131-ФЗ (ч.3 ст.24)

- в соответствии с ч.2 и 3 ст. 12, ч.3,5 и 7 ст.13 ФЗ  № 131-ФЗ (ч.4 ст.24)

Цели проведения голосования в целях получения согласия населения  (ч.3 ст.24)
Территория проведения голосования на всей территории МО или на  части его территории (ч.4 ст.24)
Нормативные основы проведения голосования проводится в порядке, установленном:

- федеральным законом;

- принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума (ч.5 ст.24)

Неприменение норм федерального законодательства и законодательства субъектов РФ (исключения) не применяются положения указанные НПА:

- запрещающие проведение агитации государственными органами, органами МСУ, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности,

- определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме (ч.5.ст.24)

Субъект назначения голосования представительный орган МО (ч.5 ст.24)
Условие, при котором голосование считается состоявшимся если в нем приняло участие более половины жителей МО или части МО, обладающих избирательным правом (ч.6 ст.24)
Условие, при котором согласие населения в порядке голосования считается полученным если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей МО или части МО (ч.6 ст.24)
Официальное опубликование (обнародование) итогов голосования и принятого решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию) (ч.7 ст.24)
 

Примечание:

- так как в соответствии с положением ч. 5 ст. 24 ФЗ № 131-ФЗ голосование по вопросам изменения границ МО, преобразования МО проводится в порядке, установленном федеральным законом, принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения местного референдума,

- и этот порядок является единым для проведения местного референдума, муниципальных выборов, голосования по отзыву, голосования по вопросам границ МО, преобразования МО,

ОН УЖЕ УЧТЕН нами при рассмотрении института местного референдума.

 

Сход граждан

    Правовые основы:

    1) Конституция РФ (ч. 2 ст. 130)

    2) федеральные законы :

    Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ;

  1. Конституция (устав) субъекта РФ (НЕОБЯЗАТЕЛЬНО);
  2. Закон субъекта РФ (НЕОБЯЗАТЕЛЬНО);
  3. Устав муниципального образования (НЕОБЯЗАТЕЛЬНО);
  4. нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования (НЕОБЯЗАТЕЛЬНО), пример : Положение о сходах граждан и старостах в сельском поселении Юрцовское Егорьевского Муниципального района Московской области : принято Решением Совета депутатов Сельского поселения Юрцовское от 28 июля 2006 г. № 18/6 (http://yurcovo.ru/reshenia/9.html)
 
Предметправовогорегулирования Правовая норма
федерального закона

от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

нормативного правового акта представительного органа муниципального образования:

Положения о сходах граждан и старостах в сельском поселении Юрцовское Егорьевского Муниципального района Московской области : принято Решением Совета депутатов Сельского поселения Юрцовское от 28 июля 2006 г. № 18/6

Понятие схода граждан   форма прямого волеизъявления граждан, посредством которой граждане по месту их жительства решают вопросы местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций (ст.1)
Цель проведения схода граждан для решения вопросов местного значения (ч. 1 ст. 25) решение вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций (ст.1)
Территория проведения схода граждан в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек (ч. 1 ст. 25)  
Правомочность схода граждан при участии в нем более Ѕ жителей поселения, обладающих избирательным правом (ч. 1 ст. 25) при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом (ч.1 ст.8)
Признание схода граждан неправомочным   при отсутствии на нем главы администрации или лица его замещающего (ч.4 ст.8)
Полномочия схода граждан осуществляет полномочия представительного органа МСУ (ч. 2 ст. 25) - избрание и освобождение старосты от должности;

- избрание органов территориального общественного самоуправления и утверждение их Уставов (Положений);

- обсуждение Устава муниципального образования, проектов законов и других нормативных актов;

- обсуждение программ развития соответствующего поселения;

- решение вопросов самообложения, расходования этих средств;

- обсуждение планов благоустройства;

- обсуждения вопросов бытового, культурного, торгового и иного обслуживания населения;

- рассмотрение вопросов, связанных с образованием, наименованием и переименованием в установленном порядке населенных пунктов, улиц и других составных частей населенных пунктов, изменения их границ;

- обсуждение вопросов, связанных с организацией противопожарной охраны на соответствующей территории;

- заслушивание отчетов руководителей органов МСУ;

- отчет старосты.

Сход граждан может применять меры общественного воздействия к лицам, допускающим нарушения общественного порядка, правил общежития, не выполняющих обязанности по воспитанию детей либо не выполняющим решения собраний, сходов.

Сходы граждан  в необходимых случаях передают материалы на лиц, допустивших нарушения общественного порядка или правил общежития, в товарищеский суд, либо ходатайствовать перед компетентными органами  о привлечении нарушителя к административной или иной ответственности (ст.5)

Сход граждан в соответствии с Уставом МО имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения (ст.18)

Субъекты права созыва схода граждан (инициативы схода граждан) - глава МО самостоятельно;

- инициативная группа жителей поселения численностью не менее 10 человек (ч. 3 ст. 25)

- староста;

- граждане, обладающие избирательным правом (не менее 10% от числа постоянно проживающих на соответствующей территории);

- депутаты представительных органом МСУ;

-должностные лица местной администрации;

-правоохранительные органы;

-руководители предприятий, учреждений, организаций (ч.2 ст.4)

Кем обеспечивается (созывается) проведение схода граждан главой местной администрации (ч. 3 ст. 25) главой местной администрации (ч.1 ст.4; ч.2 ст.6)
Периодичность созыва схода граждан   не реже одного раза в год (ч.1 ст.4)
Субъекты, имеющие право принимать участие в сходе граждан   - граждане, обладающие избирательным правом, в данном населенном пункте, местонахождение которых расположено в границах данного населенного пункта муниципального образования сельского поселения;

- могут приниматься руководители предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, расположенных на соответствующей территории, когда решение вопросов обсуждается на сходе, связано с их деятельностью, а также представители печати и других СМИ (ст.2, ч.8 ст.9)

