Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:08, реферат
Пленительный и загадочный Восток, чьи тайны и поныне волнуют умы исследователей, стал колыбелью человеческой культуры. Именно здесь зарождаются три древнейших центра цивилизаций: египетской на реке Нил, шумерской между Тигром и Ефратом и индийской на реке Ганг.
Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества.
Введение.
1. Особенности мироощущения древних египтян: религия, магия, мифология.
2. Развитие науки в Древнем Египте: медицина, математика, астрономия.
3. Основные памятники культуры Древнего Египта.
Заключение.
Глоссарий.
Список литературы.
В папирусе Эберса приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей, усиления роста волос. Для защиты от палящего солнца египтяне обоего пола обводили глаза зеленой пастой, содержащей сурьму и жир. Глазам при этом придавалась миндалевидная форма. Женщины Египта румянили щеки и красили губы. Современные косметические египетские фирмы, стремящиеся на российский рынок, пытаются возродить многие древние прописи, рекламируя омолаживающее действие древних мазей, пластырей, примочек.
Исключительно популярной в
Древнем Египте была профессия зубного
врача. Это и понятно, так как
исследование мумий показало широкое
распространение у египтян
Правители многих стран приглашали на службу ко двору египетских врачей.
Древние египтяне стали создателями первой в истории так называемой мировой державы, т.е. огромного разноплеменного государства, образованного в результате завоеваний соседних народов (Египетская империя в конце XVI-XV вв.до н.э.).
3. Основные памятники культуры Древнего Египта.
Прибывшему в Гизу туристу открывается одна из прекраснейших картин, какую когда-либо создавала человеческая рука. Египетская поговорка «Все боится времени, но время боится Пирамид» как нельзя лучше применима к этому месту.
Гиза – это современное название большого каирского некрополя, занимающего примерно 2000 кв.м. Сюда входит три Большие Пирамиды: Хеопса (146 м высотой), Хефрена и Микерина, последняя, имеет еще три малых пирамиды-спутницы. Примерно в 350 метрах от Пирамиды Хеопса находиться большой Сфинкс, по-арабски Абу-эль-Хол, что означает «отец ужаса». Это колоссальная, 73 метра в длину, статую льва с человеческой головой.
Некрополь в Саккара, протянувшийся на 8 км, - самый большой в Египте. Он также самый значительный в историческом отношении, так как здесь представлены все основные династии: от Первой - до эпохи Птолемея и правления персов.
Покровителем этого некрополя был бог Сокар, именем которого названа эта местность.
В центре некрополя возвышается погребальный ансамбль Зосера – основателя III династии, огромная ступенчатая пирамида, которая доминирует над всей цитаделью; ее окружают другие пирамиды и мастабы – свидетели разных эпох. Зосер был первым правителем, поручившим зодчему сооружение грандиозного заупокойного монумента. Пирамида Зосера (62,5 м высотой). Пирамида Унаса – последнего фараона V династии.
Саккарский некрополь включает значительное число мастаб, и многие из них примечательны своей красотой и изяществом отделки. Мастаб Небет (V династия). Мастаб визиря унеферта (VI династия). Мастаб принцессы Идут. Мастаб Каджеми. Мастаб Птах-Хотепа. Мастаб Мереруки. Мастаб Ти.
При раскопках в Мемфисе были обнаружены остатки храма Птаха, где короновались фараоны, и небольшая молельня, построенная Сети I также в честь Птаха. Перед храмом возвышались колоссальные статуи Рамсеса II. Из них осталось только две. Одна из розового гранита стоит сейчас на вокзальной площади Каира. Вторая лежит на земле во всем своем великолепии: она имеет 13 м в высоту и носит имя великого фараона. В нескольких десятках метров от колосса можно видеть алебастрового сфинкса с ликом Аменофиса II.
Примерно в двух километрах от Саккарского некрополя нас встречают пять пирамид Дахшура: три каменные и две кирпичные, но все необычайно выразительные.
На западном берегу Нила находится деревня Арабат, буквально «Арабат погребенный», здесь в очень хорошем состоянии сохранился дворец Сети I – знаменитый своей прекрасной живописью.
Дендера – греческое название Тентириса, священного города с тремя святилищами: святилищем Ихи, юного сына Хора; святилища Хора и Хатхор. Первые два святилища почти полностью исчезли, но от третьего святилища сохранился практически нетронутый храм Хатхор.
В Луксоре (бывший древний город-столица Фивы) осталось единственное свидетельство былого могущества – великолепный Храм Амон-Ра (260м в длину). Его строительство начал Аменофис II, продолжил Тутмос III и завершил Рамсес II.
