Понятие
АДМИНИСТРАТИВНАЯ
РЕФОРМА — объединенная единой концепцией
продуманная система мер модернизации
различных институтов исполнительной
власти.
Цель А.р. —
создание высокоэффективного государственного
аппарата, отвечающего потребностям
современного российского общества
Этапы
Административные
преобразования в период с 1991 года по
настоящее время можно условно
разбить на три
периода:
- административные
преобразования 1991–1999 годы, политическим
мотивом которых выступала необходимость
радикальной перестройки советской системы
государственного управления экономикой
и формирование новой структуры и системы
органов государственной власти Российской
Федерации;
- первый этап
административной реформы, проведенный
в 2003–2005 годы, преследующий политическую
цель укрепления государственной власти
в стране и определяемый соответствующим
замыслом, выработанным в период 2000–2002
годов;
- второй этап
административной реформы, начавшийся
в 2006 году, политически ориентированный
на построение эффективного и компактного
государства на основе специально разработанной
Концепции административной реформы.
Но выделяют
два этапа
Первый этап
(2003–2005)
23 июля 2003 года
президент Российской Федерации
Владимир Путин подписал указ
о проведении административной реформы,
о необходимости которой он говорил в
своем ежегодном послании Федеральному
Собранию.
Первый этап,
разработанный группой Дмитрия
Козака заключался в разграничении полномочий
между различными узлами бюрократической
сети.
Краткое содержание
Определить следующие
приоритетные направления административной
реформы в 2003 - 2004 годах:
ограничение
вмешательства государства в
экономическую деятельность субъектов
предпринимательства, в том числе
прекращение избыточного государственного
регулирования;
исключение
дублирования функций и полномочий
федеральных органов исполнительной
власти;
развитие
системы саморегулируемых организаций
в области экономики;
организационное
разделение функций, касающихся
регулирования экономической деятельности,
надзора и контроля, управления
государственным имуществом и
предоставления государственными
организациями услуг гражданам
и юридическим лицам;
завершение
процесса разграничения полномочий
между федеральными органами
исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, оптимизация
деятельности территориальных органов
федеральных органов исполнительной
власти.
Второй этап
(2006-2008)
25 октября 2005
г. правительство Российской Федерации
одобрило концепцию административной
реформы в Российской Федерации
в 2006-2008 годах
Кратко содержание
Одобряется Концепция
административной реформы в Российской
Федерации в 2006 - 2008 годах. Определяются
цели и задачи реформы, выраженные в
частности, в необходимости внедрения
стандартов государственных услуг,
повышения прозрачности деятельности
органов исполнительной власти и
др.
В
2006 г. планируется введение механизма
досудебного обжалования гражданами
и организациями действий и
решений органов исполнительной
власти и должностных лиц, разработка
типовых программ административной
реформы для федеральных органов
исполнительной власти (министерств,
служб, агентств) и органов исполнительной
власти субъектов РФ.
В
2007 г. в рамках административной
реформы планируется внедрение
практики антикоррупционной экспертизы
законопроектов, иных нормативных правовых
актов, реализация программ проведения
административной реформы в субъектах
РФ.
В
2008 г. будут внедрены основные
стандарты государственных услуг
и административные регламенты.
Кроме того, в этом году планируется
завершение ликвидации избыточных
функций федеральных и региональных
органов исполнительной власти.
Приводятся
показатели достижения целей
административной реформы, к которым,
в частности, отнесены: оценка
гражданами деятельности органов
исполнительной власти по оказанию
государственных услуг, уровень
издержек бизнеса на преодоление
административных барьеров, место
Российской Федерации в международных
рейтингах показателей качества
государственного управления.
Результаты
проведения первого
этапа
Кратко:
- подготовлены
некоторые базовые условия для проведения
её второго этапа
- выявлены
наиболее проблемные моменты в деятельности
федеральных органов исполнительной власти,
не снятые после первого этапа реформы
и ставшие предметом ее второго этапа.
- произведены
существенные изменения в структуре и
функциях отдельных подразделений территориальных
органов исполнительной власти в каждом
втором регионе России
- в субъектах
РФ упорядочена организация управления
за счет более рационального перераспределения
функций между структурными подразделениями
органов исполнительной власти и исключение
излишних звеньев управления
Подробно:
В целом, административные
преобразования в регионах России шли
в разных режимах: (1) постоянные частные
изменения в структуре органов
исполнительной власти, в функциях
отдельных органов, в переподчинении
подразделений этих органов тем
или иным должностным лицам и
т.п.; (2) целенаправленное специально организованное,
проводимое по определенному плану
реформирование системы и структуры
органов исполнительной власти в
связи с проведением общероссийских
административных преобразований; и (3)
быстрое и радикальное изменение системы
и структуры органов исполнительной власти
в связи с выборами нового главы региона
(в одном из регионов такие преобразования
были названы в СМИ «административной
революцией»). Зачастую административные
преобразования в регионах сочетали в
себе признаки, присущие разным режимам.
