Возникновение и развитие эволюционных представлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 21:28, реферат

Описание работы

Идея развития мира является важнейшей идеей мировой цивилизации. В своих далеких от совершенства формах она начала проникать в естествознание еще в XVIII в. Но уже XIX в. можно смело назвать веком идей эволюции. В это время концепции развития стали проникать в геологию, биологию, социологию и гуманитарные науки. В первой половине XX в. наука признавала эволюцию природы, общества, человека, но философский общий принцип развития еще отсутствовал.

Содержание

Введение
1. Становление и развитие эволюционных идей
2. Начальные этапы биологической эволюции
3. Стадии эволюции человека
Заключение

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 97.51 Кб (Скачать)

На протяжении всего протерозоя и в начале палеозоя растения населяют в основном моря и океаны. Это  зеленые и бурые, золотистые и  красные водоросли. Впоследствии в  морях кембрия уже существовали многие типы животных. В дальнейшем они специализировались и совершенствовались. Среди морских животных той поры ракообразные, губки, кораллы, моллюски, трилобиты.

В конце ордовикского периода  стали появляться крупные плотоядные, а также позвоночные животные.

Дальнейшая эволюция позвоночных  шла в направлении челюстных  рыбообразных. В девоне стали появляться уже двоякодышащие рыбы – амфибии, а затем насекомые. Постепенно развивалась  нервная система как следствие  совершенствования форм отражения.

Особо важным этапом в эволюции форм живого являлись выход растительных и животных организмов из воды на сушу и дальнейшее увеличение количества видов наземных растений и животных. В дальнейшем именно из них и происходят высокоорганизованные формы жизни. Выход растений на сушу начался в  конце силура, а активное завоевание суши позвоночными началось в карбоне.

Переход к жизни в воздушной  среде требовал от живых организмов очень многих изменений и предполагал  выработку соответствующих приспособлений. Он резко увеличил темпы эволюции живого на Земле. Вершиной эволюции живого стал человек. Жизнь в воздушной  среде «увеличила» массу тела организмов, в воздухе не содержатся питательные вещества, воздух иначе, чем вода, пропускает свет, звук, тепло, количество кислорода в нем выше. Ко всему этому необходимо было приспособиться. Первыми приспособившимися к  условиям жизни на суше позвоночными были рептилии. Их яйца были снабжены пищей  и кислородом для эмбриона, покрыты  твердой скорлупой, не боялись высыхания.

Примерно 67млн лет назад  преимущество в естественном отборе получили птицы и млекопитающие. Благодаря теплокровности млекопитающих  они быстро завоевали господствующее положение на Земле, что связано  с условиями похолодания на нашей  планете. В это время именно теплокровность стала решающим фактором выживания.

Она обеспечивала постоянную высокую температуру тела и стабильность функционирования внутренних органов  млекопитающих. Живорождение млекопитающих  и вскармливание детенышей молоком  явилось мощным фактором их эволюции, позволяющим размножаться в разнообразных  условиях среды. Развитая нервная система  способствовала разнообразию форм приспособления и защиты организмов. Произошло разделение хищно-копытных животных на копытных и  хищников, а первые насекомоядные  млекопитающие положили начало эволюции плацентарных и сумчатых организмов.

Решающим этапом эволюции жизни на нашей планете явилось  появление отряда приматов. В кайнозое примерно 67–27 млн. лет назад приматы  разделились на низших и человекообразных обезьян, являющихся древнейшими предками современного человека. Предпосылки  появления современного человека в  процессе эволюции формировались постепенно.

Сначала был стадный образ  жизни. Он позволил сформировать фундамент  будущего социального общения. Причем если у насекомых (пчелы, муравьи, термиты) биосоциальность вела к потере индивидуальности, то у древних предков человека, напротив, она развивала индивидуальные черты особи. Это явилось мощной движущей силой развития коллектива.

 

3. Стадии эволюции  человека

Свой следующий шаг  эволюция жизни сделала в образе появления человека разумного (Homo sapiens). Именно человек разумный обладает способностью целенаправленно изменять окружающий его мир, создавать искусственные  условия своего обитания и преобразовывать  облик нашей планеты4.