Примерно в трех километрах от Луксорского храма раскинулся монументальный ансамбль Карнака – Карнакский Храм. Он состоит из трех отдельных центров, каждый из которых окружен стеной из кирпича-сырца. Самый большой находится по середине и занимает около 30 гектаров – это святилище Амона, он сохранился лучше всех. Слева от него – святилище Монту, бога войны – четырехугольник площадью примерно в 2,5 гектара. С другой стороны – святилище богини Мут, супруги Амона. Половина его площади, составляющей примерно 9 гектар, еще не исследована.
Между Луксорским и Карнакским Храмами находится аллея из сфинксов с бараньими головами.
На просторной равнине, раскинувшейся вокруг Фив, между Нилом и Долиной Царей, можно видеть остатки монументальной аллеи, которая вела к храму Аменофиса III. Храм, к сожалению, исчез, а то, что осталось, известно под названием «Колоссы Мемнона». Речь идет о двух гигантских статуях 20-метровой высоты.
В горах за Фивами открываются многочисленные небольшие долины, самая знаменитая из которых Долина Царей или «долина царских гробниц Бибан-эль-Мюлюка». История долины начинается с неожиданного решения фараона Тутмоса I отделить свою гробницу от заупокойного храма и. более того, захоронить свое тело не в пышной гробнице, а в потайном месте. Но покой Тутмоса, как и других фараонов, был недолгим. История Долины Царей хранит множество фактов, связанных с ограблениями, кражами и ночными налетами при свете факелов. Гробница Рамсеса IX – хотя и сильно разрушена, представляет интерес своим живописным декором со сценами, навеянными «Книгой мертвых», «Молитвами Солнцу» и «Книгой Дуата». Гробница Рамсеса VI – гробница небольшого размера имеет великолепно расписанный потолок, где изображены две небесные сферы и звездные боги, шествующие за солнечными ладьями, которые плывут по небесному Нилу. Гробница Тутанхамона – она вошла в историю благодаря огромному количеству сокровищ, найденных в погребальной камере, которых, к счастью, не коснулась рука грабителя. Из всех погребальных атрибутов, обнаруженных в гробнице, прежде всего, поражает своей красотой саркофаг фараона. Золотой саркофаг фараона – один из шедевров ювелирного искусства всех времен: 1,8 м высотой, 200 кг золота, инкрустация ляпис-лазурью, бирюзой и сердоликом. Гробница Тутмоса III – эта труднодоступная гробница имеет декоративную исключительной «графики» (сюжеты изображения канонических текстов «Книги мертвых»), которая считается по этой причине одной из красивейших во всей Долине Царей.
Гробница Сети I по сложности конструкции – одна из самых выдающихся во всем фиванском некрополе. Она состоит из многих лестниц и галерей, ведущих в разные залы, поддерживаемые пилонами.
Долина Цариц, современное название которой Бибан-эль-Харим, расположена примерно в полутора километрах от Долины Царей. Там было найдено около 80 гробниц. Гробница царицы Тити, которая была, как полагают, супругой фараона XX династии, хранит прекрасную живопись в нежно-розовых тонах. Гробница принца Амона-хер-Копехефа – эта гробница сына Рамсеса III донесла до наших времен необычный декор, отличающийся разнообразием оттенков и интенсивностью цветовой гаммы, где преобладает великолепный синий ультрамарин. Гробница принца Пра-хер-Уменефа – это другой сын Рамсеса III, умерший в младенчестве. Декор его гробницы примерно такой же, но здесь преобладающими цветами являются желтая охра и розовый.
Долина Знати – гробницы знатных особ династии Среднего царства разбросаны на трех смежных территориях. Их отличительными чертами являются крайняя простота (по сравнению с царскими гробницами) и живая жанровая иконография. Кроме того, эти гробницы дают нам ценные сведения о придворной жизни в Древнем Египте на основании трактовки изображений, позволяющих определить должности и функции разных сановников.
