Сущность и основные особенности научно – технической революции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:49, контрольная работа

Описание работы

Обычно под научно-технической революцией понимали скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний. Резкие перемены в науке и технике происходят всё чаще с конца ХVI века. Ускоряющийся процесс развития науки и техники с середины нашего столетия получил название научно-технической революции (НТР). Именно тогда начал формироваться современный технический потенциал.

Содержание

1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНО – ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.………………………………………………..3
2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГАЛАКТИК И ЗВЕЗД……………………………………………………………………………...8
3. ГЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯ И ПРОБЛЕМА КЛОНИРОВАНИЯ ЖИВОГО…………………………………………………………………………14
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….19

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по КСЕ.docx

— 49.77 Кб (Скачать)

    Рекомбинантные (чужеродные) ДНК привносят в реципиентный организм новые генетические и физико - биохимические свойства. К числу таких свойств можно отнести синтез аминокислот и белков, гормонов, ферментов, витаминов и др.

    Применение методов генетической инженерии открывает перспективу изменения ряда свойств организма: повышение продуктивности, резистентности к заболеваниям, увеличение скорости роста, улучшения качества продукции и др. Животных, несущих в своем геноме рекомбинантный (чужеродный) ген, принято называть трансгенными, а ген, интегрированный в геном реципиента, – трансгеном. Благодаря переносу генов у трансгенных животных возникают новые качества, а дальнейшая селекция позволяет закрепить их в потомстве и создать трансгенные линии.

    Методы  генетической инженерии позволяют создавать новые генотипы растений быстрее, чем классические методы селекции и появляется возможность целенаправленного изменения генотипа – трансформации.

    Генетическая  трансформация заключается главным  образом в переносе чужеродных или  модифицированных генов в эукариотические  клетки. В клетках растений возможна экспрессия генов, перенесенных не только от других растений, но и от микроорганизмов  и даже животных.

    Получение растений с новыми свойствами из трансформированных клеток (регенерация) возможно благодаря  их свойству топитотентности, т.е. способность отдельных клеток в процессе реализации генетической информации к развитию в целый организм.

     Клонирование – это воспроизведение живого существа его неполовых

(соматических) клеток. Клонирование органов и  ней – важнейшая задача в области трансплантологии, травматологии и других областях медицины и биологии. При пересадке клонированных органов не возникают реакции отторжения и отсутствуют возможные неблагоприятные последствия (например, рак, развивающийся на фоне иммунодефицита). Клонированные органы – это спасение для людей, попавших в автомобильные аварии или иные катастрофы, а также нуждающихся в радикальной помощи вследствие каких-либо заболеваний. Клонирование может дать бездетным людям возможно, иметь своих собственных детей, это шанс иметь детей для тех, кто страдает бесплодием;это банки клеток и тканей, запасные органы взамен тех, что приходят в негодность; наконец, это возможность передать потомству не половину своих генов, а весь геном - воспроизвести ребенка, который будет копией одного из родителей. Вместе с тем остается открытым вопрос о правовом и нравственном аспекте данных возможностей. Подобного рода доводами в 1997 - 1998 гг. были переполнены различные источники массовой информации во многих странах.

     По  принятому в науке определению, клонирование - это точное воспроизведение того или иного живого объекта в каком-то количестве копий. Воспроизведенные копии обладают идентичной наследственной информацией, т.е. имеют одинаковый набор генов.

     В ряде случаев клонирование живого организма  не вызывает особого удивления и  относится к отработанной процедуре, хотя и не такой уж простой. Генетики получают клоны, когда используемые ими объекты размножаются посредством партеногенеза - бесполым путем, без

предшествующего оплодотворения. Естественно, те особи, которые развиваются из той или  иной исходной половой клетки, будут  в генетическом отношении одинаковыми  и могут составить клон. В нашей  стране блестящие работы по подобному  клонированию выполняют на шелкопряде.

     Выведенные  клоны шелкопряда отличаются высокой  продуктивностью по выработке шелка  и славятся на весь мир.

     Однако  речь идет о другом клонировании —  о получении точных копий, например, коровы с рекордным надоем молока или гениального человека. Вот  при таком клонировании и возникают  весьма и весьма большие сложности.

