Современная картина химических знаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:30, реферат

Описание работы

Поскольку эти способы появлялись последовательно, мы можем в истории химии выделить четыре последовательно сменявших друг друга этапа ее развития. В то же время с каждым из названных способов решения основной проблемы химии связана своя концептуальная система знаний. Эти четыре концептуальных системы знания находятся в отношениях иерархии (субординации). В системе химии они являются подсистемами, так же как сама химия представляет собой подсистему всего естествознания в целом.

Содержание

1 СОВРЕМЕННАЯ КАРТИНА ХИМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ 2
2 ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ХИМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. УЧЕНИЕ О СОСТАВЕ ВЕЩЕСТВА 2
3 ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ХИМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. СТРУКТУРНАЯ ХИМИЯ 4
4 ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ ХИМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. УЧЕНИЕ О ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ 6
5 ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ ХИМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ХИМИЯ 9
6 ОСВОЕНИЕ ОПЫТА ЖИВОЙ ПРИРОДЫ 12

Список литературы

Работа содержит 1 файл

КСЕ.docx

— 116.15 Кб (Скачать)

Оглавление:

1 СОВРЕМЕННАЯ КАРТИНА  ХИМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ 2
2 ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ  ХИМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.   УЧЕНИЕ О  СОСТАВЕ ВЕЩЕСТВА 2
3 ВТОРОЙ УРОВЕНЬ  ХИМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. СТРУКТУРНАЯ ХИМИЯ 4
4 ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ  ХИМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.  УЧЕНИЕ О  ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ 6
5 ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ  ХИМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ХИМИЯ 9
6 ОСВОЕНИЕ ОПЫТА  ЖИВОЙ ПРИРОДЫ 12

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

  1. СОВРЕМЕННАЯ КАРТИНА ХИМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

    Важнейшей особенностью основной проблемы химии  является то, что она имеет всего  четыре способа решения вопроса. Свойства вещества зависят от четырех  факторов:

             1) от элементного и молекулярного  состава вещества;

             2) от структуры молекул вещества;

             3)  от  термодинамических  и   кинетических  условий,  в  которых   вещество  находится  в  процессе  химической реакции; 

           4) от уровня химической организации  вещества.

         Поскольку  эти  способы   появлялись  последовательно,  мы  можем  в  истории  химии   выделить  четыре последовательно  сменявших друг друга этапа  ее развития. В то же время  с каждым из названных способов  решения  основной  проблемы  химии  связана  своя  концептуальная  система  знаний.  Эти  четыре  концептуальных системы знания  находятся в отношениях иерархии (субординации). В системе химии  они являются подсистемами, так  же как сама химия представляет  собой подсистему всего естествознания  в целом.  Современную картину  химических знаний объясняют  с позиций четырех концептуальных  систем, которые схематично представлены  на рис. 1.

    

    Рис.1.

    На  рисунке  показано  последовательное  появление  новых,  концепций  в  химической  науке,  которые  опирались на предыдущие достижения, сохраняя в себе все необходимое  для дальнейшего развития.

  1. ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ХИМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.   УЧЕНИЕ О СОСТАВЕ ВЕЩЕСТВА

          Учение о составе веществ является  первым уровнем химических знаний. До 20-30-х гг. XIX в. вся химия не  выходила за пределы этого  подхода. Но постепенно рамки  состава (свойств) - стали тесны  химии, и во второй  половине  XIX  в.  главенствующую  роль  в  химии  постепенно  приобрело  понятие  «структура», ориентированное, что и отражено непосредственно в самом понятии, на структуру молекулы реагента.     Первый действенный способ решения проблемы происхождения свойств вещества появился в XVII в. в работах английского ученого Р. Бойля. Его исследования показали, что качества и свойства тел не имеют абсолютного характера и зависят от того, из каких химических элементов эти тела составлены. У Бойля наименьшими  частичками  вещества  оказывались  неосязаемые  органами  чувств  мельчайшие  частички (атомы), которые могли связываться друг с другом, образуя более крупные соединения - кластеры (по терминологии Бойля). В зависимости от объема и формы кластеров, от того, находились они в движении или покоились, зависели и свойства природных тел. Сегодня мы вместо термина «кластер» используем понятие «молекула».