Обязательные субъекты участия в сходе граждан выборные лица МСУ (ч. 4 ст. 25) выборные лица поселения (ч.3 ст.8)
Председательствующий на сходе граждан - глава МО;

- иное лицо, избираемое сходом граждан (ч. 5 ст. 25)

глава местной администрации (ч.3 ст.6, ч.2 ст.9)
Оповещение населения о дате, месте, времени, повестке дня схода граждан   инициаторы оповещают население не позднее, чем за 3 дня до проведения схода, посредством объявлений (ст.7)
Условие принятия решения на сходе граждан если за него проголосовало более Ѕ участников схода граждан (ч. 6 ст. 25)  
Порядок проведения схода граждан:

- регистрация участников;

- повестка дня (схода граждан);

- протокол схода граждан

  - перед открытием схода проводится регистрация участников (ч.1 ст.9);

- повестка дня утверждается сходом граждан (ч.4 ст.9);

- ведется протокол схода граждан, для ведения которого избирается секретарь схода (ч.3 ст.9);

- в протоколе указывается (дата и место проведения схода, общее число граждан, проживающих на соответствующей территории, имеющих право учувствовать в сходе, а также обладающих избирательным правом; число присутствующих; повестка дня; краткое содержание выступлений, принятые решения) (ч.5 ст.9);

-протокол подписывается председателем и секретарем схода (ч.6 ст.9)

Способ принятия решения на сходе граждан   - открытым голосованием большинством голосов присутствующих граждан, обладающих избирательным правом (ч.7 ст.9);

- если по состоянию здоровья гражданин не может принять участие в сходе, он вправе в письменной форме высказать свое мнение, дать доверенность другому лицу (ч.2 ст.8);

- направляются в органы МСУ, при необходимости должностным лицам учреждений  и организаций, расположенных на данной территории (ч.7 ст.9)

Исполнение решений, принятых на сходе граждан подлежат обязательному исполнению на территории поселения (ч. 7 ст. 25) обязательны для исполнения граждан населенного пункта (ч.1 ст.17)
Субъекты обеспечения исполнения решений, принятых на сходе граждан - органы МСУ;

- должностные лица МСУ

в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения (ч. 8 ст. 25)

 
Официальное опубликование (обнародование) решений, принятых на сходе граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию) (ч. 9 ст. 25)  
Способ опубликования (обнародования) решений, принятых на сходе граждан   через доски объявлений, СМИ, на общем собрании старост поселения иными способами (ч.8 ст.9)
Обжалование решений, принятых на сходе граждан   могут быть обжалованы в суде (ч.2 ст.17)
Взаимоотношения схода граждан с органами местного самоуправления   органы  МСУ в своей работе с населением опираются на помощь схода граждан, предоставляя право учувствовать его уполномоченным представителям в заседаниях органов МСУ при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующих поселений.

Органы МСУ:

1) оказывают помощь старосте, инициативной группе граждан в проведении схода,

2)вправе передавать сходу граждан часть своих полномочий с предоставлением необходимых для их осуществления финансовых и материальных ресурсов и контролировать их деятельность в части осуществления делегированных полномочий и расходование выделенных средств,

3) предоставляют сходу граждан и старосте помещения для осуществления их деятельности,

4) оказывают сходу граждан и старосте организационную и методическую помощь,

5) способствует выполнению решений схода граждан, принятых в пределах его компетенции,

6) учитывают в своих решениях мнение населения, полученное сходом граждан,

7) осуществляют иные формы взаимодействия со сходом граждан, установленные Уставом МО, в соответствии с законами Московской области (ст.20)

Иные основания проведения схода граждан, предусмотренные ФЗ    

 

Правотворческая инициатива граждан (ПИГ)

    Правовые основы:

    1. Конституция РФ (ч. 2 ст. 130)
    2. федеральные законы :

      Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ.

    1. Конституция (устав) субъекта РФ (НЕОБЯЗАТЕЛЬНО);
    2. Закон субъекта РФ (НЕОБЯЗАТЕЛЬНО);
    3. Устав муниципального образования (НЕОБЯЗАТЕЛЬНО);
    4. нормативно-правовой акт представительного органа муниципального образования (ОБЯЗАТЕЛЬНО): пример : Положение о правотворческой инициативе граждан во внутригородском муниципальном образовании Солнцево в городе Москве : утв. Решением муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Солнцево в г. Москве от 6 февраля 2007 г. № 06/7 (http://www.munsolncevo.ru/munic/mun_14.php).
 
Предметправовогорегулирования Правовая норма
федерального закона от

6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в

Российской Федерации»

нормативного правового акта представительного органа муниципального образования:

Положения о правотворческой инициативе граждан во внутригородском муниципальном образовании Солнцево в городе Москве : утв. Решением муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Солнцево в г. Москве от 6 февраля 2007 г. № 06/7

Понятие правотворческой инициативы граждан (ПИГ)   право граждан, обладающих избирательным правом, выносить на рассмотрение муниципального Собрания проекты МПА по вопросам местного значения (п.1.3 ст.1)
Предмет ПИГ проекты муниципальных правовых актов (ч.2 ст. 26) 
 
 
 
порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению внесенных гражданами проектов МПА (п.1.1 ст.1)

ПИГ может быть реализована в виде внесения:

- проектов МПА,

-проектов МПА о внесении изменений и дополнений в действующие МПА,

- проектов МПА о признании их утратившими силу (п.1.4 ст.1)

Субъекты права ПИГ инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом (ч.1 ст.26) жители - граждане РФ, имеющие место жительства на территории МО и обладающих избирательным правом (п.1.2 ст.1)

реализации ПИГ осуществляется путем формирования инициативных групп граждан на основе волеизъявления граждан на собраниях по месту жительства, заседаниях органов МСУ, на сходах граждан и во время проведения общественно-политических акций (п. 1.5 ст.1)

