Живая форма организации материи с точки зрения витализма и физикализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:38, контрольная работа

Описание работы

1.1. Витализм (от лат. Vitalis – «жизненный») – Это ложное учение, согласно которому считалось, что для получения органических соединений из неорганических необходима особая "Жизненная сила"(vis vitalis). Витализм развивался в масштабе цивилизационных эпох:
часто обнаруживается в наивных биологических теориях детей;
в восточных учениях – «ци» или «прана» (представление об энергет

Содержание

1.Живая форма организации материи с точки зрения витализма и физикализма.
1.1. Витализм……………………………………...………………………………3
1.2. Физикализм………………………………..……….………………………...3
2.Изменчивость организмов, механизмы изменчивости. Мутация как предпосылка эволюционного процесса. Естественный отбор как важнейший фактор эволюции.
2.1. Принципы биологической эволюции………………………………………6
2.2. Принцип глобального эволюционизма…………………………………….7
2.3. Естественный отбор………………………………………………………….8
3.Природа сложной организации живых систем.
3.1. Основные уровни организации живого…………………..………………10
3.1.1. Молекулярно-генетический уровень…………………………………….10
3.1.2. Онтогенетический уровень…………………….…………………………11
3.1.3. Популяционно-видовой уровень…………………...…………………...12
3.1.4. Биогеоценотический уровень……………………………………………13
4. Список литературы……...…………………………………………………….1

Работа содержит 1 файл

Контрольная КСЕ.docx

— 49.90 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Пермский  институт (филиал)

государственного  образовательного учреждения высшего  профессионального образования 

«Российский государственный торгово-экономический  университет» 
 
 
 

Кафедра естественно-научных дисциплин 
 

Контрольная работа по курсу

«Концепция современного естествознания» 
 
 

                  Выполнила:

                  студентка группы  

                  Проверил:

                  профессор

                  Дата  проверки _______

                  Оценка _____________

                  Подпись ____________ 
                   
                   
                   
                   
                   

Пермь 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Живая  форма организации материи с  точки зрения витализма и физикализма.

1.1. Витализм……………………………………...………………………………3

1.2. Физикализм………………………………..……….………………………...3

2.Изменчивость  организмов, механизмы изменчивости. Мутация как предпосылка эволюционного  процесса. Естественный отбор как  важнейший фактор эволюции.

2.1. Принципы  биологической эволюции………………………………………6

2.2. Принцип  глобального эволюционизма…………………………………….7

2.3. Естественный  отбор………………………………………………………….8

3.Природа  сложной организации живых систем.

3.1. Основные  уровни организации живого…………………..………………10

3.1.1. Молекулярно-генетический  уровень…………………………………….10

3.1.2. Онтогенетический  уровень…………………….…………………………11

3.1.3. Популяционно-видовой  уровень…………………...…………………...12

3.1.4. Биогеоценотический  уровень……………………………………………13

4. Список литературы……...…………………………………………………….16 

 

    1.Живая  форма организации  материи с точки  зрения витализма  и физикализма. 

    1.1. Витализм (от лат. Vitalis – «жизненный») – Это ложное учение, согласно которому считалось, что для получения органических соединений из неорганических необходима особая "Жизненная сила"(vis vitalis). Витализм развивался в масштабе цивилизационных эпох:

  • часто обнаруживается в наивных биологических теориях детей;
  • в восточных учениях – «ци» или «прана» (представление об энергетической структуре человека), в учении Гиппократа эти энергии назывались «гуморы»;
  • в аристотелевском классицизме сущность живого выносилась вне физического контекста в так называемые «энтелехии» (здесь следует учитывать всю мощь мышления Аристотеля и греческого языка – так что это обсуждение на тысячелетия);
  • в христианской, буддийской традициях сущность/исток жизни относили непосредственно к Абсолюту (см. Гегель и теоретическая биология);
  • у Ганса Дриша энтелехия получила интерпретацию в экспериментальных данных и имеет антимеханистическую направленность;

    В результате накопления опытных данных химией и биологией витализм потерял  свое значение. В настоящее время  он относится к неакадемическим  теориям.

    1.2. Физикализм – концепция логического позитивизма, которая разрабатывалась Карнапом, Нейратом и др. Сторонники физикализма ставят ценность какого-либо положения любой науки в зависимость от возможности перевести его на язык физики. Предложения, не поддающиеся такой операции, рассматриваются как лишенные научного смысла.

    Исторически существовало две противоположные  точки зрения на этот вопрос - материалистическая и идеалистическая. Первая получила название механицизма, вторая - витализма.

    Согласно представлениям физикалистов жизнь развивается, но, по сути она представляет простые физико-химические процессы. Причем сложнейшие биологические процессы сначала сводятся к более простым химическим, а химические в свою очередь сводятся к еще более простым - физическим. Такие отношения между уровнями разной сложности обозначаются как принцип сводимости (сложные уровни и процессы сводятся к простым). Метод познания, основанный на принципе сводимости, или редукции, называется редукционизмом (от латинского reductio - отодвигание назад, возвращение к прежнему состоянию), так что физикализм в своем методологическом применении выступает как крайняя форма редукционизма. Для физикализма, как и для механицизма в целом, характерно отрицание качественной специфики более сложных материальных образований, поскольку сложное сводится к более простым элементам, целое - к сумме его частей.

    Развитию  физикализма как естественнонаучного  мировоззрения способствовали успехи физики и химии второй половины 19 века и первой половины 20 века, открытие в живых телах свойств и  законов движения (в физико-химическом смысле) неорганических тел. Жизнь сводится к процессам обмена веществ и  энергии по химическим и физическим законам. Приведем некоторые характерные  высказывания видных ученых в духе физикализма.