    В период с середины XVII в. до первой половины XIX в. учение о составе вещества представляло собой всю химию того времени. Оно существует и сегодня, представляя  собой первую концептуальную систему  химии. На этом уровне химического знания Ученые решали и решают три важнейшие  проблемы: химического элемента, химического  соединения и задачу создания новых  материалов с вновь открытыми  химическими элементами.

    Химическим  элементом называют все атомы, имеющие  одинаковый заряд ядра. Особой разновидностью химических элементов являются изотопы, у которых ядра атомов отличаются числом нейтронов (поэтому у 

них разная атомная  масса), но содержат одинаковое число  протонов и поэтому занимают одно и тоже место в периодической  системе элементов. Термин «изотоп» был введен в 1910 г. английским радиохимиком Ф. Содди. Различают стабильные (устойчивые) и нестабильные (радиоактивные) изотопы.

    С  момента  открытия  изотопов  наибольший  интерес  вызвали  радиоактивные  изотопы,  которые  стали широко использоваться в атомной энергетике, приборостроении, медицине и т. д.

    Первое  научное определение химического  элемента, когда еще не было открыто  ни одного из них, сформулировал английский химик и физик Р. Бойль. Первым был открыт химический элемент фосфор в 1669 г.,  потом  кобальт,  никель  и  другие.     Открытие  французским  химиком  А.  Л.  Лавуазье  кислорода  и установление его роли в образовании различных  химических соединений позволило отказаться от прежних представлений об «огненной  материи» (флогистоне). 

      В Периодической системе Д.И.  Менделеева насчитывалось 62 элемента, в 1930-е гг. она заканчивалась  ураном. В 1999 г. было сообщено, что путем физического синтеза  атомных ядер открыт 114-й элемент.   

    Концепция  химических  соединений.  Долгое  время  химики  эмпирическим  путем  определяли,  что относится  к  химическим  соединениям,  а  что  -  к  простым  телам  или смесям.  В  начале  XIX  в.  Ж.  Пруст сформулировал закон постоянства состава, в соответствии с которым любое индивидуальное химическое соединение обладает строго определенным, неизменным составом и тем самым отличается от смесей.

    Теоретическое обоснование закона Пруста было  дано  Дж. Дальтоном  в законе  кратных  отношений. Согласно  этому  закону  состав  любого  вещества  можно  было  представить  как  простую  формулу,  а эквивалентные составные части молекулы - атомы, обозначавшиеся соответствующими символами, - могли замещаться на другие атомы.

    Химическое  соединение - понятие более широкое, чем «сложное вещество», которое должно состоять из двух и более разных химических элементов. Химическое соединение может состоять и из одного элемента.

    Это О2, графит, алмаз и другие кристаллы  без посторонних включений в  их решетку в идеальном случае». Дальнейшее развитие химии и изучение все большего числа соединений приводили  химиков к мысли, что наряду с  веществами, имеющими определенный состав, существуют еще и соединения переменного  состава - бертоллиды. В результате были переосмыслены представления  о молекуле в целом. Молекулой, как  и прежде,  продолжали  называть  наименьшую  частичку  вещества,  способную  определять  его  свойства  и существовать  самостоятельно.  Но  в  XX  в.  была  понята  сущность  химической  связи,  которая  стала пониматься как  вид взаимодействия между атомами  и атомно-молекулярными частицами, обусловленный совместным использованием их электронов. 

      На этой концептуальной основе  была разработана стройная атомно-молекулярная  теория того времени, которая  впоследствии оказалась не в  состоянии объяснить многие экспериментальные  факты конца XIX - начала XX вв. Картина  прояснилась с открытием сложного  строения атома, когда стали  ясны причины связи атомов, взаимодействующих друг с другом

  1. ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ХИМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. СТРУКТУРНАЯ ХИМИЯ

    Многочисленные  эксперименты по изучению свойств химических элементов в первой половине XIX в. привели ученых к убеждению, что  свойства веществ и их качественное разнообра зие обусловлены не только составом элементов, но и структурой их молекул. К этому времени в  химическом производстве стала преобладать  переработка  огромных  масс  вещества  растительного  и  животного  происхождения.  Их качественное разнообразие потрясающе велико - сотни тысяч химических соединений, состав которых крайне  однообразен,  так  как  они  состоят  из  нескольких  элементов-органогенов  (углерода,  водорода, кислорода, серы, азота, фосфора). 