Порядок формирования инициативной группы граждан по реализации ПИГ:
принятие решения о создании инициативной группы граждан   решение принимается на собрании жителей или общественного объединения и оформляется протоколом (п.2.1 ст.2) 
 
минимальная численность инициативной группы граждан - устанавливается НПА предварительного органа МСУ,

- не может превышать 3% от числа жителей МО, обладающих избирательным правом (ч.1 ст.26)

в составе не менее 50 человек (п. 2.2 ст.2)
представители инициативной группы в органах МСУ   инициативная группа избирает:

- председателя,

- заместителя председателя,

- правомочных представителей инициативной группы, которые правомочны представлять ее в органах МСУ (п.2.3 ст.2)

ограничения, связанные с реализацией инициативы ПИГ   - инициативная группа в течение всего срока реализации ПИГ не может выдвигать более одной петиции и одного варианта МПА,

- житель не может являться членом нескольких инициативных групп одновременно (п.2.5 ст.2)

Порядок подачи документов для регистрации инициативной группы граждан:
регистрация инициативной группы граждан   происходит в органе МСУ (муниципальном Собрании) (п.3.1 ст.3)
документы, необходимые для регистрации инициативной группы   - текст петиции;

- проект МПА;

- мотивированное заключение, содержащее обоснование необходимости принятия МПА, его целей и основных положений;

- финансово - экономическое обоснование (если реализация МПА потребует);

- список членов инициативной группы граждан, с указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства и телефонов членов группы;

- протокол собрания, на котором было принято решение о создании инициативной группы граждан для реализации правотворческой инициативы (п.3.1 ст. 3)

факт регистрации инициативной группы подтверждается   актом регистрации является принятие муниципальным Собранием протокольного решения. (п.3.2 ст.3) 
основания для отказа в регистрации инициативной группе   а) если не соблюдены требования части 2 настоящего Положения о порядке формирования;

б) если правотворческая инициатива содержит вопросы:

- о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

- о персональном составе органов местного самоуправления;

- об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

- о принятии или изменении бюджета муниципального образования;

- о введении, изменении и отмене налогов и сборов, а также освобождении от их уплаты;

- о полномочиях органов местного самоуправления;

- о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения (п.3.3 ст.3)

Сбор подписей в поддержку ПИГ:    
 
количество подписей в поддержку ПИГ   необходимо собрать подписи 12000 человек (п.4.1 ст.4) 
субъекты сбора подписей в поддержку ПИГ   члены инициативной группы (п.4.3 ст.4)
обязанности членов инициативной группы при сборе подписей   обязаны предъявлять жителям регистрационное свидетельство и ознакомить с проектом нормативного правового акта (п.4.3 ст.4)
оформление инициативной группой результатов сбора подписей в поддержку ПИГ   проводится собрание:

- в итоговом протоколе собрания указывается общее количество подписей присутствующих, количество подписей жителей проголосовавших за данную инициативу,

- к протоколу прилагается сопроводительное письмо, в котором указываются лица, уполномоченные представлять инициативную группу в процессе рассмотрения правотворческой инициативы (докладчик по выносимому проекту МПА из числа уполномоченных представителей инициативной группы) (п.4.4 ст.4)

передача инициативной группой подписных листов, петиции, проекта МПА   оригиналы подписных листов вместе с окончательным текстом петиции и проектом нормативного правового акта направляются на имя руководителя органа местного самоуправления (муниципального Собрания) (п.4.5 ст.4)
Проверка достоверности подписей, содержащихся в подписных листах:
срок проведения проверки подписей   10-дневный срок со дня получения (п.5.1 ст.5)
количество подписей, подлежащих проверке   проверка достоверности подписей проводится случайной выборкой 20 % подписей от общего количества (п.5.2 ст.5)
субъект,

сроки,

порядок принятия решения об официальной регистрации ПИГ

  - не позднее 20 дней со дня их получения (п.5.4 ст.5);

- муниципальное Собрание принимает решение об официальной регистрации правотворческой инициативы (п.5.4 ст.5);

- решение об официальной регистрации правотворческой инициативы должно приниматься на заседании органов местного самоуправления (муниципального Собрания) в присутствии уполномоченных представителей инициативной группы (п.5.5 ст.5)

основания отказа в официальной регистрации ПИГ   муниципальное Собрание может принять решение об отказе в регистрации правотворческой инициативы граждан:

-  при обнаружении в представленных инициативной группой подписных листах более 5% недействительных и/или недостоверных подписей;

-  если количество действительных подписей оказывается менее 12000 человек.

- если нарушены сроки сбора подписей, указанные в регистрационном свидетельстве инициативной группы;

-  если подписной лист не соответствует форме, установленной настоящим Положением (п.5.6 ст.5)

сроки выдачи инициативной группе решения об отказе в регистрации   решение об отказе в регистрации правотворческой инициативы выдается инициативной группе в 5-дневный срок (п.5.7 ст.5) 
 
Право отказа инициативной группы от ПИГ и порядок его реализации   до принятия решения о регистрации ПИГ инициативная группа вправе заявить письменный отказ от ПИГ, который должен быть подписан более половиной членов инициативной группы (п.5.8 ст.5)
Расходы по реализации ПИГ   несет инициативная группа ПИГ (п. 5.9 ст.5)
Рассмотрение проекта МПА:
субъекты, обязанные рассмотреть проект муниципального правового акта (МПА), внесенного в порядке ПИГ - органы МСУ,

-должностные лица МСУ, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта,

- если принятие МПА относится к компетенции коллегиального органа МСУ, проекта МПА должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа (ч.2 ст.26)