    То  есть любые, пока что неразгаданные  формы проявления жизни рано или  поздно будут объяснены как физические процессы. Бурное развитие физики второй половины 20 века, открытие новых элементарных частиц и физических полей, успехи кибернетики  и теории информации все более  полно объясняют сложные материальные взаимодействия в природе, в том  числе и в живых организмах, и все меньше тайн остается в понимании  сложных биологических процессов. Но сама по себе физико-химическая интерпретация  жизненных реакций не давала в  прошлом и не дает сейчас ответа но вопрос: где кончается неживая  природа и начинается живая? А  что предлагали по этому поводу идейные  противники механицистов - виталисты?

    Витализм (от латинского vitalis - жизненный, живой) утверждает, что живое не сводится только к физико-химическим явлениям, в нем действуют еще и особые «жизненные силы».

    Витализм - давняя концепция, его корни, как  и корни механицизма, уходят в  классическую древность. Великий античный философ Аристотель (IV век до н. э.) ввел понятие «энтелехия», которое  противопоставляется «материи»  и означает конечную причину, цель, идею о совершенстве формы организма, которая и управляет развитием.

    По  определению Аристотеля живой природе  присуща «цель в самой себе».

    В начале 18 века немецкий врач и химик  Шталь - автор известной в химии  теории флогистона, опровергнутой позже  Лавуазье - развивал в медицине виталистическую  теорию, известную под названием  анимизма (от латинского anima - душа, дух). По Шталю главное для живого организма - его душа, она управляет телом  и не допускает его распада.

    В 19 веке состоялись выдающиеся открытия химии и физики, виталисты быстро теряли своих сторонников. Виталисты  утверждали, что органические вещества могут возникать только с помощью  «жизненной силы», но уже в 1828 г. Вёлер  из неорганических веществ синтезировал мочевину - азотсодержащее органическое вещество животного происхождения. Знаменитый французский микробиолог  Луи Пастер считал, что разложение сахара (брожение, дыхание) - особое свойство живых клеток, но в 1897 г. Бухнер получил  из дрожжей ферментный экстракт и  провел брожение сахаров в бесклеточной системе, то есть без всякой «жизненной силы».

    Сильный удар по витализму нанесло открытие Рубнера: в начале 20 века он установил, что закон сохранения энергии  действует и в органическом, живом  мире.

    Однако  идея энтелехии не была преодолена окончательно. В начале 20 века система  витализма наиболее полно была изложена Хансом Дришем - видным немецким биологом и философом. Опираясь на открытые им  эмбриональные регуляции, Дриш утверждал, что развитие организма не сводится к реализации предустановленного, заранее  спланированного экстенсивного (пространственного) разнообразия, как утверждали механицисты, но происходит переход интенсивного (непространственного) разнообразия в  экстенсивное. Этот переход свойствен  только живым системам и осуществляется под действием специфически витального фактора - энтелехии.

    Заметим, что признание энтелехии, жизненной  силы часто ведет к антропоморфическим образам: учение о субстанциональной душе, психической силе. На этих понятиях основываются так называемый психовитализм (психизм), мистицизм. Поддержанию таких понятий способствуют очень большие и пока не разрешенные трудности в понимании принципов работы мозга, векторов эмбрионального развития, направленного и «целесообразного» характера биологической эволюции.

    Положительное значение витализма состояло в критике  механистических взглядов на биологическую причинность, в стимулировании работ по биологической информации. 

 

    2.Изменчивость  организмов, механизмы  изменчивости. Мутация  как предпосылка  эволюционного процесса. Естественный отбор  как важнейший  фактор эволюции. 

    2.1. Принципы биологической эволюции.

    Интенсивное проникновение эволюционной парадигмы  в биологию началось в конце XVIII в. благодаря работам французского биолога Ламарка. Ламарк объяснил изменчивость видов взаимодействием двух факторов: влияния внешней среды (питание, климат, упражнение органов) и наследственности. Проблемы, поставленные Ламарком, были успешно разрешены Ч. Дарвином в его работе «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), которая заложила основу учения о биологической эволюции. Это наука о причинах, движущих силах и закономерностях изменения и развития живых организмов. Эволюционное учение является теоретической основой современной биологии.

    С точки зрения теории эволюции все многообразие живой природы является результатом действия трех взаимосвязанных факторов: наследственности, изменчивости и естественного отбора. Эти выводы теории эволюции базируются на следующих наблюдениях. Во - первых, в любой популяции животных наблюдается изменчивость составляющих ее особей. Во-вторых, некоторые из этих изменений получены от родительских особей, другие являются результатом приспособления к окружающей среде и приобретены в течение жизни. В-третьих, рождается, как правило, гораздо большее число организмов, чем доживает до стадии размножения. Причем выживают те организмы, которые обладают сочетанием признаков, повышающих вероятность их выживания и размножения. Если эти признаки закреплены в генах, они передаются потомству.

    Наиболее  ярко эволюционные процессы проявляются  на уровне популяций (длительно существующих групп особей, устойчиво сохраняющихся на протяжении жизни многих поколений). Виды, как правило, состоят из нескольких популяций, хотя бывают и исключения.

    Появление элементарных эволюционных изменений в популяции, то есть ее новых устойчивых признаков, передающихся по наследству через несколько поколений, зависит от следующих эволюционных факторов.

    1. Перестройка генов – мутационный процесс. Является основой разнообразия особей в популяциях, но он основан на случайности и не определяет направление эволюции.

    2. Популяционные волны - резкие колебания численности особей, они могут резко менять число встречающихся мутаций, создавая те или иные предпосылки для эволюционных изменений.

Информация о работе Живая форма организации материи с точки зрения витализма и физикализма