Теория этногинеза Гумилева

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 19:47, реферат

Описание работы

Воззрения Л. Н. Гумилева – сложная система, в которой взаимодействуют не локальные объекты, а Космос и биосфера Земли в целом. Генеральный идеей творчества Л. Н. Гумилева было евразийство – направление русской исторической мысли, возникшее в первой половине ХХ века. Он не раз выражал согласие с основными историко-методологическими взглядами евразийцев. Но он не ограничился популяризацией концепции евразийства. В 1979 г. было впервые опубликовано основополагающее произведение «Этногенез и биосфера Земли», в котором автор дал целостное изложение своей теории этногенеза с ее ключевым звеном – учением о пассионарности. Создавая теорию этногенеза, Л. Н. Гумилев выступил не только как историк, но и географ, этнограф, востоковед, психолог. Он – один из тех, кто

Содержание

Введение 3
I. Понятие «этнос» в трудах Л.Н.Гумилева 4
1. Этнос как системная целостность 4
2. Этническая иерархия 5
II. Пассионарность – движущая сила этногенеза 6
1. Понятие «пассионарность» 6
2. Градации пассионарности 7
3. Пусковой момент этногенеза 8
III. Фазы этногенеза 9
1. Фаза подъема 9
2. Акматическая фаза 9
3. Фаза надлома 10
4. Фаза инерции 10
5. Фаза обскурации 11
6. Мемориальная фаза и дальнейшая судьба этноса 12
7. Обрывы этногенеза 13
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

ксе 1 вариант.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

     Этнос уязвим и при переходе из фазы подъема  в акматическую фазу. Соподчиненность элементов структуры нарушается, каждый хочет «быть самим собой», и ради этого ломает организацию. Яркий пример – распадение Арабского халифата в Х веке на эмираты. В переломный момент роста, при переходе в акматическую фазу были застигнуты вторжением конкистадоров и погибли ацтеки и инки. Но как только испанцы натолкнулись на племена в устойчивых фазах (арауканы), они были разбиты и перешли к обороне. Испания признала Арауканию независимой державой. Очевидно, любой переход от фазы к фазе несет в себе опасность для этноса. Как змея беззащитна, пока меняет кожу, так этнос бессилен, пока «меняет душу», т.е. стереотип поведения и общественный императив.

 

Заключение

     Лев Николаевич Гумилев, проделав анализ огромного количества исторического и этнографического материала, исследовав общие закономерности развития этносов, получил интригующие  выводы о наличие у определенных людей и целых обществ такого психически-энергетического качества, как пассионарность. Именно с помощью этого понятия. Используя его смысловые и понятийные характеристики, он смог объединить разнообразные конкретные исторические условия жизни различных народов и народностей в одной логический цепочке этногенеза.

     Несмотря на неоднозначность  его фактических подтверждений, его выводов, его гипотеза обладает очень большой привлекательностью для пытливого ума, интересующегося  глобальными закономерностями общественного  развития, расцветом одних народов и упадком других. Думается, что тот вклад в мировую сокровищницу человеческой мысли, который внес всеми своими научными исследованиями и открытиями, заслуживает и благодарности, и признательности потомков.

 

Список использованной литературы

 

1. Артамонов М.И. Снова «герои» и «толпа»?  // Природа. – 1971.  -  №  2.  – С.75-77.

2. Гумилев  Л.Н. От Руси к России: очерки  этнической истории. – М.:  Экопрос, 1992. – 336 с.

3. Гумилев  Л.Н. Этногенез и биосфера Земли.  – М.: Мысль, 1991. – 496 с.

4. Гумилев  Л.Н. Пассионарная симфония этносов Земли // Техника – молодежи. -  1990. - № 10. -  С. 21-22.

5. Гумилев  Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению // Социс. – 1992. - № 1. – С. 50-57.

6. Захаров  Л.Д. Этнос и Космос // Человек.  – 1995. - № 1. – С. 41-54.

7. Лурье  Я.С. Древняя Русь в сочинениях  Л.Н.Гумилева // Звезда. – 1994. -  № 10. – С. 167-177.

Информация о работе Теория этногинеза Гумилева