Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:52, реферат
Человек любит перечислять отличающие его от животных качества и способности, которые подтверждают его уникальность. Однако если рассмотреть эти качества повнимательнее, то мы с удивлением увидим, что многие из них можно найти в мире животных, хотя и не в таком масштабе и не на таком уровне. Не составляет исключения и такое присущее человеку качество, как взаимное общение, или коммуникации. Конечно, это не касается речи, являющейся наиболее характерной формой общения у людей и действительно уникальным качеством человека.
Введение…………………………………………………....3
Глава 1 «Язык человека»………………………………...4
Глава 2 «Язык животных»………………………………..6
Каналы связи………………………………………………..6
Языки различных видов животных………………………….9
Заключение…………………………………………………13
Так же известны науки виды «поющих рыб», пение которых слышно даже человеческому уху. В. Р. Протасов вычленяет в рыбьем лексиконе три типа агрессивных сигналов:
1. угроза — как предупреждение сильного слабому;
2. предупреждение — даётся сильному от слабого;
3. боевой клич — используется во время драк.
У каждого вида
имеется свой сигнал, оповещающий
об опасности. Учеными было выявлено и
большое количество разнообразныъ нерестовых
звуков рыб, котоые используют самцы для
привлечения самок к местам икрометания;
они, как правило, разносятся далеко под
водой.
Птицы
и их язык
Звуковыми сигналами обеспечиваются охрана своей территории от вторжения чужаков, привлечение самки для спаривания и выведения потомства, предупреждение стаи, сородичей и птенцов о грозящей им опасности. В языке птиц насчитываются десятки звуковых сигналов (бедствия, предостережения, пищевые, ухаживания, спаривания, агрессивные, стайные)
Хищные птицы (орлы, ястребы, коршуны, совы) активно используют щёлкание клювом в качестве сигнала угрозы, атаки. Такие звуки стали альтернативой голосового сообщения для белого аиста. Звуки могут также издаваться вибрацией от тока встречного воздуха рулевых хвостовых перьев (как у бекаса, звук, напоминающий блеяние барашка) или же при хлопанье крыльев.
Пение птицы иногда
имеет широкий смысл и понимается другой
птицей лишь по ситуации. Одна и та же песня
в период размножения может служить сигналом
привлечения самки, а в период высиживания
птенцов — сигналом занятости территории.
Звери
и их язык
Очень многим схожи эмоциональные значения голосовых звуков обезьян и людей. В обезьяньем языке также имеется много звуковых элементов, сходных по звучанию с фонетическими элементами человеческой речи.
Все попытки обучить обезьян человеческой рели потерпели неудачу. Такой результат совершенно не является следствием того, что у этих животных недостаточно развит интеллект. Хоть строение тела человека и обезьяны очень похоже, но все же человек имеет целый набор органов, позволюящих произносить сложные ряды звуков. Это и особое устройство голосовых связок, и гортань, и язык, и небо, верхняя и нижняя челюсти. Однако обезьяны могут научиться зрительным сигналам (например, языку глухонемых), подобно шимпанзе Уошо.
«Уошо была воспитана американскими зоопсихологами-супругами Аленом и Беатрис Гарднер и за несколько месяцев овладела несколькими десятками знаков-слов, а в дальнейшем — около 300. Своим слованым запасом она пользовалась творчески, например, желание открыть холодильник и есть выражалось такими знаками: «открытый холодный ящик — есть — пить». Множество фраз было составлено самой Уошо, вроде «дай мне щекотку» — «пощекочи меня». Выражение неприязни к другим происходит через слово «грязный». Утку Уошо предпочла называть «птица-вода», а не специализированным словом.
Первый детёныш
Уошо умер вскоре после рождения. Мать
долго сидела около него, спрашивая знаками
«бэби», «бэби» в ожидании ответа. Вскоре
у неё родился новый детёныш Секвойя, которого,
по замыслу экспериментаторов, Уошо должна
научить языку жестов».
Общение животных – это связи между особями одного или разных видов, устанавливаемые с помощью приёма производимых ими сигналов. Эти сигналы воспринимаются соответствующими рецепторами: органами зрения, слуха, обоняния, вкуса, кожной чувствительности, органами боковой линии (у рыб).
