Англосаксонская модель местного самоуправления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 01:01, лекция

Описание работы

Особенности англосаксонской модели сводятся к следующему. Во-первых, избираемые населением органы местного самоуправления самостоятельны, то есть ни одна государственная инстанция не вправе корректировать их действия или руководить ими, когда они занимаются вопросами своей исключительной компетенции. Во-вторых, в такой модели отсутствует прямое подчинение нижестоящих органов самоуправления вышестоящим, ибо любая местная община – это отдельный мир, живущий по собственным обычаям и установлениям (хотя и в соответствии с общегосударственными законами), которому никто и ничего не может навязывать. Наконец, в-третьих, в рамках этой модели главная роль в управлении местными делами принадлежит не столько органу самоуправления в целом, сколько его профильным комитетам и комиссиям, которые, как правило, более активны и заметны, чем совет как таковой.

Работа содержит 1 файл

Англосаксонская модель сложилась в Великобритании.docx

— 13.60 Кб (Скачать)

Англосаксонская модель сложилась в Великобритании - родине классических муниципальных  форм. Она действует также в  США, Канаде, Австралии и других странах  с так называемой англосаксонской  правовой системой. (В странах англосаксонской правовой семьи судебный прецедент является основой правовой системы, судебное решение по конкретному делу, которому затем придается общеобязательная сила)

Основные  принципы:

Особенности англосаксонской модели сводятся к следующему. Во-первых, избираемые населением органы местного самоуправления самостоятельны, то есть ни одна государственная инстанция не вправе корректировать их действия или руководить ими, когда они занимаются вопросами своей исключительной компетенции. Во-вторых, в такой модели отсутствует прямое подчинение нижестоящих органов самоуправления вышестоящим, ибо любая местная община – это отдельный мир, живущий по собственным обычаям и установлениям (хотя и в соответствии с общегосударственными законами), которому никто и ничего не может навязывать. Наконец, в-третьих, в рамках этой модели главная роль в управлении местными делами принадлежит не столько органу самоуправления в целом, сколько его профильным комитетам и комиссиям, которые, как правило, более активны и заметны, чем совет как таковой.

Плюсы-минусы

Несомненной положительной чертой англосаксонской  модели является, на первый взгляд, отсутствие назначаемых чиновников общей компетенции. Действительно, местными делами главным  образом управляют избранные  населением советы или периодически созываемые приходские собрания (сходы). Британские советы и собрания, в  отличие от системы Советов в  странах бывшего социалистического  лагеря, не создают исполнительных органов общей компетенции. Исполнительную власть осуществляют избираемые гражданами или советами мэры (при этом применяются  разные способы их избрания), а в  графствах (округах) – создаваемые  советами отраслевые постоянные комиссии (по местным дорогам, жилищному строительству, образованию и т.д.), в состав которых  обычно наряду с членами совета входят и другие лица – профессионалы  в данной области.  Постоянные комиссии нанимают государственных служащих муниципального управления, утверждаемых на заседаниях советов. Вместе с тем  англосаксонская модель самоуправления ведет к определенной обособленности местных органов власти. Практика показывает, что данная модель наиболее эффективно работает в условиях двухпартийной  системы, когда большинство в  органах государства и местного самоуправления имеет одна партия, ее действие в значительной мере обеспечивается не только традицией «уважения к  праву», но и моральными факторами. Вне таких политико-культурных условий, как показывает опыт некоторых стран, попытки ввести англосаксонскую  систему в ее классическом варианте особого успеха не имели. Стоит также учесть, что зарубежные ученые при анализе места и роли местных органов в политической системе обычно акцентируют внимание на том, что они являются составной частью механизма государства. Принятый в законодательстве этих стран термин «местное управление» для обозначения организации и деятельности местных органов обычно указывает лишь на один из критериев их отграничения от всех остальных государственных органов – на их локальный характер. В этой связи справедливо, что совсем не вмешиваться в вопросы регулирования местного самоуправления (в том числе правовые) могут позволить себе лишь достаточно благополучные федерации с высоким уровнем социально-экономического развития, характеризующиеся соответствующим типом политической культуры и сложившимся консенсусом относительно основных демократических ценностей, включая неотъемлемое право населения на самоуправление. В противном случае само местное самоуправление может быть отдано на «откуп» региональным элитам, стремящимся интегрировать местные органы в собственную региональную «вертикаль власти», что предполагает их функционирование по правилам, не всегда совместимым с канонами демократии.


Информация о работе Англосаксонская модель местного самоуправления