Гробница Рах-Мары – это одна из самых больших гробниц XVIII династии. Она принадлежала Рах-Маре, «Правителю города» и «Визирю» при Тутмосе III и Аменофисе II. Самые интересные сцены гробницы показывают принесение дани чужеземными народами. Гробница Кики – это был «Царский интендант», на одной из стен изображен последний путь останков сановника в Абидос. Здесь можно видеть наемных плакальщиц и рабов, несущих столы с жертвоприношением. Гробница Менны – владелец этой гробницы был «Писец Кадастра Господина Верхнего и Нижнего Египта». Украшающая гробницу живопись (полевые работы, паломничество в Абидос, дети Менны) считается самой изысканной во всем некрополе. В гробница Сеннефера ведет лестница из 43 ступеней, вырубленных в скале. Сеннефер – «Принц Южного города» во время правления Аменофиса II. Эта гробница знаменита сводом вестибюля, расписанным виноградными лозами. Гробница Рамоса – Рамос исполнял должность «Правителя города и помощника царя» при фараоне-еретике Эхнатоне. Украшающие ее барельефы отличаются прекрасной пластикой и большой натуралистичностью, особенно изображения человеческих лиц.
Долина Ремесленников – Дейр-эль-Медина. Здесь находиться деревня и некрополь всех тех, кто строил и украшал царские гробницы в Фивах.
Гробница Инхерки. В эпоху правления Рамсеса III и Рамсеса IV Инхерка был «Заместителем Господина Двух Египтов на Площади Истины». Он построил себе две гробницы, которые свидетельствуют об оригинальном творческом таланте и живой фантазии ее зодчего, особенно в сценах семейной жизни, где, например, представлены сидящие за трапезой любящие супруги, одетые в одинаковые льняные одежды. Гробница Сеннеджена. Главная погребальная камера – это все что осталось от гробницы Сенеджена, сановника эпохи XIX династии «Слуги на Площади Истины». Заключенная в ней живопись по яркости и свежести красок является лучшей в долине.
В древности Эсна была столицей III нома Верхнего Египта. В современной деревне сохранился лишь один храм, посвященный Хнуму, переделанный в эпоху Птолемеев из храма XVIII династии. Гипостильный зал (33х18м, 24 колонны, высотой 13,5м) практически не поврежден. Особый интерес представляют разнообразные цветочные мотивы на капителях колон.
Городок Эдфу вошел в египетскую историю благодаря своему храму, сохранившемуся лучше остальных храмов Египта. Храм, посвященный богу Хору, был воздвигнут в период Птолемеев на месте, как это часто бывало, долее древнего храма, который уже существовал при Тутмосе III. По своим размерам это второй после Карнакского храм Египта: 137 м длиной, с пилоном высотой 36 м, лицевая сторона которого составляет 79 м. Вход охраняют две величественные статуи бога Хора из черного гранита. Внутри святилища можно еще полюбоваться хорошо сохранившейся прекрасной дарохранительницей из серого гранита – монолитом четырех метров высотой.
Прежде чем войти в храм, интересно посмотреть его «маммиси». Построенный при Эверджете II. На языке коптов это слово означает «место родов», где Хор символически возрождается каждый день. Вот почему этот храм был священным для беременных женщин и для тех женщин, которые хотели иметь ребенка.
Расположенный между Эдфу и Асуном Ком-Омбо – это бывший Па-Себек, то есть «дом Себека», бога-крокодила, который почитался еще в додинастический период. В Ком-Омбо находятся величественные руины храма, планировка которого считается единственной в своем роде: это на самом деле двойной храм, образованный из двух соседних. Правый храм посвящен Себеку, богу плодородия; левый – Хароэрису, иначе говоря «Великому Хору», солнечному богу войны.
Современный город Асун высится на месте бывшего базара города Абу. В древности, он назывался, Сиена и был столицей I нома Верхнего Египта.
Древние гранитные карьеры, примерно в двух километрах от города, протянулись от берега Нила более чем на шесть километров. В его многочисленных карьерах в изобилии добывали сиенит – розовый гранит, широко применявшийся в культовых сооружениях, - из него вырубали обелиски, колоссальные статуи, воздвигали храмы.
В этом месте есть еще одна достопримечательность: колодец, стенки которого, учитывая близость тропиков, освещались солнечными лучами только в день летнего солнцестояния.
Некрополь, насчитывающий 40 гробниц третьего тысячелетия, вырыт в холме Табет эль-Хоа («вершина Ветров») и расположен на западном берегу Нила. Пройдя по одной из узких крутых лестниц, можно попасть в подземные погребальные храмы, украшенные по большей части террасами и колоннадами, с дверьми и окнами. Могилы располагаются одна над другой, создавая впечатление пещерного города. Многие из этих подземелий были разрушены или сожжены.
В 1960 г. здесь стали сооружать плотину, в зоне затопления были безвозвратно утеряны многие бесценные исторические и художественные памятники. Весь мир, затаив дыхание, следил за необычными спасательными операциями, сопровождавшими сооружение платины, целью которых было сохранение великого культурного и художественного наследия древней цивилизации.