Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:08, реферат
Финансово-экономическая самостоятельность и уровень реального осуществления местного самоуправления зависят от состояния и развития экономики общества. Вместе с тем укрепление и развитие местного самоуправления в свою очередь оказывает влияние на укрепление и способствует развитию экономического развития страны.
Финансово-экономические основы местного самоуправления - это совокупность норм-принципов, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения муниципального образования.
Введение 3
1. Финансово-экономические основы местного самоуправления 4
1.1. Экономическая основа местного самоуправления 4
1.2. Доходы и расходы местных бюджетов 6
1.3. Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований 15
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Муниципальные образования должны стремиться к построению сбалансированных бюджетов, в которых размеры доходов и расходов совпадают. Бюджетный кодекс РФ допускает размер дефицита местного бюджета, утвержденного представительным органом муниципального образования на очередной финансовый год, не более 15% от объема доходов бюджета (без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней). Одновременно должны быть утверждены источники покрытия этого дефицита, в числе которых могут быть муниципальные займы, кредиты, поступления от продажи муниципального имущества и другие источники, установленные законодательством.
Для
большинства муниципальных
Другой причиной несбалансированности и неустойчивости местных бюджетов было возложение на них ряда государственных полномочий, финансируемых крайне неудовлетворительно или вовсе не финансируемых.
Федеральный закон 2003 года и новый Бюджетный кодекс РФ устанавливают принципиально иной механизм выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований и новую систему межбюджетных отношений в субъекте РФ. Эта система должна обеспечить финансовую поддержку экономически слабых муниципальных образований из регионального фонда финансовой поддержки, обеспечение сбалансированности их бюджетов и изъятие избыточных финансовых средств у доноров.
Система этих отношений начинается с ключевого момента - ежегодного установления субъектом РФ, начиная с 2006 года, критериального (порогового) уровня бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя для городских округов и муниципальных районов с возможной передачей муниципальным районам права установления таких уровней для поселений по единой методике. Этот уровень, по сути, является региональным минимальным социальным стандартом бюджетной обеспеченности. Кроме того, субъект РФ может вводить для отдельных муниципальных образований индексы бюджетных расходов (ИБР), характеризующие объективную разницу в стоимости набора бюджетных услуг, вызванную местными различиями (плотность населения, размеры территории, удаленность от регионального центра, социально-демографический состав населения). Для одного муниципального образования ИБР может быть больше единицы, для другого меньше.
Величина критериального уровня устанавливается субъектом РФ на основе прогноза доходов его консолидированного бюджета с учетом трансфертов из федерального бюджета. Получив от субъекта РФ численное значение критериального уровня на очередной финансовый год и зная свой индекс бюджетных расходов и формулу расчета дотаций, муниципальное образование имеет все исходные данные для самостоятельного расчета объема получаемых им дотаций, а следовательно, для разработки и утверждения своего бюджета. Субъект РФ имеет в своем распоряжении два механизма выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований - налоговое и бюджетное, в различном сочетании.
Налоговое регулирование состоит в том, что органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать нормативы отчислений в местные бюджеты от региональных налогов и долей федеральных налогов, закрепленных за субъектами РФ.
Особенность налогового регулирования состоит в том, что нормативы отчислений должны быть бессрочными (постоянными) и едиными для всех муниципалитетов, относящихся к одному типу (иначе произойдет возврат к системе регулирующих налогов). Поэтому объем средств, передаваемых местным бюджетам в виде дополнительных налоговых отчислений, должен зависеть от равномерности распределения налоговой базы по муниципалитетам. В тех субъектах РФ, где эта база распределена относительно равномерно, целесообразно закреплять за местными бюджетами больше налоговых доходов. В тех, где дифференциация между отдельными муниципальными образованиями велика, целесообразнее перераспределять больше средств из региональных фондов финансовой поддержки. Аналогично могут поступать муниципальные районы в отношении поселений.
Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в расчете на душу населения не предполагает обязательного доведения уровня бюджетной обеспеченности всех дотационных муниципальных образований до критериального, поскольку это лишило бы их стимулов к наращиванию собственного налогового потенциала. Могут быть использованы следующие методы выравнивания.
1.
Метод предоставления
2.
Метод пропорционального
3.
Метод выравнивания до
4. Комбинированные методы, предполагающие сочетание в разных пропорциях перечисленных выше методов.
Выбор того или иного метода выравнивания или их сочетания устанавливается законом субъекта РФ.
Другая
модель выравнивания бюджетной обеспеченности
предусмотрена для
Заключение
Местные финансы представляют собой совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения в интересах населения муниципального образования.
Основные принципы организации местных финансов, источники их формирования и направления использования закреплены в федеральных законах «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», «О бюджетной классификации Российской Федерации», в Бюджетном и Налоговом кодексах РФ и в законодательстве субъектов Федерации.
В соответствии с Законом о финансовых основах местного самоуправления (ст.2) в состав местных финансов входят:
- средства местного бюджета;
- государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;
- другие финансовые средства (добровольные пожертвования; средства самообложения - разовые добровольные целевые сборы, установленные населением и др.).
Деятельность
органов местного самоуправления по
формированию финансовых средств и их
использованию осуществляется в соответствии
с установленным законодательством порядке
и процессуальной форме. Бюджетный процесс
- это регламентированная нормами процессуального
бюджетного права деятельность органов
местного самоуправления по составлению,
утверждению и исполнению местного бюджета,
а также отчету о его исполнении в соответствии
с бюджетной классификацией Российской
Федерации и ее субъекта.
Список
использованной литературы
1. Зотов В.Б.Система муниципального управления: Учебник для вузов. 4-е изд. (исправленное и дополненное). - 4-е издание. - СПб.: Издательство «Питер», 2008. - 512 с.
2. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: учебное пособие. - М.: Юстицинформ, 2007. - 312 с.
3. Исаев И.А. История государства и права России: учебник. - М.: Юристъ, 2005. - 768 с.
4. Кнорринг В.И. Государственное и муниципальное управление. - М.: Издательство «Экзамен», 2007. - 477 с.
5. Маршалова А.С. Система государственного и муниципального управления: учебник. - М.: Издательство «Омега-Л», 2009. - 128 с.
6. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, пути совершенствования / под общ. ред. проф.И.Ю. Юргенса. - М.: Экон-Информ, 2009. - 524 с.
7. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. - М.: Статут, 2007. - 454 с.
8. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления: учебник. - СПб.: Питер, 2007. - 336 с.
Информация о работе Финансово-экономические основы местного самоуправления