Административно-правовые отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 15:13, контрольная работа

Описание работы

Целью написания данной контрольной работы является характеристика понятия «административно-правовая норма», присущих ей особенностей и признаков, изучение процесса реализации административно-правовых норм и исследование того, как административно-правовые отношения, их сущность, особенности и характеристика рассматривались в разного рода юридической литературе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………2

1. Понятие административно-правовой нормы, особенности ее содержания и

структуры………………………………………………………………………………..4

2. Классификация норм административного права. Критерии и особенности..........8

3. Понятие, содержание и особенности административно-правовых отношений…13

4. Классификация и виды административно-правовых отношений………………...17

Заключение……………………………………………………………………………...24

Список используемой литературы…………………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

Административно-правовые нормы.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

любой форме их соподчиненности. Все это — условия одинакового правового уровня.

      Разумеется, вычленить горизонтальные отношения  из общей массы административно-правовых отношений довольно сложно. Да и  выражаются они не столь отчетливо, как вертикальные. Тем не менее, такая возможность имеется. 
 Например, в работе исполнительных органов складываются отношения между различными государственными служащими одинакового должностного уровня, причем развиваются они без «команд», т.е. без обязательных для других работников указаний (например, отношения между исполнителями одного ранга). Конечно, они не всегда в достаточной мере юридизированы, но их прямая связь с управленческой деятельностью данного органа несомненна. В частности, такие отношения возникают в интересах подготовки тех или иных материалов, справок, отчетов, проектов решений и т.п. Такого типа отношения складываются также между несоподчиненными исполнительными органами по поводу, например, подготовки совместных нормативных актов, по согласованию совместных управленческих мероприятий, по формированию межведомственных консультативных, совещательных и иных советов. Это — и отношения исполнительных органов с общественными объединениями на предмет, например, заключения или изменения тарифных соглашений с профсоюзами и т.п.

      Для отношений подобного рода характерно то, что они возникают на стадии, предшествующей непосредственному  управляющему воздействию, а потому служат предпосылкой вертикальных отношений, так как создают условия, необходимые  для принятия одностороннего юридически-властного решения. 
 Другая группа подобных отношений возникает после осуществления непосредственного управляющего воздействия. Их цель — создание условий, необходимых для эффективной реализации принятого в одностороннем порядке юридически-властного решения. Это отношения по формированию межведомственных комиссий, по проведению совместных ревизий, по выработке иных совместных мер по исполнению правовых актов. Две названные группы административно-правовых отношений относятся к числу административно-процедурных. 
 Горизонтальными по своему содержанию являются также административно-процессуальные отношения, возникающие по поводу административно-правовых споров. Например, это отношения в рамках производства по жалобам и заявлениям граждан, по делам об административных правонарушениях. Соответствующее законодательство обеспечивает процессуально равное положение сторон в таких отношениях. 
 Наконец, горизонтальными могут быть признаны отдельные отношения административно-договорного характера, носящие форму различного рода соглашений.

      Важным  элементом характеристики горизонтальных административно-правовых отношений  является то, что любые совместные действия однопорядковых и равноправных сторон (отношения типа «субъект —  субъект»), равно как и процессуальное равноправие, перерастают в вертикальные отношения.  Моментом такого перерастания служит, например, принятие совместного юридически-властного акта (совместного приказа) либо принятие полномочным исполнительным органом (должностным лицом) одностороннего юридически обязательного решения по жалобе гражданина или по делу об административном правонарушении. Отсюда — временное проявление горизонтальности таких правоотношений, а также их вспомогательный характер по отношению к основным вариантам административно-правовых отношений.

      Административно-правовые отношения по своему содержанию (порядку  реализации прав и обязанностей их участников) подразделяются на материальные и процессуальные, а по способу  зашиты – на защищаемые в административном или судебном порядке.

      Итак, административно-правовые отношения могут быть классифицированы по ряду критериев:

  • по характеру (особенностям) взаимоотношений их участников;
  • по конкретным целям (предназначению) правоотношений;
  • их содержанию;
  • способу защиты правоотношений

        
     
     
     

                                                             Заключение 

      Любая отрасль права состоит из юридических  норм, является их организованной совокупностью. Первичными элементами административного  права, «кирпичиками», на базе которых  строится система отрасли, являются административно-правовые нормы. Их можно понимать как установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения в сфере деятельности исполнительной власти, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принуждением. Норма содержит правило, модель должного поведения (диспозицию) при наличии определенных условий (гипотезы).

Каждая  норма органично включена в отраслевую систему, вне которой действовать  не может. Огромное множество административно-правовых норм можно поделить на виды по самым разным критериям. Наиболее важными для понимания этих норм являются критерии их сущности, содержания и формы.

      По  целевому назначению административно-правовые нормы делятся на регулятивные, содержащие правила созидательной, нормальной деятельности, и охранительные, призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений. И, соответственно, административное право можно рассматривать как комплекс, состоящий из норм, регламентирующих созидательную деятельность исполнительной власти («активная администрация») и ее охранительную деятельность («пассивная администрация»).

