Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:01, реферат
Цель данной работы – выявить роль учения В. И. Вернадского о биосфере, дать анализ его учению.
Введение………………………………………………………………………..3
Понятие о биосфере………………………………………………….....4
Учение В. И. Вернадского о биосфере……………………....………...5
2.1. Круговорот химических элементов в биосфере…………...……….11
Заключение………………………………………………………………..….13
Список использованной литературы…………………………………….....14
Учение Вернадского о биосфере объединяет в единое целое взаимодействие живых организмов (живое вещество) и косное вещество. Вещество биосферы, по мнению ученого, сложно и имеет несколько компонентов:
- совокупность живых организмов – живое вещество;
- вещество, создаваемое
и переработанное живыми
- косное вещество, образуемое процессами, в которых вещество не участвует (твердое, жидкое, газообразное);
- биокосное вещество,
которое создается
- вещество, находящееся
в процессе радиоактивного
- рассеянные атомы, которые непрерывно создаются из различных видов земного вещества под влиянием космических излучений, потоки которых непрерывно поступают в околоземное пространство. Их физический состав требует дальнейших исследований;
- вещество космического
происхождения, которое
В. И. Вернадский вводит понятие живого вещества. Это совокупность организмов, участвующих в геохимических процессах и соответственно отличающихся массой, химическим составом и энергией. Прежде всего живое вещество характеризуется огромной свободной энергией. Именно благодаря этой энергии в живом веществе очень быстро протекают сложнейшие превращения. Также живое вещество обладает стремлением к неограниченному распространению. Живое вещество в биосфере находится в виде самостоятельных тел, называемых индивидуальными организмами.5
Под косным веществом Вернадский понимал такие вещества биосферы, в создании которых живые организмы не участвуют. Это, например, газы, твердые частицы и водяные пары, выбрасываемые вулканами, гейзерами.
Раскрывая смысл понятий живого и косного веществ, ученый формирует 2 аксиомы: 1. Организмы берут все химические элементы, строящие их тела, из окружающей среды и возвращают их после смерти или при жизни в ту же среду. 2. Без небесных светил жизнь на Земле не может существовать.
Кроме животных и растений, как совокупность живых организмов, Вернадский включает сюда и человечество.
Решающее отличие живого вещества от костного заключается в следующем:
- изменения и процессы
в живом веществе происходят
значительно быстрее, чем в
косных телах. Поэтому для
- в ходе геологического времени возрастают мощь живого вещества и его воздействие на косное вещество биосферы. Это воздействие проявляется прежде всего в непрерывном биогенном токе атомов из живого вещества в косное вещество биосферы и обратно;
- только в живом веществе происходят качественные изменения организмов в ходе геологического времени. Процесс и механизмы этих изменений впервые нашли объяснение в теории происхождения видов путем естественного отбора Ч. Дарвина (1859г);
- живые организмы изменяются в зависимости от изменения окружающей среды, адаптируются к ней и, согласно теории Дарвина, именно постепенно накопление таких изменений служит источником эволюции.
Создание органического вещества и его распад обеспечивают постоянный обмен веществ и энергии между живыми организмами и средой их обитания. Это перемещение называется биогеохимическими циклами. В ходе этих циклов атомы многих элементов рано или поздно проходят через живые организмы. Так, посчитано, что для кислорода этот цикл составляет около 2000 лет.
В круговороте постоянно находятся огромные массы органических и неорганических соединений. Он определяет судьбу многих жизненно важных химических элементов. Это относится к кислороду, углероду, азоту… Так, основной источник газообразного кислорода в атмосфере – это деятельность фотосинтезирующих организмов. Свободный кислород используется большинством живых существ при дыхании, а в неживом мире – в процессе окисления. Он включается в состав как органических, так и неорганических соединений, в том числе воды. Часть кислорода накапливается при захоронении карбонатов.
