Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 15:05, контрольная работа
Наука — это многогранное и вместе с тем целостное образование, отдельные компоненты которого, в том числе естественные и гуманитарные науки, в своих глубинных мировоззренческих и методологических основаниях теснейшим образом связаны между собой. Вся история познания свидетельствует о наличии мощных токов знаний, идей, образов, представлений от естественных наук к гуманитарным и от гуманитарных к естественным, о взаимодействии между науками, о природе и науках, об обществе и человеке. Особенно важную роль это взаимодействие играло в периоде научных революций, — глубинных преобразований способов познания, принципов и методов научной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общие модели развития науки 4
2. Научные революции в теории Т. Куна 7
3. Закономерности развития науки в концепции И. Локатоса 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
Список литературы 14
Главная ценность программы – её способность пополнять знания, предсказывать новые факты. Противоречия же и трудности в объяснении каких-либо явлений не влияют существенно на отношение к ней ученых.
Известно, что Ньютон не мог на основании механики объяснить стабильность Солнечной системы и утверждал, что Бог исправляет отклонения в движении планет, вызванные различного рода возмущениями.
Несмотря на то, что такое объяснение вообще никого не удовлетворяло, кроме, может быть, самого Ньютона, который был, как известно, очень религиозным человеком, небесная механика в целом успешно развивалась. Эту проблему удалось решить Лапласу только в начале XIX в. Лакатос показывает, что достаточно богатую научную программу всегда можно защитить от любого её видимого несоответствия с эмпирическими данными.
Допустим, что мы на базе небесной механики рассчитали траектории движения планет. С помощью телескопа мы фиксируем их и видим, что они отличаются от расчётных. Разве учёный скажет в этом случае, что законы механики неверны? Конечно, нет. У него даже мысли такой не появится. Он наверняка скажет, что либо не точны измерения, либо неправильны расчёты. Он, наконец, может допустить наличие другой планеты, которую ещё не наблюдали, которая и вызывает отклонение траектории планеты от расчётной.
В рамках концепции И.Лакатоса становится особенно очевидной важность теории и связанной с ней исследовательской программы для деятельности ученого. Вне её учёный просто не в состоянии работать. Главным источником развития науки являлся не взаимодействие теории и эмпирических данных, а конкуренция исследовательских программ в деле лучшего описания и объяснения наблюдаемых явлений и, самое главное, предсказания новых фактов.
Эти
идеи очень важны. Они позволяют
понять, с одной стороны, как научные
концепции преодолевают стоящие
на их пути барьеры, а с другой –
почему всегда существуют альтернативные
исследовательские программы. [8]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Открытие нового, неизвестного ранее отличают науку от других видов человеческой деятельности. Научное открытие – то событие в науке, в котором выражается новизна научных исследований. [4, с.8] Нет сомнений в том, что наука развивается, то есть необратимо качественно меняется со временем. Она наращивает свой объем, непрерывно разветвляется и усложняется.
Под закономерностями развития науки понимаются устойчивые тенденции, проступающие в ее развитии, или существенные связи, прослеживаемые между этапами, стадиями и фазами этого развития. Важной закономерностью развития науки принято считать единство процессов дифференциации и интеграции научного знания.
Своими работами Локатос и Кун ознаменовали новые этапы в развитии философии науки, стимулировали резко возросший интерес к социо-культурным особенностям познания. Перейдя от проблем структуры научного знания к проблемам изучения его развития, они, таким образом, выдвинули на передний план философии науки ряд новых проблем, которые и в настоящее время являются актуальными.
С точки зрения Куна развитие науки представляет собой последовательную смену научных парадигм, которая происходит, главным образом, иррационально; а согласно Лакатосу - смену научно-исследовательских программ, происходящую рационально. Причем и по Куну, и по Лакатосу эта смена находит свое выражение в научных революциях, которые, таким образом, играют главную роль в развитии науки, представляют собой некие узловые, этапные моменты ее истории.
В данной контрольной работе были рассмотрены общие модели развития науки, изучены научные революции в теории Т. Куна, проанализированы закономерности развития науки в концепции И. Локатоса.
Список литературы
Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 287 с.
Основные концепции современного естествознания: Учебн. пособие для вузов . – М.: Аспект Пресс, 2000. – 256 с.
Концепции современного естествознания : учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 264 с.