Законы экологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:03, реферат

Описание работы

Как и всякая отрасль науки экология имеет свои законы, которые характеризуют взаимоотношение, различных элементов экосистемы и, в конечном итоге, все процессы в биосфере. К сожалению, по сей день не стало доминирующим и безусловным положение о том, что всё в Природе подчиняется единым законам.

Содержание

Введение……….………………………………………………………………...3
1. Законы экологии. Её принципы и правила……………………………….....4
1.1 Законы экологии Коммонера…………………………………………..…13
2. Общие принципы рационального природопользования………………….15
2.1 Планирование и прогнозирование использования природных ресурсов………………………………………………………………………...15
2.2 Рациональное и комплексное использование полезных ископаемых и энергетических ресурсов……………………………………………………....21
3. Мероприятия по охране природы………………………………………..…25
3.1Мониторинг окружающей среды в Краснодарском крае……………..….25
3.2 Охрана земель и недр………………………………………………….…..30
3.3 Охрана воды………………………………………………………….…….33
3.4 Охрана воздушной среды……………………………………………….…33
3.5 Шумовые загрязнения………………………………………………….….34
3.6 Охрана растительности……………………………………………...….…34
3.7 Охрана животных…………………………………………………….....….35
Заключение……………………………………………………………………..36
Список литературы…………………………………………………………….37

Работа содержит 1 файл

Законы экологии.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

   3.1 Мониторинг окружающей среды в Краснодарском крае

   Конституция Российской Федерации закрепляет право  своих граждан «на благоприятную  окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением». Безопасность становится одним из важнейших критериев социального развития, которое должно стать одновременно и устойчивым, и безопасным, обеспечивая тем самым выживание человека в условиях сохранения окружающей природной среды.Концепция национальной безопасности Российской Федерации закрепила новую правовую категорию «национальная безопасность в экологической сфере». Экологическая безопасность, как составная часть национальной безопасности, является обязательным условием устойчивого развития и выступает основой сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды.В законе «Об охране окружающей среды» устанавливается превалирующая роль деятельности по обеспечению экологической безопасности и впервые сформулировано само понятие экологической безопасности как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.Одним из важнейших элементов экологической безопасности определен экологический мониторинг, в результате которого осуществляются следующие функции: нормирование воздействия и контроль источников воздействия на окружающую среду, а также контроль качества компонентов окружающей среды. В свою очередь система экологического мониторинга - это одно из ключевых звеньев информационно-аналитической деятельности, направленной на управление качеством окружающей среды. Ее эффективность напрямую зависит от использования полученной информации органами исполнительной власти и организациями, чья деятельность связана с планированием градостроительной деятельности, управлением дорожного движения, оценкой воздействия загрязнения на здоровье населения, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций.Основными системообразующими элементами экологического мониторинга определены территориальные системы, включающие базовые функциональные, специальные и локальные системы мониторинга.Создание и функционирование территориальной системы государственного экологического мониторинга принято считать основным фактором обеспечения экологической безопасности и устойчивого эколого-экономического развития территории.Краснодарский край имеет развитую многоотраслевую экономическую структуру. Основу ее составляют агропромышленный комплекс, нефтегазовая отрасль, курортно-рекреационный комплекс, лесное хозяйство. Вместе с тем богата и разнообразна природа края, сочетающая уникальную растительность и животный мир горных лесов Причерноморья и приазовских плавней, разнообразие биоресурсов кубанских рек и морей. Особую ценность представляют кубанские черноземы. Сохранение природных богатств и охрана окружающей среды, как среды обитания населения Кубани, невозможно без проведения постоянного контроля, анализа ситуации и прогноза.Созданная в 1987 году и постоянно совершенствуемая региональная система управления природопользованием, охраной окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории Краснодарского края в настоящее время, к сожалению, в прежнем виде уже не работает. События, связанные с упразднением в 2000 году Госкомэкологии, постоянной реструктуризацией и реформированием природоохранных органов (на федеральном и краевом уровнях), не способствовали конструктивным процессам в этой сфере.Вместе с тем единой системы управления природопользованием, охраной окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, которая включала бы в себя, в органичном взаимодействии, все уровни власти, у нас еще не создано.В настоящее время в крае насчитывается около 30 функциональных подсистем, осуществляющих мониторинг отдельных компонентов окружающей природной среды и природных ресурсов. Однако нельзя назвать это системой государственного экологического мониторинга, т.к. подсистемы функционируют в отсутствии единого правого поля. Анализ деятельности таких подсистем показал, что все ведомственные службы и системы мониторинга разобщены, разнородны, аппаратно-программно несовместимы, ориентированы на наблюдения и оценку состояния отдельных компонентов окружающей среды и природных ресурсов. Отсутствие единого методического и метрологического пространства, единых требований к представлению информации создает серьезные проблемы при ее получении и интеграции. В результате сложившейся ситуации вся получаемая информация по экологическому мониторингу не концентрируется в едином центре и не управляется должным образом.В целях реализации полномочий Краснодарского края в области организации и осуществления государственного экологического мониторинга программой экономического и социального развития Краснодарского края на 2003-2008 годы было запланировано мероприятие «Разработка и реализация проекта «Система государственного экологического мониторинга Краснодарского края» (СГЭМ).В 2005 году за счет средств краевого бюджета на природоохранные мероприятия был реализован первый этап: разработан проект концепции СГЭМ.В 2007 году был реализован второй этап: разработан проект «Система государственного экологического мониторинга Краснодарского края»

