Свойства пространства и времени с точки зрения современной науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 16:20, контрольная работа

Описание работы

Пространство и время как всеобщие и необходимые формы бытия материи являются фундаментальными категориями в современной физике и других науках. Физические, химические и другие величины непосредственно или опосредованно связаны с измерением длин и длительностей, т.е. пространственно-временных характеристик объектов. Поэтому расширение и углубление знаний о мире связано с соответствующими учениями о пространстве и времени.

Содержание

Введение 2
Сущностные характеристики пространства и времени с 3
Межнаучный характер пространственно-временных представлений в современной науке. 7
Значение понятий пространства и времени не только для естественных, но и для гуманитарных наук. 9
Заключение. 14
Список использованной литературы. 15

Работа содержит 1 файл

ксе4! сделанный.docx

— 37.56 Кб (Скачать)

Значение понятий пространства и времени не только для естественных, но и для гуманитарных наук.

Важнейшими формами бытия  являются пространство, время, движение, системность. Рассмотрим пространство и время. Обсуждение вопроса о  сущности пространства и времени  в истории философии распадалось  на три группы проблем: 1. Каков гносеологический статус этих понятий? Являются ли они  характеристиками материального бытия  или характеризуют устройство нашего сознания? 2. Каково отношение пространства и времени к субстанции? 3. Каковы основные свойства пространства и времени? (Эта проблема оказывалась связанной  с развитием естественнонаучных представлений о пространственно-временных  характеристиках вещей, ее решение  в значительной степени обусловливалось  решением первых двух групп проблем).

Вопрос о познавательном статусе категорий пространства и времени решался по-разному. Одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие - чисто субъективными  понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира. Были и философы, которые, признавая объективность пространства, приписывали чисто субъективный статус категории времени, и наоборот. Но пространство и время являются столь же объективными характеристиками бытия, как его материальность и движение.

В истории философии существовали две точки зрения об отношении  пространства и времени к материи. Первую из них можно условно назвать  субстанциальной концепцией. В ней  пространство и время трактовали как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно отношение между  пространством, временем и материей представлялось как отношение между  двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости  свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов. Вторую концепцию можно именовать реляционной (от слова relatio - отношение). Ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.Наиболее явно отличия пространственно-временных свойств  проступают на следующем этапе эволюции, когда под действием поисковой и трудовой деятельности, перестройки физиологических механизмов деятельности мозга происходит становление человеческой психики. Одновременно идет формирование нового феномена — психологического пространства и времени. Психическая регуляция движений индивида и его предметных действий происходит не только на уровне отражения внешнего физического пространства, но и на основе собственной телесной биомеханики и собственного пространства.

Наиболее интересным в  связи с этим является разработка советским психофизиологом Н.А. Бернштейном (1896—1966) теории моторного поля. Моторное поле психики индивида создается посредством поисковых движений, зондирующих внешнее пространство во всех на правлениях.На основе этих движений в психике индивида и его психомоторике формируется полимодальный (обобщенный) образ пространства. Этот образ включает совокупность особых метрических и топологических свойств: криволинейность, отсутствие жесткой привязки координат к координатам внешнего физического пространства, относительное безразличие к положению, преобладание топологии над метрикой, отсутствие право-левосторонней симметрии.

При этом поиск и опробование  будущих предметных действий индивид  осуществляет посредством идеальных  образов, которые строятся на основе речевого общения с помощью таких  психических процессов, как ощущение, восприятие, память, мышление.Благодаря идеальным образам индивид обретает способность выходить за рамки данного мгновения, перемещаться в прошлое и будущее, во времени и пространстве как на осознаваемом уровне («в уме»), так в особенности и на бессознательном — в сновидениях и галлюцинациях. Предметные действия над объектами могут заменяться идеальными психическими образами и операциями над значениями этих объектов.В наибольшей степени особенности психологического пространства и времени проявляются в сновидениях — на бессознательном уровне. Результаты многочисленных исследований показали, что одной из функций сновидения является эмоциональная стабилизация психики индивида. Индивид, лишенный способности видеть сновидения, может впасть в безумие. В его психологическом пространстве произойдет кумулятивное накопление обрывочных мыслей, образов, впечатлений, способных подавлять осознаваемые мысли и память. Впервые систематическое исследование сновидений как основной содержательной структуры психологического пространства предпринял основоположник психоанализа 3. Фрейд (1856—1939). Он считал, что сновидения являются «устранением нарушающих сон (психических) раздражений путем галлюцинаторного удовлетворения».5 
     Фрейд выявил неоднородность психологического пространства сновидений, его асимметрию, символизм, смещение. Одна из особенностей психологического времени, на которую указывает Фрейд, — пропуск, модификация, перегруппировка материала сновидения, создающие эффект обратимости времени. Бессознательное не знает жизни и смерти, оно живет всевременно, одновременно прошлым, настоящим и будущим. В процессе экспериментального изучения сновидений современной психофизиологией было обнаружено существование стадий быстрого сна и его связи со сновидениями. Оказалось, что каждый человек видит сны несколько раз за ночь, а субъективная длительность сновидений соответствует объективной длительности периода быстрого сна. Индивид, разбуженный в начале фазы быстрого сна, отчитывается о коротком сновидении, а разбуженный в конце — о длинном6.Психологическое пространство сновидений, степень его эмоциональной окрашенности связаны также с частотой сердечных сокращений и дыхания, электрической активностью кожи в последние минуты быстрого сна.

