Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 02:27, курсовая работа
Вопрос о неизбежной ограниченности естественно научных теорий специально рассматривался ученым физиком В.С.Барашенковым. Он убедительно доказывает, что возможность построения относительно "законченных теорий" (типа механики Ньютона, термодинамики, электродинамики Максвелла, квантовой механики, теории гравитационных полей Эйнштейна и др.), достаточно полно, описывающих различные формы движения материи, не означает возможности в одной или нескольких таких теориях полностью "перекрыть" весь мир, исчерпать все качественное многообразие законов природы. Каждая такая теория не учитывает многие параметры, второстепенные в данном приближении, но становящиеся важными при дальнейшем углублении в суть рассматриваемых явлений.
Человеческая любознательность во всех формах познавательной деятельности всегда была подчинена одной цели – «познание истины бытия». Эта направленность познания понимается как постоянное углубление наших знаний о мире.
Знания – проверенные
практикой результаты познания, научные
сведения.
Познание – творческая деятельность
индивида, ориентированная на получение
достоверных знаний о мире, осуществляемая
в следующих формах: обыденное, мифологическое,
религиозное, художественное, философское
и научное.
Мир – это то, что образует бытие
человека, в частности, все сущее, которое
может находиться в мире и составляет
мир; то, в чем совершается человеческое
существование. Познание происходит на
фоне исторического этапного развития
культуры общества.
Естествознание – комплекс
наук, описывающих природные явления и
интерпретирующих их.
Достижения естествознания
в современном мире традиционно рассматриваются
в качестве эталонов научной объективности,
значимости и достоверности как в технических,
так и в общественных науках.
Законы диалектики занимают особое место в методологии познания. Они описывают наиболее общие, атрибутивные, свойства, как материального мира, так и информационного пространства, и потому могут быть использованы при решении широкого круга задач.
Однако применение диалектических методов исследования носит в естественных науках ограниченный, зачастую — декларативный характер, то есть — наблюдается определенный разрыв между философским и естественнонаучным описаниями мира.
Диалектика как категория имеет ряд характеристик. Диалектика-наука о наиболее
общих законах всякого
движения. Ныне в науке аксиоматично
и бесспорно положение о том,
что наше субъективное мышление и
объективный мир подчинены
Современное естествознание признает наследственность приобретённых свойств и
этим расширяет субъект опыта, распространяя его с индивида на род.
Законы диалектики отражают всеобщие законы бытия.
Различие категорий и законов. Различий категорий и законов возникает на основе предмета отражения. 1.а) Категория отражают
общие связи, отношения, б) Законы отражают только всеобщие связи и отношения объективной действительности, но не отражают свойства и стороны. 2. Категории и законы
различаются по форме а) Категории являются особым видом внимания; б) Законы диалектики, представляют собой особый вид суждений. |
Законов целое множество, есть и не познанные.
Рассмотрим три основополагающих закона диалектики:
--- Закон единства и борьба противоположностей,
--- закон взаимного
перехода количественных и
--- закон отрицания отрицания.
Из этого нельзя сделать вывод о том , что будто бы законы этим и ограничеваются.
Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимо
–исключающие и
иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса). Формула
"Единства и борьбы"
противоположностей выражает
"полярных" свойств,
изложений движения, развития. "Растение,
животное, каждая клетка в каждое
мгновение в своей жизни
Движение слева направо, вверх, от центра к периферии - мужское. Справа влево, вниз, от периферии - женское. Отсюда минимум два вывода:
1) любое "слева" уже подразумевает "направо";
2) любое "вверх" имеет смысл, если известен "низ".
Все направления легитимны (-по закону) тогда, когда имеется центр. Противоречие - выражает внутренний источник всякого развития, движения. Познание внутреннего ( сущностного ) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику от метафизики. "Диалектика есть изучение противоречия в самой сущностей предметов"
"Диалектическое противоречие
есть единство
друга обуславливающих), т.е.
взаимодействующих
тождества и различия - такова
диалектическая форма противоречия".
Противоположности
1.Единство противоположностей.
2.Их борьбу.
Типы (виды) противоречий:
а) внутренние и внешние. Внутренние противоречия -это противоречия между
элементами структуры; а внешние -это противоречия различных систем, явлений.
Общество и природа, организм и среда.
б) Основные и не основные ,главные и неглавные.
Диалектическое отрицание включает в себя триединный процесс:
1) деструкции (разрушения, преодоления, изживания ), прежнего;
2) кумуляции (накопление, суммирование ) - (частичного сохранения,
препятственности, трансляции );
3) конструкции (формирования ,создания нового).
Отрицание отрицания предполагает цикличность, относительную повторяемость,
поступаемость.
Примеры диалектического отрицания в истории России:
1.Переход от языческой веры к православной - Крещение Руси - это поворот к
Западу отрицанием Востока.
2. Татаро-монгольское иго
-переход от феодального
3. Петровские реформы - ориентировка России с Востока на Запад.
