Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:39, контрольная работа
Для системы научных знаний характерно использование более крупных блоков, каковыми являются – гипотеза, теория, модель. Кроме того, существуют и такие формы научного знания, которые выделяются не формально (как, например, теория или модель), а только функционально. К их числу относится проблема, идея, принцип, закон, предположение и т.д. С формальной стороны это просто обычные суждения. Однако по своим функциям в движении научного познания и в организации знания указанные его формы существенно различны.
Цель данной работы – рассмотреть теорию, принципы «верификации» и «фальсификации», а также проблемы границ научного метода и научности.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теория как высшая форма организации научного знания……………....4
2. Принципы «верификации» и «фальсификации»………………………..10
3. Проблемы границ научного метода и научности……………………….13
Вывод……………………………………………………………………………..15
Список используемой литературы……………………………………………..16
К. Поппер предложил
другой критерий истинности научного
утверждения – фальсификации.
Наука, по Попперу, - динамическая
система, предполагающая непрерывное
изменение и рост знания. Это положение
детерминировало иную роль философии
науки в научном познании: отныне задача
философии сводилась не к обоснованию
знания, как это было в неопозитивизме,
а к объяснению его изменения на основе
критического метода.[ 4, http://www.masters.donntu.edu.
Поппер утверждал, что
научное отношение – это прежде
всего критическое отношение. Испытание
гипотезы на научность должно заключаться
не в поиске подтверждающих фактов, а в
попытках опровержения.[4, http://lib.rus.ec/b/204186/
Таким образом, К. Поппер предлагает
анализировать науку на теоретическом
уровне, как целостную систему, а не заниматься
подтверждением отдельных высказываний.
Любая теория, по его мнению, если она претендует
на статус научной, должна в принципе опровергаться
опытом. Если теория построена так, что
она в принципе неопровержима, то ее нельзя
считать научной.
3. Проблемы границ научного метода и научности
Достижения научного метода огромны и неоспоримы. С его помощью человечество не без комфорта обустроилось на всей планете, поставило на себе на службу энергию воды, пара, электричества, атома, начало осваивать околоземное космическое пространство и т.п.
Если наука и дальше будет развиваться с таким ускорением, какие удивительные перспективы ожидают человечество!
Сегодня общество смотрит на науку куда более трезво. Оно начинает постепенно осознавать, что у научного подхода есть свои издержки, область действия и границы применимости. В методологии науки вопрос о границах научного метода дебатируется, по крайней мере, со времён И. Канта. То, что развитие науки непрерывно наталкивается на всевозможные преграды и границы, – естественно. На то и разрабатываются научные методы, чтобы их преодолевать. Но, к сожалению, некоторые из этих границ пришлось признать фундаментальными. Преодолеть их, вероятно, не удастся никогда.
Одну из таких границ очерчивает наш опыт (во всех возможных формах). А опыт наш, хотя и велик, но неизбежно ограничен. Хотя бы временем существования человечества. Десятки тысяч лет общественно-исторической практики – это, конечно, немало, но что это по сравнению с вечностью? И можно ли закономерности, подтверждаемые лишь ограниченным человеческим опытом, распространять на всю безграничную Вселенную? Распространять-то, конечно, можно, только вот истинность конечных выводов в приложении к тому, что находится за пределами опыта, всегда останется не более чем вероятностной.
Другой пограничный барьер на пути к всемогуществу науки возвела природа человека. Загвоздка оказалась в том, что человек – существо макромира (т.е. мира предметов, сопоставимых по своим размерам с человеком). И средства, используемые учёными в научном поиске – приборы, язык описания и пр., – того же масштаба. Когда же человек со своими макроприборами макропредставлениями о реальности начинает штурмовать микро – или мегамир, то неизбежно возникают нестыковки. Наши макропредставления не подходят к этим мирам, никаких прямых аналогов привычным нам вещам там нет, и поэтому сформировать макрообраз, полностью адекватный микромиру невозможно.
Другую пограничную полосу наука соорудила себе сама. Мы привыкли к выражениям типа: «наука расширяет горизонты». Это, конечно, верно. Но не менее верно и обратное утверждение: наука не только расширяет, но и значительно сужает горизонты человеческого воображения. Любая теория, разрешающая одни явления, как правило, запрещает другие.
И наконец, ещё одно значимое ограничение потенциала научного метода связано с его инструментальной по сути природой. Научный метод – инструмент в руках человека, обладающего свободой воли. Он может подсказать человеку, как добиться того или иного результата, но он ничего не может сказать о том, что надо человеку делать. Человечество за последние два века настолько укрепилось в своём доверии к науке, что стало ожидать от нее рекомендаций практически на все случаи жизни. Наука может существенно поднять комфортность существования человека, избавить от голода, многих болезней и даже клонировать его почти готова. Она знает или будет знать, как это сделать. А вот во имя чего всё это надо делать, что в конечном счёте хочет человек утвердить на Земле – эти вопросы вне компетенции науки. Наука – это рассказ о том, что в этом мире есть и что в принципе может быть. О том же, что «должно быть» в социальном, конечно, мире – она молчит. Это уже предмет выбора человека, который он должен сделать сам. «Научных рекомендаций» здесь быть не может. [5, с. 56]
Вывод:
Итак, наука, научный метод,
безусловно, полезны и необходимы,
но, к сожалению, не всемогущи. Точные
границы научного метода пока ещё
размыты, неопределенны. Но то, что они
есть, – несомненно. Это не трагедия и не
повод лишать науку доверия. Это всего
лишь признание факта, что реальный мир
гораздо богаче и сложнее, чем его образ,
создаваемый наукой.
Список используемой литературы:
Информация о работе Теория как высшая форма организации научного знания