муниципальное Собрание (п.6.1 ст.6)
срок рассмотрения МПА, внесенного в порядке ПИГ в течении 3-х месяцев со дня его внесения (ч. 2 ст.26) в течение 30 дней со дня внесения (п.6.1 ст.6)
возможности (права, гарантии) представителей инициативной группы граждан при рассмотрении проекта МПА им должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении проекта (ч.2 ст.26)  
информирование представителей инициативной группы о дате, времени и месте заседания по вопросу рассмотрения МПА, внесенного в порядке ПИГ   эта информация должна быть доведена до инициативной группы заблаговременно, но не позднее 7 дней до дня заседания (п.6.2 ст.6)
порядок принятия решения по результатам рассмотрения проекта МПА, внесенного в порядке ПИГ   принимается муниципальным Собранием большинством - не менее 2/3 голосов от установленной численности депутатов муниципального Собрания (п.6.3 ст.6)
порядок доведения принятого решения по результатам рассмотрения проекта МПА, внесенного в порядке ПИГ, до сведения внесшей его инициативной группы мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта МПА, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внешней его инициативной группы граждан (ч.3 ст.26) решение, принятое муниципальным Собранием по результатам рассмотрения проекта МПА, внесенного в порядке ПИГ, должно быть официально, в письменной форме доведено до сведения инициативной группы граждан не позднее 14 дней со дня его принятия (п.6.4 ст.6)
Обстоятельства, исключающие реализацию ПИГ   ПИГ не регистрируется муниципальным Собранием, а рассмотрение зарегистрированной ПИГ приостанавливается:

- в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ или на территории соответствующего субъекта РФ.

- в течение 3 месяцев после их отмены (п.7.1 ст.7)

 

 

Территориальное общественное самоуправление (ТОС)

    Правовые основы:

    1) Конституция РФ (ч. 2 ст. 130)

    2) федеральные законы :

         Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ.

    3) Конституция (устав) субъекта РФ (НЕОБЯЗАТЕЛЬНО);

    4) Закон субъекта РФ (НЕОБЯЗАТЕЛЬНО);

    5) Устав муниципального образования (ОБЯЗАТЕЛЬНО);

    и / или

    6) нормативно-правовой акт представительного органа муниципального образования (ОБЯЗАТЕЛЬНО):

      пример : Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Нижнем Новгороде :

      утв. Постановлением Городской Думы от 24 мая 2006 г. № 41 (см. : http://www.gorduma.nnov.ru/normdoc/polog_tos.htm ) 

         
Предметправовогорегулирования Правовая норма
федерального закона от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в

Российской Федерации»

нормативного правового акта представительного органа муниципального образования:

Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Нижнем Новгороде : утв. Постановлением Городской Думы

от 24 мая 2006 г. № 41

Понятие территориального общественного самоуправления (ТОС) самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения ( ч.1 ст. 27) самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города для самостоятельного и под свою ответственность осуществления инициатив по вопросам местного значения (п. 1.1 ст.1)
Порядок организации, осуществления ТОС, порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяется порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (ч.11 ст.27) территориальное общественное самоуправление осуществляется за счет добровольных взносов и пожертвований организаций, граждан, а также средств, выделяемых органами государственной власти и местного самоуправления, средств, полученных от осуществления хозяйственной деятельности (п.16.1 ст.16)
Цели создания ТОС самостоятельно и под свою ответственность осуществлять собственные инициативы по вопросам местного значения ( ч.1 ст. 27) призвано содействовать реализации прав и свобод граждан, их самостоятельности в решении вопросов развития города (п. 1.1 ст.1)
Способы (формы) осуществления ТОС территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления (ч.2 ст.27) территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением путем проведения собраний и конференций, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления (п.1.2 ст.1)

Система территориального общественного самоуправления в городе Нижнем Новгороде включает в себя собрания, конференции граждан, а также органы территориального общественного самоуправления (п.7.1 ст.7)

Обязательный характер форм осуществления ТОС   структура, наименование, порядок избрания органов территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления в соответствии с настоящим Положением (п.7.2 ст.7)
Право граждан на участие в ТОС граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления (ч.1 ст.3) В осуществлении территориального общественного самоуправления могут принимать участие граждане, проживающие (зарегистрированные по месту жительства) на соответствующей территории, достигшие 16-летнего возраста.

Любой гражданин, достигший 16-летнего возраста, имеет право быть инициатором и участвовать в учреждении территориального общественного самоуправления на той территории, где он проживает, принимать участие в собраниях, конференциях граждан, избирать и быть избранным в органы территориального общественного самоуправления (п.2.1 ст. 2)

Принципы осуществления ТОС   основными принципами осуществления территориального общественного самоуправления являются: законность, гласность и учет общественного мнения; выборность и подконтрольность органов территориального общественного самоуправления гражданам; широкое участие граждан в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающим их интересы; взаимодействие с органами местного самоуправления города Нижнего Новгорода; свобода выбора гражданами форм осуществления территориального общественного самоуправления; сочетание интересов граждан, проживающих на соответствующей территории, с интересами жителей всего города (п.1.3 ст. 1)
Полномочия ТОС   территориальное общественное самоуправление для осуществления своих целей и задач осуществляет следующие полномочия:

- представление интересов жителей соответствующей территории, защита их прав и интересов;

- участие в подготовке и реализации планов социально-экономического развития соответствующей территории, социальных программ, затрагивающих интересы жителей территории; осуществление общественного контроля за исполнением планов и программ;

- содействие в проведении благотворительных акций, проводимых на территории;

- участие в поддержании общественного порядка, внесение предложений по организации охраны общественного порядка и борьбе с преступностью;

- изучение общественного мнения по проектам строительства, реконструкции и ремонта объектов социально-культурного и бытового назначения, жилых домов, объектов благоустройства, производственной и социальной сферы, временных сооружений, парковок, автостоянок, рынков и торговых площадок, доведение полученной информации до сведения органов местного самоуправления, заинтересованных лиц;