     Еще в далекие 40-е годы XX в. российский эмбриолог Г.В. Лопашов разработал метод пересадки (трансплантации) ядер в яйцеклетку лягушки. В июне 1948 г. он отправил в «Журнал общей биологии»  статью, написанную по материалам своих  экспериментов. Однако, на его беду, в августе 1948 г. состоялась печально известная сессия ВАСХНИЛ, по воле партии утвердившая беспредельное господство в биологии агронома Т.Д. Лысенко (1898 – 1976 г.), создателя псевдонаучного учения, и набор статьи Лопашова, принятой к печати, был рассыпан, поскольку она доказывала ведущую роль ядра и содержащихся в нем хромосом в индивидуальном развитии организмов. Работу Лопашова забыли, а в 50-е годы XX в. американские эмбриологи Бриггс и Кинг выполнили сходные опыты, и приоритет достался им, как иногда случалось в истории российской науки.

     В феврале 1997 г. сообщалось о том, что  в лаборатории шотландского ученого  Яна Вильмута в Рослинском институте (Эдинбург) разработан эффективный  метод клонирования млекопитающих  и на его основе родилась овца Долли. Говоря доступным языком, овца Долли  не имеет отца — ей дала начало клетка матери, содержащая двойной набор  генов. Известно, соматические клетки взрослых организмов содержат полный набор генов, а половые клетки - только половину. При зачатии обе половины - отцовская и материнская - соединяются и рождается новый организм.

     Как же производился опыт в лаборатории  Яна Вильмута? Вначале выделялись ооциты, т.е. яйцеклетки. Их извлекли из овцы породы Шотландская черномордая, затем поместили в искусственную  питательную среду с добавлением  эмбриональной телячьей сыворотки  при температуре 37 °С и провели операцию энуклеации - удаления собственных ядер.

     Следующая операция заключалась в обеспечении  яйцеклетки генетической информацией  от организма, который надлежало  клонировать. Для этого наиболее удобными оказались диплоидные клетки донора, т.е. клетки, несущие полный генетический набор, которые были взяты  из молочной железы взрослой беременной овцы. Из 236 опытов успешным оказался лишь один — и родилась овечка Долли, несущая генетический материал взрослой овцы. После этого в различных  средствах информации стала обсуждаться  проблема клонирования человека.

     Некоторые ученые считают, что фактически невозможно возвратить изменившиеся ядра соматических клеток в исходное состояние, чтобы они могли обеспечить нормальное развитие той яйцеклетки, в которую их трансплантировали, и на выходе дать точную копию донора. Но даже если все проблемы удастся решить и все трудности преодолеть (хотя это маловероятно), клонирование человека нельзя считать научно обоснованным. Действительно, допустим, что трансплантировали развивающиеся яйцеклетки с чужеродными донорскими ядрами нескольким тысячам приемных матерей. Именно нескольким тысячам: процент выхода низкий, а повысить его, скорее всего, не удастся. И все это для того, чтобы получить хотя бы одну-единственную рожденную живую копию какого-то человека, пусть даже гения. А что будет с остальными зародышами? Ведь большая их часть погибнет в утробе матери или разовьется в уродов. Представляете себе - тысячи искусственно полученных уродов! Это было бы преступлением, поэтому вполне естественно ожидать принятия закона, запрещающего такого рода исследования как в высшей степени аморальные. Что касается млекопитающих, то рациональнее проводить исследования по выведению трансгенных пород животных, генотерапии и т.п. 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

     1. Лихин А. Ф. Концепции современного естествознания: учеб. - ТК Велби, Изд - во Проспект, 2006 г. - 264 с.

     2. Горелов А. А. Концепции современного естествознания: Курс лекций. М.: Центр, 2001 г. - 121 с.

     3. Гусейханов М. К., Раджабов О. Р. Концепции современного естествознания: Учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. - 540 с.

     4. Дубнищева Т. Я., Пигарева А. Ю. Современное естествознание: Учебное пособие. Новосибирск: ЮКЭА, 1998 г. - 153 с.

     5. Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А./Философия науки и техники: учебное пособие - М.: Контракт Альфа, 1995 г. - 384 с. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Сущность и основные особенности научно – технической революции