В настоящее время палеонтология  располагает обширными сведениями об историческом развитии предков человека. Антропологами найдено и изучено  большое количество ископаемых останков вымерших человекообразных обезьян  и древнейших людей, которые дают возможность составить картину  возникновения и становления  человека. Самые ранние останки полуобезьян  имеют возраст 70–90 млн. лет. Человекообразные обезьяны появились 50млн лет назад. Примерно 2026 млн. лет назад выделилась ветвь, явившаяся предком всех современных  представителей семейства.

Гоминиды-дриопитеки. Эти  древние человекообразные обезьяны, обитавшие на Африканском и Европейском  континентах, вели древесный образ  жизни и питались, по-видимому, плодами. Передвижение по деревьям с различной  скоростью, меняющимися направлением и расстояниями привело к высокому развитию двигательных центров головного  мозга. Древесный образ жизни  способствовал уменьшению плодовитости, что компенсировалось более тщательным уходом за потомством.

Примерно 6–8 млн. лет назад  в связи с мощными горообразовательными процессами в Южной Африке наступило  похолодание, появились обширные открытые пространства. В таких условиях преимуществом  для выживания явились прямохождение, стадный образ жизни и использование  освободившихся передних конечностей. В результате дивергенции произошло  формирование двух эволюционных ветвей – одной, ведущей к современным  человекообразным обезьянам, и другой – ведущей к человеку.

Первыми в ряду предков  современного человека стоят австралопитеки (от лат. australis –южный + греч. pithekos –  обезьяна), которые появились в  Африке около 4млн лет назад. Австралопитеки, так называемые «обезьянолюди», населяли открытые равнины и полупустыни, жили стадами, ходили на нижних (задних) конечностях, причем положение тела было почти вертикальным. Руки, освободившиеся от функции передвижения, могли использоваться для добывания пищи и защиты от врагов. Австралопитеки имели массу 20–50 кг, рост 120150 см, головной мозг достигал объема 550 см3.

Около 2–1,5 млн. лет назад  в Восточной и Южной Африке, в Юго-Восточной Азии жили существа, более близкие к человеку, чем  австралопитеки. Homo habilis («человек умелый») умел обрабатывать гальку для изготовления орудий, строил примитивные укрытия  и хижины, начал применять огонь. Ростом «человек умелый» был около 1,5 м. Его лицо имело еще архаичную  форму с надглазничными валиками, плоским носом и выступающими вперед челюстями. Но мозг стал крупнее  (около 700 г). Использование орудий, стадный образ жизни способствовали дальнейшему развитию мозга и возникновению речи.

Признаком, отличающим человекообразных обезьян от людей, считается масса  головного мозга, равная 750 г. В процессе становления человека условно выделяют три этапа:

1) древнейшие люди;

2) древние люди;

3) современные люди.

Древнейшие люди.

Известно несколько разновидностей древнейших людей: питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек и другие. Более крупные, обладающие большим  объемом мозга и более высокоразвитым интеллектом, с более совершенной  техникой изготовления орудий, эти  люди освоили новые места обитания, заселив небольшими группами Африку, Европу и Азию. По строению тела во многих отношениях они походили на современного человека (рост 1,61,8 м, а вес – 50–70 кг). Масса головного мозга достигала 800-1000г.

Древнейшие люди широко пользовались различными орудиями из камня, дерева и кости, активно охотились на буйволов, носорогов, оленей. Жили они  в основном в пещерах. Внутри жилья  устраивался примитивный очаг. Огонь  уже систематически использовался  для обогрева и приготовления  пищи, сохранялся и поддерживался.

Древние люди (неандертальцы).

В ледниковый период на Земле  существовал Homo sapiens neanderthalensis – неандерталец. Неандертальцы представляли собой  неоднородную группу, в которой можно  выделить две ветви. Первая характеризовалась  мощным физическим развитием – они  были низкорослые и коренастые (рост – до 1,7 м, вес – до 75 кг), с сильно выраженной мускулатурой. Череп массивный, с толстыми надглазничными валиками, покатым лбом, слаборазвитым подбородочным  выступом и крупными зубами. Объем  головного мозга достигал 1500 см3.

Другая группа неандертальцев имела более тонкие черты –  меньшие надбровные валики, высокий  лоб, менее массивные челюсти. В  физическом развитии они заметно  уступали первой группе. В то же время  они имели больший объем лобных долей головного мозга. Ученые считают, что эволюция этой группы неандертальцев в направлении совершенствования  внутригрупповых связей привела  к появлению 40–50 тыс. лет назад  вида человека разумного (Homo sapiens).

