Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 20:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление объективных возможностей формирование единой приоритетной государственной социальной жилищной политики, раскрыть ее сущность, тенденции развития, определить перспективы и пути решения задачи обеспечения населения России жильем на современном этапе развития российского общества.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Особенности реализации государственной жилищной политики
Понятие государственной жилищной политики
Основные цели, принципы и задачи государственной жилищной политики
ГЛАВА 2. Анализ и оценка государственной жилищной политики на федеральном и региональном уровне
Законодательные основы реализации государственной жилищной политики
Региональные особенности реализации государственной жилищной политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
Единой государственной политикой должны быть объединены функции: регулирования нормативно-правовой базы; бюджетной поддержки, тарифной и ценовой политики, обеспечивающих финансовую устойчивость ЖКХ; технической политики в ходе модернизации основных фондов отрасли, основанной на энергосберегающих технологиях; технической регламентации качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг; социальной защиты и социальных гарантий; формирования системы рыночных отношений в жилищно-коммунальной сфере и другие.
При разработке программ и осуществлении жилищной политики Российская Федерация следует проторенным курсом, учитывающим мировой опыт, тем более, что практически во всех странах с развитой рыночной экономикой реально осуществляются целевые программы подобного рода. Как правило, ответственными за целевое планирование и целевое программирование являются государственные учреждения, разрабатывающие программы и осуществляющие контроль за их реализацией. Программирование преобразований в жилищной сфере позволяет использовать все средства государственного регулирования, избежать противоречивости и несогласованности мероприятий отдельных государственных органов в центре и на местах.
Тем не менее, в период переходной экономики такие противоречия и несогласованности всегда неизбежны. Особенно в правовом оформлении политики и практики таких сложных сфер, как жилищная. Ведь в этой области за короткое время пришлось зачастую без каких-либо правовых прецедентов в отечественной практике создать около сотни актов и нормативных предписаний, касающихся многих тысяч позиций поведения самых разных субъектов права в различных направлениях их деятельности: жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства; землепользования и градостроительного регулирования; системы жилищного финансирования и создания инфраструктуры рынка жилья и т. д. По каждому из этих направлений были разработаны и приняты законы, в которых предусмотрены отдельные нормы, учитывающие рыночные изменения в жилищной сфере.
На уровне субъектов Российской Федерации жилищная политика и государственное регулирование жилищным и коммунальным хозяйством осуществляется соответствующими органами управления субъектов Российской Федерации, наделенными необходимыми полномочиями (министерство, комитет, департамент, государственная жилищная инспекция субъекта Российской Федерации и другие).
Функции местного самоуправления в реализации жилищной политики раскрываются в связи с реализацией государственной программы «Жилище», которая предусматривает структурные изменения и в области управления и обслуживания жилищного хозяйства. Главным здесь является передача органам местного самоуправления полномочий государства, в том числе и прав собственности на жилищные объекты.
Большинство вопросов жилищных правоотношений, ранее относившиеся к ведению государства, с началом рыночных реформ были переданы субъектам федерации и органам местного самоуправления, однако несовершенство правового поля деятельности последнего негативно сказывается на реализации жилищной политики, а потому нуждается в дальнейшем правотворчестве по его устранению.
Таким
образом, принятие закона Российской Федерации
«О приватизации жилищного фонда в Российской
Федерации» положило начало жилищной
реформе в стране. Важнейшие направления
в области жилищной реформы в России определялись
указами Президента Российской Федерации,
Постановлениями Правительства Российской
Федерации.
ГЛАВА 2.
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ НА
ФЕДЕРАЛЬНОМ И
РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
2.1 Законодательные основы реализации государственной жилищной политики
Жилищное право затрагивает интересы каждого гражданина независимо от возраста или имущественного положения. Каждый день жизнь каждого человека регулируется нормами жилищного законодательства. И от того какие это нормы, каково их наполнение и содержание, в значительной степени зависит его жизнь.
Следует
обратить внимание на то, что правовая
природа рассматриваемых
Первая
группа отношений относится к
гражданско-правовым отношениям, поскольку
и возникновение, и прекращение
права пользования жилым
Вторая группа также частично относится к гражданско-правовым отношениям (срок, целевое назначение), частично - к административным правоотношениям.
Третья, четвертая и пятая группы отношений являются организационными и управленческими и во многом выполняют вспомогательную, служебную роль по отношению к первым двум группам.
В соответствии с Конституцией РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72). Как следует из ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, по жилищному законодательству издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае такого противоречия приоритет принадлежит федеральным законам.
Гражданское законодательство согласно ст. 71 Конституции РФ относится к исключительному ведению Российской Федерации, а жилищное законодательство согласно ст. 72 Основного Закона входит в совместную компетенцию России и ее субъектов. Поэтому отношения по эксплуатации жилых помещений и пользованию жилыми помещениями, о которых говорилось выше, могут регулироваться как Российской Федерацией, так и ее субъектами.
В ст. 5 ЖК РФ термин «жилищное законодательство» включает и местные акты — правовые акты органов местного самоуправления. На федеральном уровне это следующие акты:
а) законодательные акты РФ — законы и другие нормативные правовые акты, принятые федеральным законодательным (представительным) органом: Федеральным Собранием — парламентом РФ. По форме это федеральные законы, но могут действовать законы и РСФСР, и РФ. Последние могут применяться в части, не противоречащей Конституции, ЖК РФ и Вводному закону;
б) нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции), а также утверждаемые указами положения (например, Указ Президента РФ о жилищных кредитах и Положение о жилищных кредитах, утв. этим Указом). В качестве примера можно назвать и Указ Президента РФ о господдержке граждан в приобретении жилья, касающийся решения жилищной проблемы граждан в условиях рыночной экономики;
в) постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции). Для примера можно указать постановления Правительства РФ от 22.06.1994 № 743 «О государственной поддержке кооперативного жилищного строительства» от 03.08.1996 № 937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья».