Выработка сигналов называется генерация, их приём – рецепция. Вместе они образуют между организмами каналы связей (акустическую, химическую и проч.) для передачи информации разной физической или химической природы.
Информация, поступающая по различным каналам связи, обрабатывается в разных частях нервной системы, а затем сопоставляется в её высших отделах, где формируется ответная реакция организма. Общение облегчает поиски пищи и благоприятных условий обитания, защиту от врагов и вредных воздействий. Без общения невозможна встреча особей разного пола, взаимодействие родителей и потомства, формирование групп (стай, стад, роев, колоний и др.) и регуляция отношений между особями внутри них.
Огромное многообразие
форм общения животных, основанного
на средствах специфической
Мимические способности
животных. Во-первых: определенный и довольно
высокий уровень развития нервной деятельности.
Во-вторых: важное условие это строение
лицевой части головы, то есть наличие
или отсутствие таких структур, которые
делают возможными собственно мимические
движения. К этим структурам относятся
движущаяся на голове кожа и ее производные
(шерсть, перья, усы), движущаяся глазная
щель, движущиеся губы, ушные раковины
и возможность изменять или демонстрировать
окраску лица. У животных с особо тонкой
системой мимических проявлений важную
роль играют даже такие, казалось бы, мелкие
признаки, как изменения в форме зрачка.
В том, что все эти составные части необходимы
для мимики животных, не трудно убедиться,
сравнив возможности кролика, с одной
стороны, и кошки или пса с другой, или
если брать животных, приблизительно равноценных
в своем развитии, возможности медведя
и тигра. Особое место в мимических проявлениях
животных занимают раскрывание челюстей,
положение усов.
Заключение
Во многом язык людей и язык животных очень похожи. Наличие эмоциональности, возможность по-разному трактовать одни и те же сигналы и тому подобные детали сближают их.
Но различий между ними все же больше. В языке нет очевидной связи между звуком и его значением.
Большинство животных могут общаться друг с другом, но никто из них не может говорить, как это делает человек. То есть ни одно животное не пользуется словами.
Птицы кричат и произносят звуки, которые хорошо понятны другим птицам. Животные прибегают к помощи запаха, движений, звуков для общения, они могут выражать радость, гнев, страх.
Человеческая речь — очень сложный процесс и ни одно животное не может воспроизвести его. Одна из причин этого в том, что у человека существует целая серия органов, при помощи которых он произносит звуки, из которых состоят слова. Особым образом вибрируют наши голосовые связки, особым образом настраиваются гортань, ротовая и носовая полости, двигаются губы, зубы, нижняя челюсть, язык и небо. Все устроено для того, чтобы произносить гласные и согласные звуки, чего не могут сделать животные. Они не могут произнести целую серию звуков, чтобы составить слово и предложение.
Нельзя отожествлять понятия "язык" животных и язык человека. Животные способны описывать в своей «речи» лишь те чувства и события, которые происходят в данный момент. Человек же имеет возможность повествовать о делах прошлого, настоящего и даже будущего. Каждый отдельный человек благодаря языку пользуется опытом, выработанным в многовековой практике общества, он может получить знания о таких явлениях, с которыми он лично ни когда не встречался. Кроме того, язык дает возможность человеку отдавать себе отчет в содержании большинства чувственных впечатлений.
Языковое общение
людей, в отличие от коммуникации
животных, тесно связано с
Список используемой
литературы
1. Аноним, «Виды и уровни
общения. Понятие о языке и речи». [psyera.ru]
2. Аноним, «Язык животных»
[ru.wikipedia.org]
3. Н.П.Наумов, «Общение
животных» [scorcher.ru]
4. Bergman, «Язык животных»
[lifeglobe.net]
5. К.Василина, «Счастье
– это когда тебя понимают. Язык животных»
[vasilina.su]
6. Аноним, группа статей
о языке животных [jazyki.ru]
7. Ж.И. Резникова “Интеллект и язык животных и человека. Основы когнитивной этологии”. М., Академкнига, 2005.