Неандертальцы занимались охотой и рыболовством (охотились, в частности, на таких крупных животных, как  мамонты), изготавливали одежду из шкур, строили жилища, умели добывать огонь. Предположительно, неандертальцам была свойственна речь. Неандертальцы  явились первыми людьми, которые  систематически хоронили умерших. Погребение умерших было обрядом.

Современные люди.

В 1868 г. на юго-западе Франции  в гроте Кро-Маньон были найдены  останки вполне современного человека, относящегося к подвиду Homo sapiens. Впоследствии многочисленные останки кроманьонцев были обнаружены в различных районах  Европы, Африки, Азии, Америки и Австралии. Кроманьонцы имели высокий рост (до 1,8 м), это были люди с высоким  лбом, с хорошо развитым подбородочным  выступом. Средний объем головного  мозга кроманьонца составлял 1500 см3. Имелись и другие характерные  особенности – голова посажена прямо, лицевая часть прямая и не выступает вперед, надглазные валики отсутствуют или развиты слабо, нос и челюсти сравнительно невелики.

По сравнению с неандертальцами  кроманьонцы производили значительно  более тщательно изготовленные  каменные орудия. Около половины всех инструментов было сделано из кости. Для изготовления изделий из рога, дерева и кости применялись каменные резцы. Новые орудия способствовали освоению человеком окружающего  мира, уменьшению зависимости от внешней  среды. В этот период начинается одомашнивание  животных и окультуривание растений человеком. Возможность жить в условиях ледникового периода обеспечивалась более совершенными жилищами и появившимися новыми средствами защиты от неблагоприятных  условий среды (одежда, систематическое  использование огня).

Совместная производительная деятельность, развитие общественных отношений, появление более совершенных  орудий труда, жилища, одежды привели  к снижению роли биологического фактора  эволюции и усилению ведущего действия социальных законов развития5.

 

Заключение

Эволюционное учение - это  совокупность представлений о механизмах и закономерностях исторических изменений (эволюции) в живой природе.

Предметом изучения эволюционного  учения являются факторы, конкретные пути и механизмы эволюции отдельных  групп организмов и всего живого мира в целом, а также закономерности индивидуального развития организма.

Существовавшие в XVII-XVIII вв. метафизические представления в  науке и философии наложили глубокий отпечаток на изучение физиологических  проблем: все явления в природе  рассматривались как постоянные и неизменные. Эволюционное учение Ч. Дарвина нанесло сильнейший удар метафизическому взгляду на природу.

Современное эволюционное учение основано на фундаменте достижений генетики, раскрывшей материальную природу наследственности. Эволюционирующей единицей с таких  позиций является не особь и не вид, а популяция, т.е. совокупность особей одного вида, длительно населяющих определенную территорию и свободно скрещивающихся между собой.

Дальнейшее развитие эволюционного  учения связано, прежде всего, с успехами популяционной генетики, изучающей  преобразование генетических систем в  процессе исторического развития организмов. Новейшие достижения молекулярной биологии позволяют по-новому взглянуть на механизм эволюции. Открытие молекулярных механизмов, лежащих в основе мутагенеза, изучение проблемы развертывания генетической информации в процессе онтогенеза, закономерностей филогенеза подготовили  почву для нового качественного  скачка в развитии эволюционного  учения и всей биологии в целом.

Таким образом, эволюционное учение является основным оружием биологов-материалистов, постоянно обогащающихся новыми фактическими и теоретическими данными, развивающихся по мере углубления знаний в живой природе.

 

 

 

Список использованной литературы

1 Тимофеев-Ресовский Н.В., Яблоков А.В., Воронцов Н.Н. Краткий  очерк теории эволюции. – М., 2006.

2 Концепции современного  естествознания. /Под ред. Михайлова  Л.А. - СпБ, Питер, 2009

3 Возникновение и распространение  организмов в истории Земли  (по З. Брему и И. Мейнке, 1999 г.

4 Садохин А.П. Концепция  современного естествознания. –  М.: Омега, 2006.

5 Аистов И.А., Голиков П.А., Зайцев В.В. Концепция современного  естествознания. – СПб.: Питер, 2006.


Информация о работе Возникновение и развитие эволюционных представлений