При этом нужно иметь в виду, что к жилищному законодательству относятся и действующие постановления, принятые предыдущими правительствами. Правительство РФ также утверждает различного рода нормативные акты типа правил или положений, которые содержат нормы жилищного права;
г) нормативные акты министерств, федеральных агентств и других федеральных органов исполнительной власти, которые могут их издать на основании законов и иных нормативных правовых актов в рамках их компетенции. Они могут носить как отраслевой, так и межотраслевой характер и содержать нормы жилищного права.
Субъекты Российской Федерации принимают свои акты жилищного законодательства. Акты могут издаваться законодательными (представительными) органами и органами исполнительной власти. Они регулируют вопросы, касающиеся содержания жилых домов и их ремонта, оплаты жилья и коммунальных услуг, установления порядка учета нуждающихся в жилье граждан и др. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не должны противоречить федеральным законам.
Жилищное законодательство — это отраслевое законодательство, нормы которого регулируют определенную область общественных отношений (в данном случае — жилищных отношений). Она (отрасль) не может состоять из «чужих» отношений (норм). Данная позиция высказана в связи с тем, что существует иная точка зрения. Например, в одном из Комментариев к ЖК РФ разъясняется следующее: «ЖК, являясь комплексным нормативным актом, регулирует отношения, возникшие в жилищной сфере: собственно жилищные отношения, административные отношения и некоторые другие». Такой подход не основывается на нормах ЖК РФ, в частности ст. 4 и 5, где говорится о том, что жилищное законодательство регулирует только жилищные отношения. Конечно, эти отношения не однородные, имеют комплексный характер, в зависимости от содержания их можно классифицировать. Однако это не означает, что ЖК РФ регулирует иные, например административные, отношения.
В
соответствии с изученной литературой
следует высказать ряд
Несмотря на то, что в целом ЖК РФ отражает сложившиеся рыночные отношения в жилищной сфере, по ряду вопросов отменяет или ограничивает жилищные права граждан. Конечно, в действующем Кодексе теперь имеется определенная статья (ст. 11) о защите жилищных прав граждан и других участников жилищных отношений. Большинство вопросов, в том числе любые случаи выселения граждан из жилого помещения (принудительного лишения прав на жилище), должны разрешаться только в судебном порядке, т.е. они находятся в компетенции судов общей юрисдикции. Ранее (в ЖК РСФСР) допускалось выселение в административном порядке лиц, самоуправно занявших жилое помещение и из домов, грозящих обвалом.
Список
нововведений, затрагивающих интересы
многих групп населения, может быть
продолжен, но из выше изложенного понятно,
почему 61 % опрошенных респондентов считает,
что изменения, внесенные и вносимые Жилищным
Кодексом, касаются их лично и их семей
и являются негативными. Надежду на улучшение
своих условий проживания связывают принятием
изменений в Жилищный Кодекс лишь 6 % россиян.
В целом считают жилищную реформу правильной,
но боятся ухудшения своего положения
18 % участников опроса, в основном представляющих
среднедоходные группы. Люди с высокими
доходами чаще считают данную реформу
вредной по своим последствиям для всех.
Как показало исследование, нововведения
в Жилищный Кодекс воспринимаются во всех
группах респондентов как угроза, посягательство
на одно из важнейших прав человека –
право на жилье, при этом чем выше уровень
образованности и информированности граждан
о нововведениях, тем скептичнее они относятся
к инновациям в жилищной политике российского
государства
В целом Кодекс подчинен единственной задаче, которую решает для себя Федеральный центр: сбросить социальные обязательства государства с федерального бюджета и переложить их на регионы. Региональные власти, в свою очередь, «делегируют» их органам местного самоуправления. А итог замыкается на снижении уровня жизни населения муниципальных образований.
Подведя
итог выше сказанному можно сделать
вывод , что эти и другие статьи свидетельствуют
о том, что Жилищный Кодекс Российской
Федерации не решит всех вопросов в правовом
отношении, и, следовательно, в правоприменительной
практике будут возникать споры, которые
необходимо решать в судебном порядке.
В связи с этим, как и ранее, жилищное законодательство
остается проблемным с точки зрения его
применения и защиты жилищных прав граждан.
Соответственно имеющиеся правовые проблемы
в области жилищных отношений необходимо
решать путем внесения изменений и дополнений
в Жилищный Кодекс Российской Федерации,
а также путем принятия других федеральных
законов.
2.2
Региональные особенности
реализации государственной
жилищной политики
Региональная жилищная политика направлена на регулирование отношений, возникающих в результате обеспечения населения определенными благами. В основу региональной жилищной политики должен быть заложен принцип социальной справедливости, что означает для человека возможность выбора жилищных условий (владение или наем), что снижает остроту социальных конфликтов.
В основе жилищных преобразований в стране должна быть концепция развития жилищного рынка как на федеральном, так и на региональном уровнях, имеющая социальную направленность, заботу о человеке. Бюджетными средствами должны быть обеспечены малоимущие граждане. Все остальные должны иметь возможность, накапливая собственные средства и пользуясь государственной помощью, приобретать жилье в кредит
или арендовать квартиры.
Как отмечалось в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002—2010 годы», начавшаяся реформа в жилищной сфере стала поворотом от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении социальных гарантий жилищных прав малоимущих граждан и иных категорий населения, а право собственности на жилье, рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в этой сфере.