Принципиальное
отличие региональных административных
преобразований от административной реформы
на федеральном уровне состоит в
том, что разделение функций выработки
общей политики, предоставления государственных
услуг и контроля (надзора), которое
на федеральном уровне привело к
появлению функционально обособленных
министерств, агентств и служб в
большинстве регионов не было реализовано.
Таким образом,
основным результатом первого этапа
проведения административной реформы
является разделение функций государственного
управления между различными типами
федеральных органов исполнительной
власти по схеме «министерство –
служба – агентство», позволившее
четко определить сферы ответственности
органов исполнительной власти, оптимизировать
их состав и механизмы функционирования
и исключить коллизии между функциями
выработки политики, реализации политики
и контролем политики в государстве.
Цели,
задачи, основные направления
второго этапа
административной реформы
Целями административной
реформы в Российской Федерации в 2006 —
2010* годах являются: (года не совпадают –
но во всех источниках так)*
- повышение
качества и доступности государственных
услуг;
- ограничение
вмешательства государства в экономическую
деятельность субъектов предпринимательства,
в том числе прекращение избыточного государственного
регулирования;
- повышение
эффективности деятельности органов исполнительной
власти.
Задачи:
- внедрение
в органах исполнительной власти принципов
и процедур управления по результатам;
- разработка
и внедрение стандартов государственных
услуг, предоставляемых органами исполнительной
власти, а также административных регламентов
в органах исполнительной власти;
- реализация
единой вертикально интегрированной автоматизированной
системы мониторинга результативности
деятельности органов государственной
власти и органов местного самоуправления
по достижению важнейших показателей
социально-экономического развития Российской
Федерации и исполнения ими своих полномочий
(ГАС «Управление»);
- создание
многофункциональных центров предоставления
государственных и муниципальных услуг;
- организация
предоставления государственных услуг
в электронной форме;
- оптимизация
функционирования органов исполнительной
власти и введение механизмов противодействия
коррупции в сферах деятельности органов
исполнительной власти;
- повышение
эффективности взаимодействия органов
исполнительной власти и гражданского
общества, а также повышение прозрачности
деятельности органов исполнительной
власти;
- модернизация
системы информационного обеспечения
органов исполнительной власти;
- формирование
необходимого организационного, информационного,
ресурсного и кадрового обеспечения административной
реформы, совершенствование механизмов
распространения успешного опыта государственного
управления.
Административная
реформа предусматривает
реализацию мероприятий
по 6 основным направлениям:
- Управление
по результатам
- Стандартизация
и регламентизация
- Оптимизация
функций органов исполнительной власти
и противодействие коррупции
- Повышение
эффективности взаимодействия органов
исполнительной власти и общества
- Модернизация
системы информационного обеспечения
органов исполнительной власти
- Обеспечение
административной реформы
Основные мероприятия
административной реформы должны быть
реализованы в 2006 — 2010 годах.
Показатели
достижения целей
административной реформы
1.
Оценка гражданами
деятельности органов
исполнительной власти
по оказанию государственных
услуг
Инструмент - социальные
исследования
2. Уровень издержек
бизнеса на преодоление
административных барьеров
Исследования
специальными федеральными организациями.
Результат размер издержек на преодоление
административных барьеров – на 2004
год 8,5 % от выручки предприятия, к 2010
– 3 %
3. Место Российской
Федерации в международных
рейтингах показателей
качества государственного
управления
Интегральным показателем
качества государственного управления
является индикатор GRICS, рассчитываемый
Всемирным банком 1 раз в 2 года на основе
сопоставления 25 различных показателей
эффективности государственного управления,
подготавливаемых 18 независимыми организациями,
и состоящий из 6 самостоятельных показателей,
отражающих основные параметры государственного
управления. В 2004 году в рейтинг входило
209 стран.
Для
оценки системы государственного управления
в Российской Федерации предполагается
использовать следующие показатели:
- эффективность
государственного управления - показатель
отражает качество государственных
услуг, качественные характеристики государственных
институтов, компетенцию государственных
служащих, уровень доверия к политике,
проводимой правительством, и др.;
- качество
государственного регулирования - значение
данного индекса связано с оценкой политики,
проводимой в сфере государственного
регулирования в экономике. С его помощью
измеряются такие факторы, как государственное
регулирование цен на товары и услуги,
неадекватный контроль в финансовой сфере,
избыточное регулирование бизнеса и др.