Целью данного проекта является:

Выявление приоритетных экологических проблем, для решения которых необходимо создание системы экологического мониторинга;

Разработка  собственно проекта системы государственного экологического мониторинга Краснодарского края, включая разработку проекта  информационной системы экологического мониторинга (платформы и архитектуры  системы, выбор средств разработки);

Разработка  проекта создания информационно-аналитического центра для сбора, анализа, интерпретации  и предоставления информации экологического мониторинга;

Разработка  законопроекта Краснодарского края «Об экологическом мониторинге».

Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:

Выполнен  анализ экологической обстановки в  свете воздействия различных  факторов (антропогенных, экзогенных, эндогенных и др.) на здоровье и качество жизни населения и выявлены наиболее острые экологические проблемы, требующие незамедлительного решения;

Собрана и проанализирована информация о  существующих подсистемах экологического мониторинга за состоянием различных  компонентов окружающей среды (воздуха, воды, почв и т.д.) и выявлены недостающие  данные для принятия управленческих решений, дано их обоснование;

Разработаны функциональные требования к информационной системе;

Разработана архитектуры системы, платформа  с обоснованием используемых программных  средств (СУБД, ГИС, средств разработки приложений и т.д.);

Разработан проект размещения, технического оснащения ИАЦЭМ, выполнен анализ потребности в кадровых и финансовых ресурсах (расчет сметной стоимости);

Изучены существующие правовые документы, действующие  в других регионах РФ и за рубежом;

Подготовлен проект Закона Краснодарского края «Об экологическом мониторинге Краснодарского края»;

Разработан  план мероприятий по реализации проекта  системы государственного экологического мониторинга Краснодарского края.

В основу методологии создания и развития СГЭМ заложен системный подход, который определяет следующие основные принципы проектирования и создания СГЭМ:

Принцип проблемной организации. Этот принцип противоположен идее тотального мониторинга и снимает синдром «избытка данных или недостатка информации». Программа исследований и наблюдений развертывается только под определенную экологическую проблему и обеспечивает получение достаточной для ее решения информации. СГЭМ состоит из пакета таких проблемно организованных программ.

Принцип открытости системы  для развития. Принцип проблемной организации постоянно оставляет возможность для постановки новых проблем и развертывания новых программ. Одни проблемы заменяются или дополняются другими, система все время изменяется.

Принцип открытости информации. Информация экологического мониторинга должна быть открыта не только для развития, но и для пользователей.Результаты экологических исследований и наблюдений в той или иной форме должны быть доступны для управленцев, предпринимателей, политиков и широкой общественности. При этом различные группы пользователей будут иметь различные права доступа к информации. Форма представления информации и степень ее детализации также различаются.

Принцип оперативности. Оперативность экологического мониторинга должна выражаться не столько в технической стороне дела, т.е. оперативности переработки и выдачи информации, сколько в оперативности принятия решений в критических ситуациях. При этом информация, выдаваемая для принятия решения, должна нацеливать на выбор оптимального варианта из всех возможных вариантов.