- внесение предложений по использованию свободных земельных участков под детские и оздоровительные площадки, скверы, площадки для выгула собак, а также для других общественно-полезных целей;

- общественный контроль за содержанием жилищного фонда, подготовкой жилищного фонда к работе в осенне-зимний период, содержанием и благоустройством территории, содержанием зеленых насаждений, водоемов, в том числе принятие участия в приемке работ, произведенных управляющими организациями, и подписание актов приемки;

- общественный контроль совместно с уполномоченными органами за соблюдением правил торговли, чистоты и порядка, санитарно-гигиенических норм в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения территории;

- общественный контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой и пожарной безопасностью;

- организация отдыха населения, проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий и праздников, создание клубов по интересам, центров досуга, мест отдыха, физкультурно-спортивных комплексов, сооружений, содействие внедрению в быт новых обрядов и традиций, развитию народного творчества;

- организация работы с детьми и подростками, содействие в организации отдыха детей в каникулярное время, содействие в работе детских клубов, детских площадок;

- участие в общественных работах, мероприятиях по благоустройству территории, проведение субботников по благоустройству и озеленению;

- привлечение на добровольной основе средств жителей, организаций для развития социальной инфраструктуры территории;

- внесение в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов, информирование населения о решениях органов местного самоуправления, принятых по предложению или при участии территориального общественного самоуправления. 

Территориальное общественное самоуправление, являющееся юридическим лицом, может осуществлять также следующие полномочия:

- осуществление хозяйственной деятельности по благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории;

- создание объектов недвижимости, осуществление функций заказчика по работам, производимым за счет средств территориального общественного самоуправления;

- определение штата и условий оплаты труда работников органа территориального общественного самоуправления. 

Территориальное общественное самоуправление осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством, Уставом города Нижнего Новгорода, договорами о передаче функций с органами местного самоуправления (п.5.2, 5.3 ст.5)

Территория и границы ТОС:
территории, в пределах которых осуществляется ТОС территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан (ч.3 ст.27) территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; квартал; микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан (п.3.1 ст.3)
субъект, устанавливающий границы территорий, на которых осуществляется ТОС, и форма принятия решения границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории (ч.1 ст. 27) границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются городской Думой города Нижнего Новгорода (п.3.2 ст. 3)
субъект, выступающий с предложением об установлении границ ТОС   в городскую Думу города Нижнего Новгорода с предложением об установлении границ территориального общественного самоуправления от имени собрания, конференции обращаются избранные собранием, конференцией органы территориального общественного самоуправления (п.4.1 ст.4)
документы, необходимые для установления границ ТОС   - протокол собрания, конференции по учреждению территориального общественного самоуправления;

- описание и графическое изображение территории, на которой учреждается территориальное общественное самоуправление, с адресами домов, расположенных на этой территории;

- сведения о численности граждан, проживающих на данной территории и имеющих право участвовать в осуществлении территориального общественного самоуправления (п.4.1 ст.4)

сроки рассмотрения предложения об установлении границ ТОС   Городская Дума города Нижнего Новгорода рассматривает предложения об установлении границ территориального общественного самоуправления в течение двух месяцев с момента поступления документов

В случае необходимости дополнительного изучения вопроса городская Дума города Нижнего Новгорода может принять решение о продлении срока рассмотрения, но не более чем на один месяц (п.4.2 ст.4)

правила (порядок) установления границ территорий ТОС   Городская Дума города Нижнего Новгорода принимает правовой акт об установлении границ территориального общественного самоуправления и, в необходимых случаях, устанавливает границы иных территориальных общественных самоуправлений в связи с установлением границ учрежденного территориального общественного самоуправления.

Городская Дума города Нижнего Новгорода направляет правовой акт об установлении границ территориального общественного самоуправления в органы территориального общественного самоуправления, границы которых устанавливаются (п.4.2 ст.4)

гарантии, предоставляемые представителям органов ТОС при рассмотрении вопроса об установлении границ ТОС   представителям органов территориального общественного самоуправления обеспечивается возможность изложения своей позиции при рассмотрении вопроса об установлении границ территориального общественного самоуправления на заседании городской Думы города Нижнего Новгорода (п.4.1 ст.4)
действия органов ТОС в случае установления границ ТОС   органы территориального общественного самоуправления в случае установления границ территориального общественного самоуправления вносят соответствующие изменения в уставы территориального общественного самоуправления (п.4.3 ст.4)
Порядок учреждения ТОС:
субъект инициативы учреждения ТОС   учреждение территориального общественного самоуправления, в том числе на территориях, на которых территориальное общественное самоуправление уже учреждено в других границах, осуществляется по инициативе населения, проживающего на данной территории (п.4.1 ст.4)
субъект, принимающий решение о проведении собрания, конференции граждан по учреждению ТОС   собрание, конференция граждан по учреждению территориального общественного самоуправления проводятся по решению инициативной группы граждан (п.4.1 ст.4)
численность инициативной группы граждан (ИГГ) по учреждению ТОС   численность инициативной группы граждан определяется в зависимости от численности жителей, проживающих на соответствующей территории города, имеющих право участвовать в осуществлении территориального общественного самоуправления: при численности жителей менее 1000 человек инициативная группа составляет не менее 7 человек, при численности жителей от 1000 до 10000 человек - не менее 10 человек, при численности жителей свыше 10000 человек - не менее 15 человек (п.4.1 ст.4)
субъект, предоставляющий по запросу ИГГ данные о численности жителей, достигших 16-летнего возраста   администрация соответствующего района города по запросу инициативной группы представляет данные о численности жителей, проживающих на соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста (п.4.1 ст.4)
срок предоставления данные о численности жителей   в месячный срок (п.4.1 ст.4)
условие учреждения ТОС территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения (ч.5 ст.27) территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления администрацией города Нижнего Новгорода (п.1.4 ст.1, п.15.3 ст.15)
НПА, определяющий порядок регистрации устава ТОС порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (ч.5 ст.27) порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется настоящим Положением (п.1.4 ст.1)
статус и организационно-правовая форма ТОС территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации (ч.5 ст.27) территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации (п.1.5 ст.1)
Содержание Устава ТОС:
в Уставе ТОС устанавливаются в уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:

1) территория, на которой оно осуществляется;

2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;

3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

4) порядок принятия решений;

5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления

(ч.9 ст.27)

в уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:

- территория, на которой оно осуществляется;

- цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;

- порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

- порядок принятия решений;

- порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

- порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления (п.15.1 ст.15)

дополнительные требования к Уставу ТОС дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут (ч.10 ст.27) дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут (п.15.2 ст.15)
Порядок регистрации Устава ТОС:
срок предоставления Устава ТОС на регистрацию   устав представляется на регистрацию в течение 30 дней с момента его утверждения собранием, конференцией граждан (п.15.4 ст.15)
документы, предоставляемые для регистрации Устава ТОС   для регистрации устава территориального общественного самоуправления представляются:

- заявление на имя главы администрации города о регистрации устава территориального общественного самоуправления, подписанное лицами (лицом), уполномоченными (уполномоченным) собранием, конференцией граждан, с указанием их (его) места жительства;

- устав территориального общественного самоуправления в пяти экземплярах с указанием в нем сведений, предусмотренных настоящей статьей;

- протокол собрания, конференции граждан с указанием даты и места проведения собрания, конференции, общего числа граждан, проживающих на соответствующей территории и имеющих право участвовать в собрании, конференции, количества зарегистрированных участников собрания, конференции, повестки дня, итогов голосования, принятых решений, подписанный председателем и секретарем собрания, конференции. К протоколу конференции прилагаются протоколы собраний жителей, на которых были избраны делегаты конференции;

- список зарегистрированных участников собрания, конференции с указанием их места жительства;

  - правовой акт городской Думы города Нижнего Новгорода об установлении границ территориального общественного самоуправления

(п.15.5 ст.15)

срок, в течение которого осуществляется регистрация Устава ТОС   регистрация устава территориального общественного самоуправления осуществляется в срок, не превышающий 30 дней со дня представления документов, предусмотренных настоящим Положением (п.15.6 ст.15)
субъект регистрации Устава ТОС территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения (ч.5 ст.27) глава администрации города Нижнего Новгорода издает правовой акт о регистрации устава территориального общественного самоуправления (п.15.6 ст.15)
основания отказа в регистрации Устава ТОС   в случае несоответствия представленных документов требованиям настоящей статьи или несоответствия содержания устава, либо порядка его принятия законодательству, настоящему Положению (п.15.8 ст.15)
субъект и форма отказа в регистрации ТОС   глава администрации (п.15.8 ст.15)
последствия отказа в регистрации ТОС   отказ в регистрации устава не является препятствием для повторной подачи документов на регистрацию при устранении оснований, послуживших причиной отказа (п.15.8 ст.15)
порядок регистрации изменений и дополнений в Устав ТОС   регистрация изменений и дополнений в устав территориального общественного самоуправления осуществляется в том же порядке, что и регистрация устава территориального общественного самоуправления (п.15.9 ст.15)
Реестр Уставов ТОС   администрация города Нижнего Новгорода ведет реестр уставов территориального общественного самоуправления (п.15.10 ст.15)
Система, способ формирования и правомочность форм ТОС:
формы осуществления ТОС территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления (ч.2 ст.27) система территориального общественного самоуправления в городе Нижнем Новгороде включает в себя собрания, конференции граждан, а также органы территориального общественного самоуправления (п.7.1 ст.7)
Правомочность и полномочия собрания, конференции граждан
правомочность собрания граждан собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста (ч.6 ст.27) собрание граждан считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста (п.11.2 ст.11)
правомочность конференции граждан конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста (ч.6 ст.27) конференция граждан считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста (п.11.3 ст.11)
полномочия собраний, конференций граждан, осуществляющих ТОС к исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

3) избрание органов территориального общественного самоуправления;

4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления

(ч.7 ст.27)

к полномочиям собраний, конференций граждан относится решение следующих вопросов:

- принятие решения об учреждении или прекращении осуществления территориального общественного самоуправления;

- установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

- принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений;

- принятие решения о регистрации территориального общественного самоуправления в качестве юридического лица;

- избрание органов территориального общественного самоуправления;

- определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления, утверждение планов и программ работы органов территориального общественного самоуправления и отчетов по их исполнению;

- утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

- рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления;

- решение иных вопросов, отнесенных к компетенции собрания, конференции уставом территориального общественного самоуправления

(п.9.2 ст.9)

Порядок назначения и проведения собрания, конференции граждан
субъекты назначения собрания, конференции граждан   собрание, конференция граждан проводятся в случаях принятия решения о назначении собрания, конференции:

- собранием, конференцией граждан;

- органами территориального общественного самоуправления;

- инициативной группой граждан в количестве, установленном пунктом 4.1 настоящего Положения (п.10.1 ст.10)

субъекты, имеющие право принимать участие в работе собраний, конференций граждан   в работе собраний, конференций могут принимать участие граждане, проживающие на соответствующей территории, депутаты, избранные жителями соответствующей территории, представители органов государственной власти и местного самоуправления. Граждане, не проживающие на соответствующей территории, могут участвовать в работе собраний, конференций с правом совещательного голоса (п.11.1 ст.11)
регистрация участников собрания, конференции   перед началом собрания, конференции проводится регистрация участников с правом решающего голоса и участников с правом совещательного голоса.

