Русский космизм и его основные представители: Вл.С. Соловьёв, С.Н.Булгаков, П.А. Флоренский, Н.Ф. Фёдоров, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И.В

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:08, реферат

Описание работы

В данной работе я поставила перед собой следующие задачи:
1. Разобраться в понятии русского космизма:
- проанализировать сущность, определение и объект изучения космизма;
- изучить историю возникновения космизма в мире в целом и в России в
частности;
2. Проанализировать философские взгляды основных представителей русского космизма:
- Вл.С. Соловьёва;
- С.Н.Булгакова;
- П.А. Флоренского;
- Н.Ф. Фёдорова;
- К.Э. Циолковского;
- А.Л. Чижевского;
- В.И.Вернадского.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Русский космизм: понятие, сущность, история развития…………...…..4
1.1.Сущность, определение и объект изучения русского космизма……………...4
1.2. История возникновения космизма в мире в целом и в России в частности..5
Глава 2. Основные представители русского космизма……………………………7
2.1. Концепция русского космизма Вл.С. Соловьёва……………………………...7
2.2. Концепция С.Н. Булгакова……………………………………………………..8
2.3. Русский космизм П.А. Флоренского…………………………………………10
2.4. Концепция Н.Ф. Фёдорова……………………………………………….……11
2.5. Концепция русского космизма К.Э.Циолковского..………………….……..12
2.6. Русский космизм А.Л. Чижевского …………………………………………..14
2.7. Концепция русского космизма В.И. Вернадского, его учение о биосфере..16
Заключение………………………………………………………………………….17
Список использованной литературы……………………………………………...20

Работа содержит 1 файл

Р Е Ф Е Р А Т П О К С Е.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

   2.7. Концепция русского космизма В.И. Вернадского, его учение о биосфере. 

   В.И. Вернадскому (1863-1945) принадлежит значительная разработка проблемы единства мира. Он отмечал, что в науке нет осознания и признания того факта, что «явления жизни и явления мертвой природы, взятые с геологической, т.е. планетарной точки зрения, являются проявлением единого процесса”. Окружающий человека мир является частью земной коры и оказывает на неё значительное влияние, способствующее её изменению. Жизнь необходимо рассматривать неотрывно от эволюции космоса, который, в свою очередь, органически целостен.

   По  Вернадскому, человек и его общество – это часть биосферы. Человеческое сознание возникает в процессе эволюции и становится её особым фактором. Значение сознания возрастает с течением времени. Логическим завершением эволюции материи является переход биосферы в ноосферу, так как все части развивающегося мира оказываются взаимосвязанными, а человек  вписывается в этот мир, что закономерно и оправдано.

   Биосфера является целостной системой, которая обладает высочайшей степенью самоорганизации и способностью к эволюции. Она является результатом длительной эволюции, связанной с неорганическими условиями, и рассматривается Вернадским как закономерный этап в развитии материи.  Биосфера есть особое геологическое тело, структура и функции которого определяются специфическими особенностями Земли и Космоса. Рассматривая биосферу как самовоспроизводящуюся систему, Вернадский отмечал, что в значительной мере ее функционирование обуславливается “существованием в ней живого вещества — совокупности живых организмов, в ней живущих”. [12] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

    1 ЧАСТЬ. Ретроспективная.

    Темой данной работы является рассмотрение такого течения русской философской  мысли как космизм и анализ взглядов основных его представителей.

    Космизм - это философское мировоззрение, в основу которого положено представление  о Космосе и о человеке как  «гражданине Мира», а также о  микрокосмосе, подобном Макрокосмосу

    Появление русского космизма объясняется в  основном своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в.

    Вл. Соловьёв является представителем Софийного  космизма. В понимании русских космистов София — это смыслообразующее начало Макро- и Микрокосма, выступающее своего рода соединительной тканью Мирового Всеединства. София является воплощением космического всеединства и  находит свое высшее выражение в совершенном человеке. По мнению Соловьёва истинное знание есть религиозно-мистическое восприятие, поэтому проблема полноты познания не является гносеологической.

    Булгаков  продолжил в своих трудах разработку идеи Софийного космизма. В его  работах София – неисчерпаема в своих потенциальных возможностях. Проблема софийности рассматривается  им как вечная, уходящая далеко в  историю, философская тема. София трактуется как универсальный космический принцип, вне которого возможен лишь акосмизм, т. е. восприятие мира как бессмысленного хаоса. София предстаёт третьим элементом трехчленного вселенского отношения, неотъемлемым связующим звеном между материей и сознанием, природой и духом. Булгаков не замыкается в чисто религиозных схемах, но всё же говорит о Софии как о всенародной, вселенской, но не о национально-местной церкви.

