Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 16:14, курсовая работа
Принципы универсального эволюционизма. Порядок и хаос. Аттракторы эволюции
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по
Концепции современного
естествознания)
Преподаватель Бортник Б.И
Студент Шишкина Катя
Менеджмент организации,
МПп-09Пр
Екатеринбург
2010
Принципы универсального эволюционизма. Порядок и хаос. Аттракторы эволюции. Второе начало термодинамики как динамический принцип эволюции. Необратимость времени. Биологическая эволюция. Пути, направления и движущие силы биологической эволюции. Принцип естественного отбора как механизм эволюции. Генетика и эволюция. Синтетическая теория биологической эволюции.
Биосфера. Закономерности эволюции биосферы. Использование энергии живыми организмами. Биотический круговорот. Динамика процессов в биосистемах: конкуренция - сосуществование. Моделирование биоценозов с учетом воздействия техносферы.
Человек. Появление человека как закономерный этап эволюции биосферы. Место человека в структуре животного мира.
Эволюция человека. Человек и его физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Современные психологические концепции. Биоэтика. Человек, биосфера и космические циклы. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.
Самоорганизация и эволюция социально-экономических систем.
Тема №91: Современные
направления в
психологии.
1.Элементы психологического знания.
2. Развитие психологии в период античности.
3. Развитие психологии в период средневековья и эпохи возрождения.
4.
Развитие психологии в новое время.
Возникновение элементов психологического знания следует, по-видимому, отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологического комплекса знаний.
Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в области естественно - научного звания, прежде всего в медицине, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии. При этом все более выявлялось противоречие философского психологического знания о душе и естественно - научного знания о человеке. В то же время ни философская психология, ни науки об организме человека оказались не в состоянии ответить на вопрос, как снять это противоречие.
Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также важен, как и результат - наука психология.
В своем развитии психология прошла несколько этапов. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).
Эпоха Средневековья, длившаяся почти десять веков, не имеет в истории достаточно четкой периодизации. Началом этой эпохи считают падение Римской империи, т. е. V век. В то же время все ученые отмечают, что элементы средневековой идеологии, так же как и средневековой науки, появились значительно раньше, уже в III в.
Одной
из важнейших характеристик
Появление новых подходов к построению
науки в XV-XVI вв., связанных со стремлением
к рациональности и доказательности теоретических
положений, ознаменовало наступление
нового этапа в процессе становления психологии.
Развитие этих подходов стало ведущим
мотивом ученых, разрабатывавших психологические
концепции в Новое время.
Развитие психологии в период античности
Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной
науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. В то время психология входила в науку, изучавшую общие закономерности общества, природы и человека. Эта наука получила название натурфилософии (философии), в течение долгого периода времени, почти 20 веков, психология оставалась частью философии. Естественно, что в обширном предмете философии к психологии относилась область, связанная в первую очередь с человеком, да и само исследование души (психики) связывалось преимущественно с особенностями психики человека. В то же время область психического не ограничивалась человеком, но распространялась на весь мир. Такой подход получил название панпсихизм - направление, которое считает весь мир одушевленным и наделенным душой. В течение нескольких веков (примерно до III в. до н.э.) разница между психикой человека и животных рассматривалась как чисто количественная, а не качественная.
Несколько позже появилась идея о том, что конкретный материальный объект (вода, земля или воздух), даже очень важный для мира и жизнедеятельности, не может быть первоосновой. Уже Анаксимандр (VI в. до н.э.) писал о «беспредельном», т. е. о таком физическом начале, из которого все возникает и в которое все превращается. В теориях Левкиппа и Демокрита (V-IV вв. до н.э.) возникла идея атомов, мельчайших, невидимых миру частиц, из которых и состоит все окружающее. Атомистическая теория, разработанная этими учеными, была весьма распространена и являлась составной частью психологических учений многих ученых не только Древней Греции, но и Рима.