Круговорот углерода. В процессе фотосинтеза растения поглощают углерод в составе углекислого газа. Продуцируемые ими органические вещества содержат значительное количество углерода, распространяющегося в экосистеме по цепям питания. В процессе дыхания организмы выделяют углекислый газ. Органические остатки в море и на суше минерализуются редуцентами. Один из продуктов минерализации – углекислый газ – возвращается в атмосферу, замыкая цикл. В течение 6-8 лет живые организмы пропускают через себя весь углерод атмосферы. Ежегодно в процесс фотосинтеза вовлекается до 50 млрд. т углерода. Часть его накапливается в почве, на дне океана (в скелетах умерших организмов), часть в составе осадочных пород, часть образуется при сгорании природного топлива, часть сохраняется в древесине. Считается, что увеличение углекислого газа приводит к парниковому эффекту.
Круговорот азота. Значение азота для живых организмов определяется в основном его содержанием в белках и нуклеиновых кислотах. Азот входит в состав органических соединений. Главный источник азота – атмосферный воздух. Источники: образование окислов азота во время грозовых разрядов; фотохимическая фиксация; биогенная фиксация азота.
Круговорот воды. Пары воды в большом количестве содержатся в атмосфере. Часть осадков перехватывается растениями и либо поглощается, либо перераспределяется в виде капель. Значительная ее часть в итоге испаряется. Вода растворяет разнообразные химические соединения.
Круговорот серы. Сера
входит в состав ряда аминокислот
и белков. Соединения серы поступают
в круговорот в основном в виде
сульфидов из продуктов выветривания
пород суши и морского дна. Ряд
микроорганизмов переводят
Круговорот фосфора. Этот элемент содержится в ряде жизненно важных молекул. Его круговорот начинается вымыванием фосфорсодержащих соединений из горных пород и поступлением их в почву. Часть фосфора уносится в реки и моря, часть усваивается растениями. Значительные количества фосфора вносятся на поля с удобрениями.
Интенсивно потребляя
природные ресурсы, человеку необходимо
соблюдать природное
Основой разумного управления биосферой должны быть достаточные и точные знания о закономерностях и масштабах возможных изменений в ней, которые не нарушили бы ее главного свойства – круговорота веществ в процессе эволюции человечества и биосферы, перерастания биосферы в ноосферу.
Заключение
Биосфера включает в себя три оболочки: воздушную – атмосферу, водную – гидросферу, твердую – литосферу. По сравнению с размерами самой Земли биосфера представляет собой тончайшую пленку. Изучая биосферу, В. И. Вернадский показал ее связь с геологическими процессами на Земле. А также выдвинул идею взаимоприспособленности организма и среды на основе общности химического строения живой и неживой природы.
Биосфера не может существовать без непрерывного биогеохимического круговорота веществ. Для существование биосферы необходимо непрерывное поступление энергии. Ее главным источником является световое и тепловое излучение Солнца.
Изучение биосферы становится все более важной и актуальной задачей. Это вызвано непрерывно возрастающим и усложняющимся воздействием человека на окружающую среду. Уже сейчас мы должны уметь ясно предвидеть все возможные последствия нашего влияния на природу. Особенно важно иметь представление о роли живых организмов – основной движущей силы в биосфере. Судьба биосферы – проблема, касающаяся не только ученых, но и каждого из нас.
Список использованной литературы
1 Локшин Г. И. БИОЛОГИЯ. Словарь-справочник для студентов вузов.- М.: Лист-Нью, 2008.- с. 58-59.
2 Локшин Г. И. БИОЛОГИЯ. Словарь-справочник для студентов вузов.- М.: Лист-Нью, 2008.- с. 105, с. 211.
3 Локшин Г. И. БИОЛОГИЯ. Словарь-справочник для студентов вузов.- М.: Лист-Нью, 2008.- с.57-58.
4 Вернадский В. И. Живое вещество и биосфера.- М.: Наука, 1994.
5 Чижевский А. Е. Экология.- М.: ООО «Фирма издательство АСТ», 2009.- С. 79-80.