    Флоренский  вносит новую точку зрения в идею Микро- и Макрокосмоса, меняя их местами. Так, человек становится Макрокосмосом, а природа – Микрокосмосом. Такая точка зрения не случайна, ведь природа и человек бесконечны, а человек есть часть природы, то по математическим законам, человек равноценен со своим целым, то есть природой. И наоборот. Человеческим продолжением является Космос, сам человек – это отражение окружающего мира, и по человеку можно этот мир изучать.

    Космос  Н.Ф. Фёдорова как и у В.С.Соловьёва - это христианский Космос. Фёдоров обозначает две главные победы человека: над пространством и временем, говоря о том, что эти победы закономерны и взаимосвязаны, зависят друг от друга. Вселенная бесконечна, неисчерпаема в своих возможностях, человек так же может достичь бессмертия, и поэтому полем преображённой жизни могут быть и Вселенная, и сам человек. Фёдорову принадлежит идея «регуляции природы», смысл которой в преобразовании самого статуса природного и космического бытия, самой природы человека.

    По  мнению Циолковского, Космос обуславливает человеческую жизнь, так как всё вокруг нас непрерывно и едино. Циолковский обращает наше внимание на взаимосвязь человека и Космоса,  и особо подчёркивает зависимость человека от него. По Циолковскому, судьба Вселенной зависит от преобразовательной деятельности человечества, т.е. от его совокупного космического разума. Наука, по мнению Циолковского, служит средством технического прогресса, преобразования Космоса и обязательно должна быть связана с нравственностью.

    Чижевский с новой точки зрения раскрыл  идею о связи мира астрономических  и биологических явлений. В глубине человеческого сознания, отмечал Чижевский, уже много тысячелетий зреет вера, что астрономический и биологический миры неразрывно связаны друг с другом. Эта вера, обогащаясь наблюдениями, переходит в знание. Биосферу является местом преобразования космической энергии. Именно космические силы являются главнейшими для процессов развития жизни на Земле.

      По Вернадскому, человек и его  общество – это часть биосферы. Человеческое сознание возникает  в процессе эволюции и становится  её особым фактором. Значение сознания возрастает с течением времени. Логическим завершением эволюции материи является переход биосферы в ноосферу, так как все части развивающегося мира оказываются взаимосвязанными, а человек  вписывается в этот мир, что закономерно и оправдано.

        Таким образом, в русском космизме соединились в единое целое мысли о преобразовании как макрокосма (Земли, биосферы, космоса), так и микрокосма (человека, как биологического отражения макрокосмоса). Поэтому важное место в русском космизме занимают рассуждения о продолжении болезней и смерти и, как логическое следствие, - о достижении бессмертия.  
Вера в человека, гуманизм - одна из ярчайших черт русского космизма.

    2 ЧАСТЬ. Футурологическая.

   Итак, в данной работе, на основе использующихся источников я дала достаточно подробный  анализ такого течения русской философской  мысли как космизм и привела  концепции основных представителей данного направления: Вл.С. Соловьёва, С.Н.Булгакова, П.А. Флоренского, Н.Ф. Фёдорова, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И.Вернадского.

    Что касается направления моей будущей  работы над данной темой, то я планирую более детально изучить закономерности возникновения данного течения, углубиться в первоисточники, а так  же разобрать концепции других представителей русского космизма (Н.Г.Холодного, Н.А. Бердяева, Л.П. Карсавина) для того, чтобы восстановить более полную философскую картину устройства Космоса и Вселенной, их взаимоотношений с человеком, а так же попытаться самостоятельно объяснить на основе полученных знаний современные общественные тенденции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

  1. Булгаков  С. Н. Автобиографические заметки. Париж, 1946.
  2. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М., 1990. С. 123, 128.
  3. Гиренок Ф. И. Русские космисты. М., 1990

4.  Демин В.Н. Русский космизм: от истоков – к взлёту // Вестник

     Московского университета. Серия 7. Философия, 1996, №6. С. 3-18.

     5.   Духовный опыт // www.duch.ru

     6.   Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. Русский космизм.

            Концепции К. Циолковского и  А. Чижевского. // www.society.polbu.ru

  1. Роднянская И. Циолковский // Философская энциклопедия:Т. 5. М., 1970.
  2. Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 274

     9.  Универсальная электронная энциклопедия / www.wikipedia.org

      10. Фёдоров Н.Ф. Сочинения, М., 1982.

      11. Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела, Т.2, М., 1913.

      12. Философия русского космизма  и учение Вернадского о био-  и ноосфере //

            www.filosofium.ru

      13. Флоренский П. А. Макрокосм  и Микрокосм // Оправдание Космоса. 

             СПб., 1994. С. 184—185.

      14.  Чижевский А.Л. Земное эхо  солнечных бурь. М., 1973.

      15.  Чулков Г. И. Автоматические записи Вл.Соловьева//Вопросы философии.  

             1992. № 8.

Информация о работе Русский космизм и его основные представители: Вл.С. Соловьёв, С.Н.Булгаков, П.А. Флоренский, Н.Ф. Фёдоров, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И.В