Для регистрации в качестве участника собрания, конференции граждане предъявляют паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность (п.11.4 ст.11)

способ принятие решений собранием, конференцией граждан   решения собраний, конференций граждан принимаются большинством голосов присутствующих при открытом голосовании (п.11.5 ст.11)
руководящие лица собрания, конференции   на собрании, конференции избирается председатель и секретарь собрания, конференции (п.11.6 ст.11)
протокол собрания, конференции граждан   на собрании, конференции ведется протокол, в котором указываются дата, место проведения, общее число жителей, имеющих право принимать участие в собрании, конференции, число присутствующих на собрании, конференции, рассматриваемые вопросы и принятые решения. К протоколу прилагается список лиц, зарегистрированных для участия в собрании, конференции (п.11.7 ст.11)
доведение решения собрания, конференции до соответствующих субъектов   решения собраний, конференций в течение 10 дней доводятся до сведения органов местного самоуправления, а также заинтересованных лиц и организаций (п.11.8 ст.11)
опубликование (обнародование) итогов собрания, конференции граждан   итоги собрания, конференции граждан в месячный срок подлежат официальному опубликованию (обнародованию) исполнительным органом территориального общественного самоуправления в газете, производящей официальное опубликование муниципальных правовых актов (п.11.9 ст.11)
Органы ТОС:
порядок установления структуры, компетенции, порядка избрания и принятия решений органов ТОС   структура, наименование, порядок избрания органов территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления в соответствии с настоящим Положением (п.7.2 ст.7)
цель избрания органов ТОС   для организации и осуществления территориального общественного самоуправления, исполнения решений собраний, конференций (п.8.2 ст.8)
подотчетность органов ТОС   подотчетные собранию, конференции органы территориального общественного самоуправления (п.8.2 ст.8)
виды органов ТОС   органами территориального общественного самоуправления являются исполнительные органы и контрольные органы (п.8.2 ст.8)
виды исполнительных органов ТОС   исполнительным органом территориального общественного самоуправления является Совет территориального общественного самоуправления подъезда многоквартирного жилого дома, многоквартирного жилого дома, группы жилых домов, квартала, микрорайона, сельского населенного пункта, иных территорий проживания граждан (п.8.3 ст.8)
виды контрольных органов ТОС   контрольным органом территориального общественного самоуправления является Контрольно-ревизионная комиссия (п.8.4 ст.8)
избрание органов ТОС к исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся… избрание органов территориального общественного самоуправления (ч.7 ст.27) структура органов территориального общественного самоуправления, их компетенция, порядок избрания, порядок принятия ими решений устанавливается территориальным общественным самоуправлением самостоятельно в соответствии с настоящим Положением и отражается в уставе территориального общественного самоуправления (п.8.5 ст.8)
порядок формирования и деятельности исполнительных органов ТОС   Совет подотчетен собранию, конференции граждан, избирается и действует в соответствии с уставом территориального общественного самоуправления.

Совет подотчетен органам местного самоуправления города Нижнего Новгорода по использованию переданных финансовых средств и имущества.

Срок полномочий Совета определяется уставом территориального общественного самоуправления, но не может превышать пяти лет.

Численный состав Совета определяется уставом территориального общественного самоуправления, но не может быть менее трех человек.

Избранными в состав Совета считаются граждане, за которых проголосовало более половины жителей (делегатов), присутствующих на собрании, конференции.

Полномочия Совета досрочно прекращаются:

- по решению собрания, конференции граждан;

- по решению Совета, принятому двумя третями голосов от установленного уставом числа членов Совета, в случае его самороспуска;

- по решению суда;

- в случае прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

При досрочном прекращении полномочий Совета по решению собрания, конференции, собрание, конференция избирает новый состав Совета.

При досрочном прекращении полномочий Совета при его самороспуске принимаются решения Совета о самороспуске и о назначении собрания или конференции по выборам Совета.

В случае, если полномочия Совета общественного самоуправления прекращены, в том числе досрочно, а решение о назначении собрания, конференции не принято, собрание, конференция проводятся по решению инициативной группы граждан.

Руководителем Совета является председатель Совета, избранный членами Совета из своего состава на срок полномочий Совета двумя третями голосов от установленного уставом числа членов Совета.

Председатель Совета:

- представляет Совет в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от форм собственности и гражданами;

- организует деятельность Совета;

- организует подготовку и проведение собраний, конференций граждан, осуществляет контроль за реализацией принятых на них решений;

- представляет ежегодный отчет о деятельности Совета собранию, конференции граждан;

- проводит прием граждан, проживающих на территории Совета;

- проводит заседания Совета;

- подписывает решения, протоколы заседаний и другие документы Совета;

- решает иные вопросы, порученные ему собранием, конференцией граждан, Советом.

Совет из своего состава избирает заместителя председателя Совета, образует рабочие комиссии по направлениям своей деятельности, утверждает их состав, полномочия и порядок работы.

Полномочия председателя Совета, его заместителя прекращаются досрочно:

- по инициативе членов Совета, принятой двумя третями голосов от числа избранных членов Совета;

- на основании личного заявления о прекращении полномочий;

- при выезде на новое место жительства;

- в случае смерти;

- при прекращении полномочий Совета.

В случае досрочного прекращения полномочий председателя Совета, заместителя председателя Совета, заместитель председателя Совета или один из членов Совета по решению Совета исполняет полномочия председателя до избрания нового председателя Совета.

Во время исполнения заместителем председателя Совета или членом совета обязанностей председателя, на него распространяются права, обязанности и ответственность председателя Совета.

Избрание председателя Совета производится не позднее двух месяцев с момента досрочного прекращения полномочий предыдущего председателя Совета.

Полномочия членов Совета прекращаются досрочно:

- на основании личного заявления о прекращении полномочий;

- при выезде на новое место жительства;

- в случае смерти;

- при прекращении полномочий Совета;

- при досрочном прекращении полномочий членов Совета.

Совет общественного самоуправления проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц, в доступной для жителей форме.