Среди важнейших функций души психологи античности называли познание мира. Сначала в процессе познания выделялось всего две ступени - ощущение (восприятие) и мышление. При этом для психологов того времени не существовало разницы между ощущением и восприятием, выделение отдельных качеств предмета и его образа в целом считалось единым процессом. Постепенно изучение процесса познания мира становилось все более значимым для психологов, а в самом процессе познания выделялось уже несколько этапов. Платон впервые выделил память как отдельный психический процесс, подчеркнув ее значение как хранилища всех наших знаний. Аристотель, а вслед за ним и стоики, выделили еще и такие познавательные процессы, как воображение и речь. Таким образом, к концу античного периода представления о структуре процесса познания были близки к современным, хотя мнения о содержании этих процессов, конечно, существенно различались.
В это время ученые впервые стали задумываться над тем, как же происходит построение образа мира, какой процесс - ощущение или разум - является ведущим и насколько построенная человеком картина мира совпадает с реальной. Иначе говоря, многие вопросы, которые и сегодня остаются ведущими для когнитивной психологии, были поставлены именно в то время.
В VII-IV вв. до н.э. появились первые научные концепции психики, в которых она рассматривалась, прежде всего, как источник активности тела. При этом считалось, что душа человека и души других живых существ имеют чисто количественные различия, так как человек, как любое живое существо, подчиняется тем же законам, что и все в природе. В это же время возникли и первые теории познания, в которых преимущество отдавалось эмпирическому знанию. Эмоции рассматривались в качестве основного регулятора поведения. Главное, что уже в этот период были сформулированы ведущие проблемы психологии: в чем заключаются функции души, каково ее содержание, как происходит познание мира, что является регулятором поведения, есть ли у человека свобода этой регуляции.
Античные ученые поставили проблемы, веками направляющие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, разумное и иррациональное и многое иное.
Окончился этот период в III-IV вв., когда
зарождающаяся религия начала доминировать
над научными концепциями и стал возвращаться
сакральный подход к знаниям, которые
рассматривались не с точки зрения их
доказательности, а с точки зрения веры
или неверия. Наступал период Средневековья.
Развитие психологии
в период средневековья
и эпохи возрождения
Под влиянием атмосферы, характерной для
средневековья (усиление церковного влияния
на все стороны жизни общества, включая
и науку), утвердилось представление, что
душа является божественным, сверхъестественным
началом, и потому изучение душевной жизни
должно быть подчинено задачам богословия.
Человеческому суждению может поддаваться
лишь внешняя сторона души, которая обращена
к материальному миру. Величайшие таинства
души доступны лишь в религиозном (мистическом)
опыте.
После упрочения господства христианской
церкви появилась необходимость внести
дополнения, разъяснения или трансформировать
некоторые положения христианства. Нужно
было и канонизировать постулаты, вытекающие
из реалий, для того чтобы предотвратить
распространение ереси, несущей церкви
раскол. Так возник новый этап - патристика,
учение отцов церкви, в котором богословие
начинает обращаться к знаниям, накопленным
в античности. С этого времени и почти
до XII-XIII вв. взаимоотношения церкви и науки
снова изменяются, причем церковь становится
одним из главных хранителей и распространителей
знаний.
Монастыри становились оплотом науки, в них хранили книги и обучали грамоте. Вообще единственными грамотными людьми, как правило, были монахи, а светские люди, феодалы, даже высшая знать, часто не умели писать и считать. В монастырях хранились не только церковные, но и светские книги, в том числе списки с книг античных психологов. Эти работы изучались и развивались в трудах церковных ученых, обычно работавших при монастырях. Важным было и то, что в это суровое время монастыри давали защиту, охраняли от голода и многих болезней, от военных грабежей. Несмотря на противодействие императоров, власть пап оставалась достаточно крепкой, чтобы противодействовать любым попыткам пошатнуть авторитет церкви. Этому способствовало и то, что, несмотря на остатки языческих верований, большинство светских властителей также были глубоко верующими людьми.
Такое
положение просуществовало