Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 17:53, контрольная работа
Мировоззрение человека по природе своей антропоцентрично. Человек является центральной фигурой в мифологии и религиях многих народов. Является он основным объектом изучения и в современной науке. Сколько существуют люди, столько они спрашивают себя: "Откуда мы?", "Каково наше место в мире?" Разные народы в разные времена давали свои ответы на этот вопрос.
Введение……………………………………………………………………..3
1.Смысл утверждения: «Человек – дитя Земли»…………………..4
2.Сущность проблемы антропогенеза………………………………7
3.Основные этапы антропогенеза…………………………………..11
Заключение………………………………………………………………..15
Список использованной литературы……………………………………16
Оглавление:
Введение………………………………………………
Заключение…………………………………………
Список использованной литературы……………………………………16
Введение
Человек — сложная целостная система, которая в свою очередь является компонентом других более сложных систем. Ведь именно человек — субъект и носитель культуры, именно он интегрирует и замыкает в себе все формы и уровни организации материи, будучи одновременно существом и биологическим, и социальным, а главное — обладающим разумом — высшим результатом развития мира. Вся природа в целом представляет собой необходимую предпосылку для генезиса человека. Одной стороной своего существования человек принадлежит природе, другой — социальному миру. Биологическое, таким образом, выступает лишь непосредственной предпосылкой в общей системе: Вселенная – Земля – Человек. А в целом человек является предметом изучения различных наук. Человек рассматривается в аспекте естественно-научного познания человека.
Мировоззрение
человека по природе своей
1.
Человек – дитя Земли
На протяжении многих столетий феномен человека притягивает к себе пристальное внимание ученых естественных, гуманитарных и технических наук, поскольку для всех людей познание самих себя не менее важно, чем познание окружающего мира. Ведь именно человек – субъект и носитель культуры, именно он интегрирует и замыкает в себе все формы и уровни организации материи, будучи одновременно существом и биологическим и социальным. Человек является предметом изучения разных наук, каждая из которых акцентирует внимание на тех или иных сторонах его жизнедеятельности. Человек – один из видов животных со сложной социальной организацией.1
Биологическая эволюция, как считает большинство ученых, завершилась 30 – 40 тыс. лет назад после возникновения человека разумного. С тех пор человек выделился из животного мира, и биологическая эволюция перестала играть решающую роль в его развитии. Определяющим фактором в развитии стала социальная эволюция, от которой сегодня зависит биологическая природа, физический облик и умственные способности человека. Поэтому, говоря о сущности человека, решая вопрос, что же такое человек, нельзя принимать во внимание только биологическую составляющую, игнорируя социальную. Формирование современного человека – результат неразрывного единства биологического и социального его развития.
Если задуматься о месте человека в истории Земли, то можно отметить, что человек на Земле – существо еще очень молодое. Известный датский этнограф Й. Бьерре пишет, что если бы мы могли увидеть историю Земли в рамках лишь одного года, то получилось бы вот что: «В ноябре впервые появляется жизнь – амебы, ящеры, грибы. В середине декабря появляются гигантские животные, а за четверть часа до Нового года, т.е. примерно в 23.45 в новогоднюю ночь, на сцену выходит человек. Вся наша эра занимает только самую последнюю минуту уходящего года». Не менее известный ученый П. Тейяр де Шарден определяет еще более короткий период для существования homo sapiens на Земле: «Тридцать тысяч лет. Длительный период в масштабе нашей жизни. Одна секунда для эволюции». Даже если брать только развитие биосферы, то и здесь история человечества займет лишь очень небольшой отрезок времени. Действительно, история биосферы – это чередование целого ряда этапов эволюции. И только в конце этого развития появляются человек и общество.
Человек, человеческий разум и общество являются вершиной естественного развития Земли и ее биосферы. Со всей определенностью можно сказать, что человек – дитя Земли. Но речь идет не только о человеке как о биологическом виде. Вместе с человеком появляются разум, мысль, сознание.
Известный философ, декан философского факультета Бриджпортского университета, профессор Говард Парсонс в очерке «Происхождение человека: планетарный человек и гуманизированная планета» вводит такое понятие как «планетарный человек». Оно включает в себя «совокупность членов человеческого рода, который в процессе своего становления выделился биологически из породившей его материи литосферы и гидросферы, а психологически эволюционировал за пределы пралогического образа мышления, и которому еще только суждено стать собственно человеческим родом в планетарном масштабе»2. Данное понятие подчеркивает планетарную природу человека и неизбежность факта именно земного его обитания.
Планета выступает у Г. Парсонса как аналог, и даже синоним биосферы, т.е. пространство, территория, географическая среда и экологические условия, в которых зарождался, протекал и завершался процесс антропосоциогенеза. Эти факторы, как компоненты биосферы, находились в динамике.
Другие не менее знаменитые ученые П. Тейяр де Шарден и В. И. Вернадский утверждают, что появление разума, научной мысли в сочетании с трудовой деятельностью человека ведет к превращению биосферы в ноосферу. Из этого можно сделать вывод, что как эволюция Земли и биосферы приводит к возникновению человека, так и появление человека и его совершенствование в свою очередь влияют на развитие Земли и биосферы.
Еще один общий для названных ученых вывод таков: для своего дальнейшего существования люди должны действовать и мыслить в глобальном масштабе всей Земли. Без этого дальнейшее существование человека на нашей планете невозможно.
Однако
на данный момент перед всеми живущими
на нашей планете людьми стоит
другая задача. Она заключается в
сохранении и защите биосферы и создании
адекватной ей ноосферы. Для достижения
этой цели необходимо, чтобы появившееся
в процессе эволюции человеческое общество
осознало всю важность данного вопроса
и направило свою деятельность на преобразование
своей среды обитания в лучшую сторону
с точки зрения природы, а не техногенного
прогресса.
2.
Сущность проблемы антропогенеза
Проблема антропогенеза — возникновения человека — представляет большой научный интерес и вызывает жаркие споры среди ученых. Причина этому, с одной стороны, — огромное методологическое значение материалистического решения вопроса о происхождении человека, а с другой — возможность проследить, как закономерности органической эволюции, действующие на уровне биологической формы движения материи, уступают место иным, связанным с возникновением социальной формы движения материи.3
Науке всегда было интересно происхождение человека на Земле. И этот вопрос на сегодняшний день остается одним из самых актуальных, так как происхождение человека на Земле в нынешней научной картине мира предстает как процесс со многими неизвестными. Учение о происхождении человека получило название антропогенез (от греч. anthropos - человек и греч. genesis - происхождение).
Первый вопрос на который следует ответить заключается в том как биологический организм, принадлежащий к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, превращается в человека — существо не только биологическое, но и социальное, в носителя культуры. В этом и состоит суть проблемы антропогенеза.
Интенсивное научное осмысление и понимание проблемы антропогенеза началось в XIX в. Главное достижение в этой области было связано с утверждением эволюционной теории Ч. Дарвина.
Дарвин установил движущие силы эволюции органического мира и объяснил естественнонаучным путем процесс становления и развития биологических видов. Его теория дала объяснение развития видов и изложила основы научной концепции эволюции. Стало понятно, что настоящее состояние биологических видов, в том числе и человека, обусловлено их прошлым, а будущее основано на настоящем. Дарвин показал, что нет ничего сверхъестественного в происхождении человека.
Однако, теория эволюции Ч.Дарвина не лишена недостатков, на многие вопросы в ней нет ответов. Разработав теорию естественного происхождения, человека, он не включил в нее влияние социального фактора на его развитие. Кроме того, в теории Дарвина отсутствует качественное отличие ума человека от животного. Это во многом объясняется тем, что он не затрагивает роли труда в процессе антропогенеза.
Внимание на это было обращено в трудовой теории антропогенеза, защитником которой был Ф. Энгельс. Представители данной теории считали, что труд не отменяет действие биологических законов, но влияет на характер действия естественного отбора. Труд развивает в человеке способность преобразовывать природу по своим меркам, а также способствует его собственному формированию.
Сторонники этой теории именно с трудовой деятельностью связывают развитие руки, речи, мозга, мышления, сотрудничества людей и сплочения их в социальные коллективы.
Таким образом, становление человека и общества — процесс взаимосвязанный, процесс антропосоциогенеза, и главная роль в нем принадлежит трудовой деятельности. Новый аспект критики дарвиновской концепции возник на волне первых успехов генетики, науке, которая зародилась на рубеже XX в. Появилась мутационная теория эволюции нидерландского ученого Хуго де Фриза, согласно которой новые виды возникают скачкообразно, в результате крупных единичных мутаций в генном наследственном аппарате (геноме). И это явление, по мнению нидерландского ученого, никак не связано с естественным отбором, о котором писал Ч. Дарвин.
Критика дарвинизма с различных точек зрения была широко распространена в биологии до конца 20-х годов, когда произошел синтез классического дарвинизма с новейшими достижениями генетики, который получил название синтетической теории эволюции. Большую роль при этом сыграла популяционная генетика, которую основали отечественные биологи С.С. Четвериков и Н.В. Тимофеев-Ресовский. Популяционная генетика изучает элементарные эволюционные процессы не в индивидуальном организме, а в популяциях животных и растений. Синтетическая теория эволюции (обновленный дарвинизм) приобрела широкое распространение среди биологов мира уже в 40-е годы, а в нашей стране — только в 70-е годы из-за деятельности небезызвестного Т.Д. Лысенко.
В западных странах сопротивление дарвинизму (и эволюционизму вообще) оказывали общественные круги, близкие к церкви. И сегодня там довольно широко распространен креационизм (точка зрения, согласно которой человек является венцом божественного творения), даже несмотря на то, что в 1950 г. папа Пий XII в специальной энциклике (послании к католикам) «Происхождение человека» согласился с правомочностью эволюционного взгляда на возникновение человеческого тела, но отметил, что душа человека создана богом.
Споры
вокруг эволюционной теории не утихают
и сегодня.В последние
Эволюционную
теорию антропогенеза изложил в
своей работе «Феномен человека» П.
Тейяр де Шарден, который считал, что переход
к «феномену человека» определялся внутренними
силами самого организма будущего homo sapiens.
Находка синантропа, одним из открывателей
которого был Тейяр, позволила заполнить
важнейший пробел в ряду антропогенеза
и показать, каким путем шло развитие от
предчеловека к «человеку разумному»:
увеличение и усложнение мозга, выпрямление
лба, овладение огнем и орудиями. По мнению
Тейяра де Шардена, появление homo sapiens —
это скачок в антропогенезе. В теории делается
весьма характерный вывод о том, что возникновение
человека — это процесс коллективный,
и «первым человеком» является и может
быть только множество людей... Заслуга
Тейяра де Шардена состоит не только в
том, что он как один из открывателей синантропа
помог замкнуть цепь наших представлений
об антропогенезе, найдя критически недостающее
в ней звено между обезьяночеловеком и
неандертальцем. Его заслуга заключается
также в том, что он в рамках своей эволюционной
концепции обосновал единство биологической
и социальной природы человека.
3.
Основные этапы развития
антропогенеза