Заседания Совета считаются правомочными при участии в них более половины членов Совета.

Вопросы, находящиеся в компетенции Совета, за исключением предусмотренных пунктами 12.7.2, 12.14.1 настоящего Положения, решаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета и оформляются протоколом (ст.12)

порядок формирования и деятельности контрольных органов ТОС   Контрольно-ревизионная комиссия территориального общественного самоуправления (далее - Комиссия) является органом территориального общественного самоуправления, созданным для контроля и проверки финансово-хозяйственной деятельности Совета.

Комиссия избирается собранием, конференцией граждан и подотчетна только собранию, конференции.

Число членов Комиссии определяется уставом территориального общественного самоуправления, но не может быть менее трех человек.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности территориального общественного самоуправления проводится Комиссией не реже одного раза в год.

Результаты ревизий и проверок, отчеты Комиссии рассматриваются на собраниях, конференциях граждан и доводятся до населения, проживающего на данной территории.

Для проверки финансовой деятельности Совета Комиссией могут привлекаться аудиторские организации.

Деятельность Комиссии, ее права и обязанности регламентируются уставом территориального общественного самоуправления.

Члены Комиссии не могут являться членами Совета (ст.13)

Полномочия органов ТОС органы территориального общественного самоуправления:

1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

(ч.8 ст.27)

совет:

- представляет интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

- обеспечивает исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

- может осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

- вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов (ст.12).

Комиссия осуществляет текущую проверку финансово-хозяйственной деятельности Совета по поручению собрания, конференции граждан и по собственной инициативе (ст.13) 

Финансово-экономические основы деятельности ТОС:
ТОС осуществляется за счет следующих средств   территориальное общественное самоуправление осуществляется за счет добровольных взносов и пожертвований организаций, граждан, а также средств, выделяемых органами государственной власти и местного самоуправления, средств, полученных от осуществления хозяйственной деятельности (п.16.1 ст.16)
в собственности ТОС, являющегося юридическим лицом, может находиться   - имущество и финансовые средства, приобретенные в результате хозяйственной деятельности;

- имущество и финансовые средства, переданные территориальному общественному самоуправлению органами государственной власти, местного самоуправления, гражданами и организациями (п.16.2 ст.16)

субъекты права владения, пользования и распоряжения собственностью ТОС   правом владения, пользования и распоряжения собственностью территориального общественного самоуправления от имени населения обладают собрания, конференции граждан либо органы территориального общественного самоуправления в соответствии с уставом территориального общественного самоуправления (п.16.3 ст.16)
цели аккумулирования финансовых средств организаций и жителей территории ТОС   территориальное общественное самоуправление может аккумулировать финансовые средства организаций и жителей территории для финансирования мероприятий, направленных на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории (п.16.4 ст.16)
основа передачи муниципального имущества и средств бюджета МО ТОСу   передача муниципального имущества и средств бюджета города территориальному общественному самоуправлению осуществляется на договорной основе. Условия и порядок передачи имущества, финансовых средств определяется правовым актом городской Думы города Нижнего Новгорода (п.16.5 ст.16)
отчетность органов ТОС о финансовых результатах деятельности   по окончании финансового года органы территориального общественного самоуправления отчитываются о финансовых результатах деятельности перед собранием, конференцией граждан (п.16.6 ст.16) 

в случае использования имущества, бюджетных средств, переданных органами государственной власти и местного самоуправления, органами территориального общественного самоуправления в соответствующие органы представляется отчет в порядке и сроки, установленные этими органами (п.16.7 ст.16)

Взаимодействие ТОС с органами МСУ   Городская Дума города Нижнего Новгорода, глава города Нижнего Новгорода, администрация города Нижнего Новгорода, ее структурные и территориальные подразделения содействует территориальному общественному самоуправлению в осуществлении его полномочий.

Проекты муниципальных правовых актов, внесенные территориальным общественным самоуправлением, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие данных правовых актов.

Представители территориального общественного самоуправления имеют право присутствовать на заседаниях городской Думы города Нижнего Новгорода и принимать участие в ее работе.

Органы местного самоуправления:

- обобщают информацию о планах и мероприятиях, осуществляемых территориальным общественным самоуправлением;

- осуществляют сбор предложений от территориального общественного самоуправления, их обобщение и анализ, включают их в планы своей работы;

- оказывают методическую помощь территориальному общественному самоуправлению, организуют обучение представителей территориального общественного самоуправления;

Органы территориального общественного самоуправления:

- содействуют разъяснению и реализации решений органов местного самоуправления;

- доводят до сведения органов местного самоуправления мнение граждан по вопросам, относящимся к компетенции органов местного самоуправления;

- способствуют реализации инициатив граждан органами местного самоуправления;

- доводят до сведения органов местного самоуправления информацию о планах и мероприятиях, осуществляемых территориальным общественным самоуправлением (ст.6)

Ответственность ТОС, его органов   территориальное общественное самоуправление, его органы несут ответственность за принимаемые ими решения в соответствии с законодательством (п.17.1 ст.17)
Защита прав ТОС   споры, связанные с деятельностью территориального общественного самоуправления решаются в суде или в арбитражном суде (п.17.2 ст.17)
Основания прекращения осуществления ТОС   деятельность территориального общественного самоуправления прекращается в соответствии с законодательством на основании решения собрания, конференции граждан либо на основании решения суда в случае нарушения требований законодательства (п.18.1 ст.18)
Последствия ликвидации ТОС, являющегося юридическим лицом   при ликвидации территориального общественного самоуправления, являющегося юридическим лицом, финансовые средства и имущество, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов, направляются на цели, предусмотренные уставом территориального общественного самоуправления, либо на цели, определяемые решением собрания, конференции граждан о ликвидации территориального общественного самоуправления, а в спорных случаях - в соответствии с решением суда (п.18.2 ст.18)

Информация о работе Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления