Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 21:40, курсовая работа
Исходя из этого, целью настоящей работы яыляется проведение комплексного научного исследования правового статуса главы муниципального образования с целью выявления тенденций развития данного института, определения комплекса проблем правового статуса данного должностного лица местного самоуправления и формирования на этой основе предложений по изменению и совершенствованию как федерального и регионального законодательства, так и муниципальных нормативно-правовых актов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 5
ГЛАВА 2. ПОЛОЖЕНИЕ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ЕГО ПОЛНОМОЧИЯ 8
§1. ВЛИЯНИЕ ПОРЯДКА ИЗБРАНИЯ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЕГО ПРАВОВОЙ СТАТУС 8
§2. ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 12
§2. ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 13
ГЛАВА3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ 32
Федеральное агентство по образованию
Ярославский
государственный университет
Кафедра теории и истории государства и права
БЕЛОВ
ОЛЕГ
АНАТОЛЬЕВИЧ, студент гр. ЮР-11
Актуальные вопросы правового статуса главы муниципального образования
Курсовая работа
Научный руководитель
к.ю.н., доцент
Вантеева
Наталья Владимировна
Ярославль 2008
План
Проблема
определения статуса главы
Четкое определение правового статуса главы муниципального образования является достаточно серьезной проблемой как в теоретических спорах ученых, специализирующихся в муниципально-правовой проблематике, так и на практике муниципального строительства.
Исходя из этого, целью настоящей работы яыляется проведение комплексного научного исследования правового статуса главы муниципального образования с целью выявления тенденций развития данного института, определения комплекса проблем правового статуса данного должностного лица местного самоуправления и формирования на этой основе предложений по изменению и совершенствованию как федерального и регионального законодательства, так и муниципальных нормативно-правовых актов.
В соответствии с поставленной целью рассмотрение означенной темы исследования призвано решить следующие задачи:
Теоретическая значимость курсовой работы состоит в том, что наше исследование позволит получить объективное представление о роли и месте главы муниципального образования в системе органов местного самоуправления; позволит выявить пробелы и противоречия в действующем законодательстве и определить основные направления их устранения. Это во многом раскрывает практическую значимость настоящей курсовой работы, которая, помимо всего прочего, призвана разрешить многие проблемы, сложившиеся в сфере местного самоуправления.
На протяжении многих лет для правовой теории и правоприменительной деятельности остается актуальной проблема выявления юридического содержания понятия «должностное лицо», определения правового статуса соответствующей категории лиц. Рассматриваемая проблема сегодня получила новый правовой фон для дальнейшей научной разработки в связи с тем, что «отсутствие определенности относительно правового содержания понятия должностного лица наряду с активным использованием данного термина в законодательстве приводит к снижению эффективности реализации соответствующих норм, регламентирующих управленческую деятельность, права и обязанности граждан в сфере управления»1. Такое положение объективно не способствует и должной регламентации юридической ответственности лиц, именуемых «должностные».
Анализ научных источников, посвященных вопросам определения понятия должностного лица, указывает на то, что организационно-правовой основой понятия должностное лицо является его правовой статус. Под правовым статусом должностного лица следует понимать урегулированное нормами права положение должностного лица, выражающееся в наличии y него дополнительных прав и обязанностей, необходимых для осуществления служебной деятельности в органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, a также в других организациях независимо от формы собственности, и определяющее пределы его ответственности2. При этом принципиально важным является выявление составных элементов правового статуса3.
О.B. Смирнов, например, к элементам правового статуса относит трудовую правосубъектность работников, основные трудовые права, обязанности и их гарантии, а также ответственность за невыполнение установленных обязанностей. По мнению Л.Л. Сергиенко, правовой статус должностного лица составляют его права, обязанности и ответственность, обусловленные занимаемой должностью, а В.М. Манохин включает в статус кроме прав и обязанностей задачи по должности, основные функции, правовые формы деятельности и порядок взаимоотношений по должности. A.H. Костюков выделяет следующие факторы, характеризующие правовой статус должностного лица: правосу6ьектность, задачи по должности, основные функции, права и обязанности, гарантии, правовые формы деятельности, порядок взаимоотношений по должности, ответственность4.