    Наука  считает, что только эти шесть  элементов  составляют основу живых  систем, из-за чего они получили название органогенов. Весовая доля этих элементов  в живом организме составляет 97,4%. Кроме того, в состав биологически важных компонентов живых систем входят еще 12 элементов: натрий, калий, кальций, магний, железо, цинк, кремний, алюминий, хлор, медь, кобальт, бор. 

      Особая роль отведена природой  углероду. Этот элемент способен  организовать связи с элементами, противостоящими друг другу, и  удерживать их внутри себя. Атомы углерода образуют почти все типы

химических связей. На основе шести органогенов и  еще около 20 других элементов природа  создала около 8 млн различных  химических соединений, обнаруженных к настоящему времени. 96% из них приходится на органические соединения.

    Объяснение  необычайно  широкому  разнообразию  органических  соединений  при  столь  бедном  элементном составе было найдено в явлениях изомерии и полимерии. Так было положено начало второму

уровню развития химических знаний, который получил  название структурной химии.

    Структура - это устойчивая упорядоченность  качественно неизменной системы (молекулы). Под данное определение подпадают  все структуры, которые исследуются  в химии: квантово-механические, основанные на понятиях валентности и химического  сродства, и др. 

    Она стала более высоким уровнем  по отношению к учению о составе  вещества, включив его в себя. При этом  химия  из  преимущественно  аналитической  науки  превратилась  в  синтетическую.  Главным достижением  этого  этапа  развития  химии  стало  установление  связи  между  структурой  молекул  и реакционной  способностью веществ.

    Термин  «структурная химия» условен. В нем  подразумевается такой уровень  химических знаний, при котором,  комбинируя  атомы  различных  химических  элементов,  можно  создать  структурные  формулы  любого химического соединения. Возникновение  структурной химии означало, что  появилась возможность для  целенаправленного  качественного  преобразования  веществ,  для  создания  схемы  синтеза  любых химических соединений, в том числе и ранее неизвестных.

    Основы  структурной химии были заложены Дж. Дальтоном, который показал, что  любое химическое вещество  представляет  собой  совокупность  молекул,  состоящих  из  определенного  количества  атомов одного,  двух  или  трех  химических  элементов.  Затем  И.-Я.  Берцелиус  выдвинул  идею,  что  молекула представляет собой не простое нагромождение  атомов, а определенную упорядоченную  структуру атомов, связанных между  собой электростатическими силами.

      Важнейшим шагом в развитии  структурной химии стало появление  теории химического строения органических соединений русского химика A.M. Бутлерова, который считал, что образование молекул из атомов происходит за счет замыкания свободных единиц сродства, но при этом он указывал на то, с какой энергией (большей или меньшей) это сродство связывает вещества между собой. Иными словами, Бутлеров впервые в истории химии обратил внимание на энергетическую неравноценность разных химических связей. Эта теория  позволила  строить  структурные  формулы  любого  химического  соединения,  так  как  показывала взаимное влияние атомов в структуре молекулы, а через это объясняла химическую активность одних веществ и пассивность других.

    В XX в. структурная химия получила дальнейшее развитие. В частности, было уточнено понятие структуры, под  которой стали понимать устойчивую упорядоченность качественно неизменной системы. Также было введено  понятие  атомной  структуры  - устойчивой  совокупности  ядра  и  окружающих  его  электронов, находящихся в электромагнитном взаимодействии друг с другом, - и молекулярной структуры - сочетания ограниченного  числа  атомов,  имеющих  закономерное  расположение  в  пространстве  и  связанных  друг  с другом химической связью с помощью валентных электронов.

      Однако дальнейшее развитие химической  науки и основанного на ее  достижениях производства показали  более точно возможности и  пределы структурной химии. 

    Например, многие реакции органического синтеза  на основе структурной химии давали очень низкие выходы необходимого продукта и большие отходы в виде побочных продуктов.  Вследствие этого их нельзя было использовать в промышленном масштабе.

Информация о работе Современная картина химических знаний