      По  содержанию различаются нормы материальные (определяют права и обязанности  субъектов правоотношений) и процессуальные (закрепляют порядок, процедуры осуществления власти). Если уголовное право уже давно существует отдельно от уголовно-процессуального, то в рамках административного права органично связаны две подотрасли: материальное административное право и административно-процессуальное право.

      Используя в качестве критерия группировки  метод воздействия на поведение  субъектов, можно выделить нормы  обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, поощрительные.

      Критерий  предела действия норм (по территории, кругу лиц) позволяет отделить общеобязательные нормы от внутриаппаратных. В числе общеобязательных — федеральные, субъектов Федерации (республиканские, областные, краевые, окружные), городские, районные, поселковые, сельские. Среди внутриаппаратных можно выделить общеаппаратные, межведомственные, ведомственные, локальные (действующие в пределах отдельной организации).

      Юридическая сила норм зависит от положения тех  органов, которые приняли акты, содержащие нормы. Иными словами, иерархия норм отражает иерархию органов, их принявших. Различаются нормы законодательные и подзаконные. Последние могут содержаться в указах Президента, постановлениях Правительства, приказах и постановлениях ведомственных органов, постановлениях глав администраций.

      По  уровню обобщенности правила (диспозиции) очень важно провести различие между нормами общими и специальными. Если общая и специальная нормы имеют равную юридическую силу, то при их конкуренции действует специальная. Конкуренция возникает, если конкретные обстоятельства соответствуют гипотезам разных юридических норм. Специальную норму можно рас­сматривать как исключение из общего правила, установленное для того, чтобы при наличии дополнительных, названных в ее гипотезе фактов, действовало специальное, а не общее правило.

      По  субъектам (адресатам) различаются нормы, регулирующие деятельность государственных организаций и их работников, негосударственных организаций, граждан, а также разных субъектов.

      Если  срок действия нормы заранее установлен, значит, она временная, срочная. Постоянные нормы действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется, они действуют до тех пор, пока не будут отменены. Срочная норма, если ее досрочно не отменят, прекращает действие автоматически, когда наступает заранее названная дата.

      Для административно – правовых отношений характерными являются следующие особенности: одной из сторон данных отношений всегда является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо,  наделенное управленческими полномочиями. Административно-правовые отношения являются властеотношениями, органы исполнительной власти, являющиеся непременным субъектом административно-правовых отношений, и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению государства. Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие второй стороны не являются обязательными.  Споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (внесудебном) порядке – путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти.  В случае нарушения одной из сторон нормативных требований, она несет ответственность перед государством и в лице его органов.

         В административно-правовых отношениях, как основном элементе механизма  правового регулирования, индивидуализируются  положения той или иной нормы  административного права, определяются  характер, права, обязанности, функции,  задачи и ответственность участников отношений. Эти отношения воздействуют на управленческие процессы через волю и сознание их участников,  как конечный результат согласованности управляющего, стимулирующего и преобразовывающего действия.

        Итак, мы выяснили, что административно – правовые отношения – это регулируемые и гарантируемые нормами административного права управленческие общественные отношения сторон (их права, обязанности, методы, формы, предписания, дозволения, запреты, ответственность и т.п.), складывающиеся в сфере исполнительной власти, государственного управления и отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении функции управления в связи с осуществлением последними функций государственного управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

Правовые  источники: 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на всеобщем референдуме 12 декабря 1993 года.
  2. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 16. Ст. 503.
  3. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.№ 47.ст.4471
  4. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.№ 45.ст. 4320
  5. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. №8.Ст.593.
  6. Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1419. 54
  7. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации 1993 №5. Ст. 398
 

Учебники  и монографии: 

  1. Административное  право Российской Федерации. Изд. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. – М.: «ЗЕРЦАЛО ТЕИС», 1996.
  2. Административное право. Учебник./ под ред. Д.Н. Бахрах, - М.: БЕК, 1996.
  3. Административное право России. Учебник. / под ред. Д.Н. Бахрах. - М.: НОРМА, 2003.
  4. Административное право. /под ред. Б.Н.Габричидзе, А.Г.Чернявский. – М.: Проспект, 2003.
  5. Административное Право. Учебник для вузов./ под ред. Ю.М.Козлова, Л.Л.Попова. - М.:ЮРИСТЪ, 2003.
  6. Административное право России с учетом КоАП. Конспект лекций. -М.: НОРМА, 2003.
  7. Кикот В.Я. Административное право. – М: Юнити-Дана, 2003
  8. Курс административного права и процесса. / под ред. Ю.А. Тихомиров. -М., 1998.
  9. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие. // Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002. – 468 с.
  10. Практикум по административному праву. / под ред. Д.Н. Бахраха. - М.: БЕК, 1995.

Информация о работе Административно-правовые отношения