Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:30, реферат
Поскольку эти способы появлялись последовательно, мы можем в истории химии выделить четыре последовательно сменявших друг друга этапа ее развития. В то же время с каждым из названных способов решения основной проблемы химии связана своя концептуальная система знаний. Эти четыре концептуальных системы знания находятся в отношениях иерархии (субординации). В системе химии они являются подсистемами, так же как сама химия представляет собой подсистему всего естествознания в целом.
1 СОВРЕМЕННАЯ КАРТИНА ХИМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ 2
2 ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ХИМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. УЧЕНИЕ О СОСТАВЕ ВЕЩЕСТВА 2
3 ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ХИМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. СТРУКТУРНАЯ ХИМИЯ 4
4 ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ ХИМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. УЧЕНИЕ О ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ 6
5 ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ ХИМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ХИМИЯ 9
6 ОСВОЕНИЕ ОПЫТА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ 12
Список литературы
Оглавление:
1 | СОВРЕМЕННАЯ КАРТИНА ХИМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ | 2 |
2 | ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ХИМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. УЧЕНИЕ О СОСТАВЕ ВЕЩЕСТВА | 2 |
3 | ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ХИМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. СТРУКТУРНАЯ ХИМИЯ | 4 |
4 | ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ ХИМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. УЧЕНИЕ О ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ | 6 |
5 | ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ ХИМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ХИМИЯ | 9 |
6 | ОСВОЕНИЕ ОПЫТА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ | 12 |
Список литературы
Важнейшей особенностью основной проблемы химии является то, что она имеет всего четыре способа решения вопроса. Свойства вещества зависят от четырех факторов:
1) от элементного и
2) от структуры молекул вещества;
3) от термодинамических и кинетических условий, в которых вещество находится в процессе химической реакции;
4) от уровня химической
Поскольку эти способы
появлялись последовательно, мы
можем в истории химии
выделить четыре последовательно
сменявших друг друга этапа
ее развития. В то же время
с каждым из названных
Рис.1.
На рисунке показано последовательное появление новых, концепций в химической науке, которые опирались на предыдущие достижения, сохраняя в себе все необходимое для дальнейшего развития.
Учение о составе веществ
В период с середины XVII в. до первой половины XIX в. учение о составе вещества представляло собой всю химию того времени. Оно существует и сегодня, представляя собой первую концептуальную систему химии. На этом уровне химического знания Ученые решали и решают три важнейшие проблемы: химического элемента, химического соединения и задачу создания новых материалов с вновь открытыми химическими элементами.
Химическим элементом называют все атомы, имеющие одинаковый заряд ядра. Особой разновидностью химических элементов являются изотопы, у которых ядра атомов отличаются числом нейтронов (поэтому у
них разная атомная масса), но содержат одинаковое число протонов и поэтому занимают одно и тоже место в периодической системе элементов. Термин «изотоп» был введен в 1910 г. английским радиохимиком Ф. Содди. Различают стабильные (устойчивые) и нестабильные (радиоактивные) изотопы.
С момента открытия изотопов наибольший интерес вызвали радиоактивные изотопы, которые стали широко использоваться в атомной энергетике, приборостроении, медицине и т. д.
Первое
научное определение
В Периодической системе Д.И. Менделеева насчитывалось 62 элемента, в 1930-е гг. она заканчивалась ураном. В 1999 г. было сообщено, что путем физического синтеза атомных ядер открыт 114-й элемент.
Концепция химических соединений. Долгое время химики эмпирическим путем определяли, что относится к химическим соединениям, а что - к простым телам или смесям. В начале XIX в. Ж. Пруст сформулировал закон постоянства состава, в соответствии с которым любое индивидуальное химическое соединение обладает строго определенным, неизменным составом и тем самым отличается от смесей.
Теоретическое обоснование закона Пруста было дано Дж. Дальтоном в законе кратных отношений. Согласно этому закону состав любого вещества можно было представить как простую формулу, а эквивалентные составные части молекулы - атомы, обозначавшиеся соответствующими символами, - могли замещаться на другие атомы.