Принцип обратной связи. В рамках управленческого мониторинга отслеживаются последствия и вторичные эффекты принятых решений по природоохранным мероприятиям. На основании полученных результатов программа мониторинга корректируется или ставятся другие задачи. Таким образом, реализуется функция управления СГЭМ.

3.2 Охрана земель и недр

Почва — неизменный природный ресурс. Основными мероприятиями по охране почв являются:

1. Защита почв от эрозии:

а) агротехнические мероприятия (углубление пахотного слоя, безотвальная обработка почвы и т.п.);

б) создание ветроустойчивого поверхностного слоя (узкорядный и перекрестный способ посева и т.д.)

в) снегозадержание;

г) лесомелиорация;

д) гидротехнические сооружения.

2. Охрана почв от засолонения и заболачивания:

а) дренаж территории;

б) создание лесополос по каналам;

в) гипсование;

г) трехъярусная вспашка.

3. Защита почв от загрязнения. Источниками загрязнения почв являются:

- животноводство;

- нефтедобыча;

- аэрозоли;

- выпадающие с осадками бытовые и промышленные отходы;

- синтетические соединения;

- удобрения;

- промышленные стоки и т.п.

Мерами  борьбы с загрязнениями служат:

а) установка очистных сооружений;

б) разумное использование химикатов при обработке почв и т.д.;

4. Закрепление  и освоение песков.

5. Рекультивация  земель — процесс восстановления  разрушенных земель.

   Необходимая охрана недр диктуется  тем, что минеральные ресурсы  относятся к разряду исчерпаемых  и разработка месторождений влияет  на другие природные ресурсы:

- почвенный покров;

- подземные воды;

-леса и т.д.

   Пути рационального использования  и охраны невозобновляемых природных  ресурсов включают:

- комплексное применение полезных ископаемых;

- борьбу с потерями при добыче;

- транспортировку и переработку сырья;

- утилизацию отходов продуктов переработки.

   Во всем подразумевается комплексное  использование, например:

- большинство руд кроме основного компонента содержит другие ценные соединения, которые необходимо использовать;

- при утилизации отходов извлекается дополнительное количество ценных компонентов.

Например, шлаки содержат цветные металлы; ценные вещества извлекаются из отходящих  газов, пыли, водостоков. Это необходимо не только для получения дополнительного  сырья, но и для предотвращения загрязнения  среды.

 Сейчас мировые запасы многих веществ, добываемых в недрах, быстро убывают. Поэтому нужно экономить эти виды ценных веществ, заменяя их синтетическими продуктами, получаемыми из более распространенного сырья. Это тоже является принципом рационального природопользования.

3.3 Охрана воды

Запасы  пресной воды на Земле не безграничны. Основной задачей охраны водных ресурсов является защита вод морей, океанов, рек и озер от загрязнения. Существует множество способов очистки сточных  вод для предотвращения загрязнения.

 Рациональное использование воды. Для предотвращения загрязнения водоемов идеальным способом является переход к замкнутым циклам производства, которые базируются на следующих принципах:

1. Создание  на предприятиях единой системы  водного хозяйства.

2. Водоотведение  и очистка сточных вод перед их повторным использованием.

3. Водообеспечение  в основном за счет очищенных  производственных, городских сточных  вод.

4. Утилизация  извлеченных из сточных вод  ценных компонентов.

Экономия  воды может дать сокращение водяного охлаждения за счет других его способов (например, воздушного). Способом рационального использования воды может служить использование сточных вод, не содержащих вредных примесей, для орошения земель.

  3.4 Охрана воздушной среды

Основные  источники загрязнения воздушной среды — промышленная деятельность человека и развитие автотранспорта. Выходом из ситуации, когда почти все предприятия в силу объективных причин загрязняют воздушную среду, может явиться создание очистных сооружений, переход на технологии, менее чувствительные для окружающей среды (например, создание электромобилей).

Замена  нефти углем в качестве топлива  для электростанций влечет за собой  увеличение загрязнения воздуха. В  связи с этим пытаются все больше увеличить высоту труб. В 60-х гг. рекордом была высота 100 м, в 80-х — 300 м, сейчас — свыше 400 метров (в Онтарио). Это помогает покончить с такими локальными следствиями загрязнения окружающей среды, как смог, но намного расширяет ореол загрязнения, в который попадают и другие страны.

Мероприятиями, направленными на предотвращение и предупреждение загрязнения воздуха, являются:

Информация о работе Законы экологии