4. Революция 1917 года -вектор времени снова направляется с Запада на Восток.
5. Идет перестройка - признаки идеализации Запада.
Закон количественных и качественных изменений имеет категории:
1. Качество-это совокупность свойств, указываемых на то ,что представляет
собой вещь, чем она является.
1. Количество-это совокупность
свойств, характеризующих
размеры.
2. Качество -такая определенность предмета (явления, процесса), которая
характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему
свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.
2. Количество-характеристика
по степени развития или
им свойств, выражаемая в величинах и числах.
Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство
которых, означает ее качество.
Главной функцией философии является методологическая. Философия выступает, как всеобщий метод познания.
Метод – это совокупность приемов и способов, теоретической и практически преобразующие деятельности людей.
Каждая наука имеет свои методы исследования – это методы частных наук. Философия не предлагает всеобщий (универсальный) метод исследования.
Философские методы исследования реализуются в частных науках. Специфика философского метода определяется характером решения ряда коренных проблем:
1. развивается ли мир или он
пребывает в неизменном
2. представляет ли собой мир
нечто единое целое или он
механическая совокупность
3. что является источником
4. каково направление развития мира от низшего к высшему или это простое повторение.
В зависимости от решения этих вопросов различают 2 метода исследования:
Диалектика (с греч.)- это искусство вести беседу.
Ленин определил диалектику, как науку о всеобщей связи и развития и об относительности человеческого знания.
Современное определение диалектики таково: диалектика- это наука о наиболее общих знаниях развития общества, природы и мышления.
Основные черты диалектики:
1. Диалектика – это учение
о всеобщей связи. Все
2. Диалектика – это учение о развитии. Диалектика рассматривает вещи, их свойства и отношения в движении, возникновении противоречивым развитии и уничтожения.
3. Диалектика рассматривает
4. Направление движения от
5. Объективность. Субъективная
диалектика есть отражение
6. Принцип системности.
7. Принцим детерминизма (причина следственных связей).
8. Принцип историзма.
Основные этапы развития диалектики:
1.Стихийная диалектика
2.Диалектика материалистов
3.Идеалистическая диалектика
4.Диалектика русских
5.Марксистская
Основные принципы диалектики:
1.все в мире находится в
движении, всему присуще изменения,,
причем движение идет от
2.Все в мире находится во
взаимосвязи, нет такого
3.Движение детерминируется
Понятие научной картины мира.
Понятие «научная картина мира» активно используется в естествознании и философии с конца ХIХ в. Специальный анализ его содержания стал проводиться более или менее систематически с 60-х годов ХХ в., но до сих пор однозначное его понимание не достигнуто. Это связано с объективной размытостью, неопределенностью самого понятия, занимающего промежуточное положение между собственно философским и естественнонаучным уровнями обобщения и отражения результатов, методов и тенденций развития научного познания
Существуют
общенаучные картины мира и картины
мира с точки зрения отдельных
наук - физическая, биологическая, астрономическая,
сточки зрения каких-то господствующих,
просто авторитетных в то или иное
время представления, методов, стилей
мышления - вероятностно-статистическая,
эволюционистская, системная, информационно-кибернетическая,
синергетическая и т.п. картины
мира. В мировоззренческом и
Научная картина мира включает в себя важнейшие достижения науки, создающие определенное понимание мира и места человека в нем. В нее не входят более частные сведения о свойствах различных природных систем, о деталях самого познавательного процесса. При этом научная картина мира не является совокупностью общих знаний, она представляет целостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях природы.
Научная картина мира в отличие от строгих теорий обладает необходимой наглядностью, характеризуется сочетанием абстрактно-теоретических знаний и образов, создаваемых с помощью моделей.
Наиболее
показательные особенности
В классической научной картине мира такой ведущей дисциплиной являлась физика с ее совершенным теоретическим аппаратом, математической насыщенностью, четкостью принципов и научной строгостью представлений. Эти обстоятельства сделали ее лидером классического естествознания, а методология сведения придала всей научной картине мира явственную физическую окраску. Однако острота этих проблем несколько сгладилась в связи с глубоким органическим взаимодействием методов этих наук и пониманию соотнесённости установления того или иного их соотношения. В соответствии с современным процессом "гуманизации" биологии возрастает ее роль в формировании научной картины мира. Обнаруживаются две "горячие точки" в ее развитии: стык биологии и наук о неживой природе и стык биологии и общественных наук. Представляется, что с решением вопроса о соотношении социального и биологического научная картина мира отразит мир в виде целостной системы знаний о неживой природе, живой природе и мире социальных отношений. Если речь идет о ЕНКМ, то должны иметься в виду наиболее общие закономерности природы, объясняющие отдельные явления и частные законы. ЕНКМ - это интегрированный образ природы, созданный путем синтеза естественнонаучных знаний на основе системы фундаментальных закономерностей природы и включающий представления о материи и движении, взаимодействиях, пространстве и времени.
Информация о работе Законы диалектики. Диалектический метод познания мира