Химическое соединение - понятие более широкое, чем «сложное вещество», которое должно состоять из двух и более разных химических элементов. Химическое соединение может состоять и из одного элемента.
Это
О2, графит, алмаз и другие кристаллы
без посторонних включений в
их решетку в идеальном случае».
Дальнейшее развитие химии и изучение
все большего числа соединений приводили
химиков к мысли, что наряду с
веществами, имеющими определенный состав,
существуют еще и соединения переменного
состава - бертоллиды. В результате
были переосмыслены представления
о молекуле в целом. Молекулой, как
и прежде, продолжали называть
наименьшую частичку вещества,
способную определять его свойства
и существовать самостоятельно.
Но в XX в. была понята
сущность химической связи,
которая стала пониматься как
вид взаимодействия между атомами
и атомно-молекулярными
На этой концептуальной основе
была разработана стройная
Многочисленные эксперименты по изучению свойств химических элементов в первой половине XIX в. привели ученых к убеждению, что свойства веществ и их качественное разнообра зие обусловлены не только составом элементов, но и структурой их молекул. К этому времени в химическом производстве стала преобладать переработка огромных масс вещества растительного и животного происхождения. Их качественное разнообразие потрясающе велико - сотни тысяч химических соединений, состав которых крайне однообразен, так как они состоят из нескольких элементов-органогенов (углерода, водорода, кислорода, серы, азота, фосфора).
Наука считает, что только эти шесть элементов составляют основу живых систем, из-за чего они получили название органогенов. Весовая доля этих элементов в живом организме составляет 97,4%. Кроме того, в состав биологически важных компонентов живых систем входят еще 12 элементов: натрий, калий, кальций, магний, железо, цинк, кремний, алюминий, хлор, медь, кобальт, бор.
Особая роль отведена природой
углероду. Этот элемент способен
организовать связи с
химических связей. На основе шести органогенов и еще около 20 других элементов природа создала около 8 млн различных химических соединений, обнаруженных к настоящему времени. 96% из них приходится на органические соединения.
Объяснение необычайно широкому разнообразию органических соединений при столь бедном элементном составе было найдено в явлениях изомерии и полимерии. Так было положено начало второму
уровню развития химических знаний, который получил название структурной химии.
Структура - это устойчивая упорядоченность качественно неизменной системы (молекулы). Под данное определение подпадают все структуры, которые исследуются в химии: квантово-механические, основанные на понятиях валентности и химического сродства, и др.
Она стала более высоким уровнем по отношению к учению о составе вещества, включив его в себя. При этом химия из преимущественно аналитической науки превратилась в синтетическую. Главным достижением этого этапа развития химии стало установление связи между структурой молекул и реакционной способностью веществ.
Термин «структурная химия» условен. В нем подразумевается такой уровень химических знаний, при котором, комбинируя атомы различных химических элементов, можно создать структурные формулы любого химического соединения. Возникновение структурной химии означало, что появилась возможность для целенаправленного качественного преобразования веществ, для создания схемы синтеза любых химических соединений, в том числе и ранее неизвестных.
Основы
структурной химии были заложены
Дж. Дальтоном, который показал, что
любое химическое вещество представляет
собой совокупность молекул,
состоящих из определенного
количества атомов одного, двух
или трех химических элементов.
Затем И.-Я. Берцелиус выдвинул
идею, что молекула представляет
собой не простое нагромождение
атомов, а определенную упорядоченную
структуру атомов, связанных между
собой электростатическими
Важнейшим шагом в развитии
структурной химии стало
В
XX в. структурная химия получила
дальнейшее развитие. В частности, было
уточнено понятие структуры, под
которой стали понимать устойчивую
упорядоченность качественно
Однако дальнейшее развитие
Например, многие реакции органического синтеза на основе структурной химии давали очень низкие выходы необходимого продукта и большие отходы в виде побочных продуктов. Вследствие этого их нельзя было использовать в промышленном масштабе.