Ю.H. Старилов характеризует правовой статус следующими элементами:
A.Ф. Ноздрачев, анализируя акты законодательства, пришел к выводу о том, что общее содержание статуса должностного лица образуют в основном следующие элементы: наименование должностного лица; функции; правомочия; гарантии реализации полномочий; ответственность6.
Таким образом, принимая во внимание высказанные точки зрения на указанную проблему, можно сделать вывод о том, что правовой статус должностного лица составляют следующие элементы: должность (его место среди иных органов), полномочия, ответственность.
Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации установила, что "местное самоуправление осуществляется гражданами ... через выборные и другие органы местного самоуправления" (ч. 2 ст. 130). А каким же органом местного самоуправления является глава муниципального образования (далее – глава МО) – выборным или назначаемым?
Согласно
ч.1 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 N
131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления» (далее – ФЗ
2003 г.) глава МО является высшим должностным
лицом муниципального образования и наделяется
уставом муниципального образования собственными
полномочиями по решению вопросов местного
значения. Определение должностного лица
дается в ч.1 ст.2 ФЗ 2003 г.: «должностное
лицо местного самоуправления - выборное
либо заключившее контракт (трудовой договор)
лицо, наделенное исполнительно-
Если мы возьмем Федеральный Закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ 1995 г.), то не найдем подобного противоречия. Это означает, что глава МО мог в равной степени избираться как на муниципальных выборах, так и представительным органом. Но разве можно придавать одинаковое значение муниципальным выборам – форме прямого волеизъявления граждан, основывающейся на принципах всеобщего, равного, прямого и тайного голосования, соответствующей общемировым стандартам, играющей первостепенную роль в «избирательной» жизни населения, - и выборы представительным органом муниципального образования – выражения воли (несоответствующей воле народа) нескольких человек, хотя бы и получивших доверие населения.
Выборы главы МО имеют важное значение практически для каждого жителя муниципального образования, поскольку как раз от него в большей степени зависит решение насущных проблем, которые затрагивают все население. Поэтому вопрос о том, кому нужно вверять решение подобных проблем, должен решаться, по нашему мнению, населением непосредственно – через муниципальные выборы.
Указанная проблема выборов главы МО влияет главным образом на содержание правового статуса, его возникновение, осуществление и прекращение. Это влияние происходит по следующим направлениям:
О противоречии ст. 2 и ст. 36 ФЗ 2003 г. говорят руководитель Аппарата Комитета Госдумы России по вопросам местного самоуправления Игорь Бабичев и начальник отдела развития и поддержки местного самоуправления Минрегионразвития России Елена Кодина (данное противоречие они называют комплексным дефектом Федерального закона № 131-ФЗ): «Глава муниципального образования может избираться населением на муниципальных выборах, являясь в этом случае выборным должностным лицом, и в соответствии с уставом муниципального образования возглавлять либо представительный орган, либо местную администрацию. А может избираться представительным органом из своего состава. В этом случае оно не является выборным должностным лицом и возглавляет только представительный орган (и устав здесь никак и ничего регулировать не может). В этой связи появляется сразу несколько вопросов. Прежде всего о странности правовой конструкции выборного должностного лица. Если ты избираешься один раз на муниципальных выборах – ты выборное лицо. Если же два раза (сначала как депутат на муниципальных выборах, затем представительным органом как глава муниципального образования) – ты невыборное лицо. Глава муниципального образования может быть избран на всенародных выборах, быть выборным должностным лицом и возглавлять представительный орган муниципального образования и в этом качестве не иметь собственных полномочий по решению вопросов местного значения, ибо правовое содержание его должности в этом случае по смыслу Федерального закона № 131-ФЗ сводится к организации работы представительного органа»8.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что норма о возможности избрания главы МО представительным органом муниципального образования является противоречащей законодательству и не отвечающей потребностям общества. В подтверждение сказанному можно привести тот факт, что ни одно муниципальное образование Ярославской области не закрепляет в своем уставе положение об избрании главы МО представительным органом (например, Устав городского округа г. Рыбинска содержит следующую норму: «Глава города Рыбинска избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном действующим законодательством» (пункт 2 ст. 29); Устав Ярославского муниципального района: «Глава Ярославского района избирается гражданами, проживающими на территории Ярославского района, обладающими активным избирательным правом, на основании всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года» (п.2 ст. 18)).
Информация о работе Актуальные вопросы правового статуса главы муниципального образования