Особенности психологического пространства и времени проявляются  и на уровне коллективного бессознательного, разработку которого осуществил швейцарский психолог К.Г. Юнг (1875-.- 1961). Он показал длительность формирования непроизвольных и спонтанных продуктов бессознательной психики в процессе психической эволюции, его коллективную, универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов.В наибольшей степени специфика психологического пространства проявляется в феномене синхронизма психических процессов. Юнг характеризует этот феномен как явление, в котором событие во внешнем мире совпадает значащим образом с психологическим состоянием того или иного человека. При этом повторяющиеся психические переживания не подчиняются законам времени, пространства и причинности. Существует также синхронизм психических процессов, состоящий в одновременном параллельном проявлении идентичных психических переживаний у двух или нескольких личностей.

Становление человеческого  индивида и личности с необходимостью включает не только биологический и психологический циклы, но и социальный. Он проходит в рамках социогенеза — становления человеческого общества, развития форм социальной организации и духовной жизни. Одновременно идет процесс формирования нового феномена — социального пространства и времени. Анализируя этот феномен, немецкий философ К. Ясперс (1883—1969) выделяет понятия «осевая эпоха» и «осевое время».

Осевая эпоха как особое социальное пространство включает образование  нескольких духовных центров человечества, внутренне родственных друг другу. Одновременно происходит сближение  этих духовных центров и формирование человека такого психологического типа, который существует в настоящее  время. Вместе с тем формируются  образы и идеи, с помощью которых  идет рационализация социального бытия, рождаются религиозная и философская  вера. Все это происходит в так  называемое осевое время, которое представляет собой временные рамки осевой эпохи — период развития человечества между 800 и 200 гг. до новой эры.

Социальное пространство рассматривал и П. Сорокин (1889— 1968) в  связи с разработкой проблемы социальной стратификации и социальной мобильности. Сорокин представлял  социальное пространство как неоднородное и многомерное, в котором каждый индивид занимает определенное социальное положение, устанавливаемое в процессе взаимодействия с другими индивидами и группами индивидов7.

Наиболее интенсивно проблема социального пространства и социального  времени стала разрабатываться  в науке с начала 1970-х гг. Анализ данной проблемы включает рассмотрение взаимодействия пространства и времени  как форм социального бытия индивидов, соотношения пространственно-временных  связей внутри общества, исследование форм и отношений, присущих социальной деятельности людей.

Социальное пространство включает пространственную организацию  социальных объектов общества, которые  дифференцированы, разделены и определенным образом ориентированы. Его можно  характеризовать и как форму бытия социальной материи, в которой социальная энергия превращается в конкретные формы жизнедеятельности личностей и общества в целом. И в этом плане оно обладает определенной субстанциальной реальностью. Его специфическими свойствами являются протяженность, упорядоченность масштаб, интенсивность, насыщенность, плотность, определенная координация социальных процессов и явлений.

Существует и другой аспект рассмотрения социального пространства — в качестве игровой, виртуальной  реальности, или искусственного символического пространства как совокупности значимостей.

Социальное время —  это определенный по длительности период, которым располагает любой социальный объект и общество в целом; это  совокупное время существования и деятельности всех индивидов общества. Вместе с тем социальное время неотделимо от социального пространства, в рамках которого жизнедеятельность индивидов существует в форме различных институтов, общностей, групп и территориальных структур.Социальное время фиксирует, и особенности параметров времени в ретрансляции социального опыта, и одновременность в протекании социальных событий.

Заключение.

Пространство — форма  сосуществования материальных объектов и процессов (характеризует структурность  и протяженность материальных систем); время — форма и последовательные смены состояний объектов и процессов (характеризует длительность их бытия). Пространство и время имеют объективный  характер, неразрывно связаны друг с другом, бесконечны. Универсальные свойства времени — длительность, неповторяемость, необратимость; всеобщие свойства пространства — протяженность, единство прерывности и непрерывности.

По мере углубления знаний о материи и движении углубляются  и изменяются научные представления  о пространстве и времени. Поэтому  понять физический смысл и значение вновь открываемых закономерностей  пространства и времени можно  только путем установления их связей с общими закономерностями взаимодействия и движения материи.

Понятие пространства и времени  являются необходимой составной  частью картины мира в целом.

Список использованной литературы.

  1. Концепции Современного Естествознания:  Учебник/ Под ред. профессора  В.Н. Лавриненко, профессора В.П. Ратникова.

     Гл.4.- М., 2000.

  1. Рейхенбах Г.- Философия пространства и времени- М.,1985.
  2. Шкловский Н.С.- Вселенная жизнь, разум.- М.,1988.
  3. Новиков Н.Д.- Эволюция Вселенной- М.,1985.
  4. Философия естествознания.- М.: Политиздат,1966.
  5. Основы психофизиологии.- М.: ИНФА, 1997.
  6. Васильев М., Климонтович Н., Станюкович К. Сила, что движет мирами.- М.: Атомиздат,1978
  7. Пригожин И., Ственгерс И. Время, хаос, квант. — М.: Прогресс, 1994.
  8. Корнеева А.И. Проблемы познания микромира.- М.: Мысль, 1978.
  9. Аксенов Г.П. О причине времени // Вопросы философии. — 1996.
  10. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. — Кн. 1. Пространство и время в неживой и живой природе. — М., 1975.

12 .Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М.: Наука, 1989

1 *Рейхенбах Г. Философия пространства и времени.-М.Прогресс, 1985-с. 221

2 Аксенов Г.П. О причине времени//Вопросы философии-1996-№1-с.43.

3 Вернадский В.И. Размышления натуралиста-кл.1. Пространство и время в неживой и живой природе.- М.,1975.-с.62.

4 Кузнецов В.И., Идлис Г.М.,Гутина В.П. Естествознание.- М.АГАР, 1996.-с. 306,307,367,368

5 Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции.-М. Наука, 1989.-с.84

6 Основы психофизиологии .-М.ИНФРА-М, с.259

7 Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество.- М. Политиздат, 1992.

 


Информация о работе Свойства пространства и времени с точки зрения современной науки