Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:48, контрольная работа
На современном этапе многие традиционные ресурсы человеческого прогресса утрачивают свое первостепенное значение. Информация становится главным ресурсом научно-технического и социально-экономического развития мирового сообщества. Хорошо налаженная распределенная сеть информа-ционно-вычислительных систем и компьютеров играет такую же роль в общес-твенной жизни, какую в свое время сыграли электрификация, телефонизация, радио и телевидение, вместе взятые.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНФОРМАЦИИ 5
1.1. Информационные основы зарождения счета, письменности 7
2. РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 10
2.1. Информациологическая основа восприятия мира 10
2.2. Информациология в обучении и образавании 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 17
РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В ЭВОЛЮЦИИ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНФОРМАЦИИ 5
1.1. Информационные основы зарождения счета, письменности 7
2. РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 10
2.1. Информациологическая основа восприятия мира 10
2.2. Информациология в обучении и образавании 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 17
В обществе постоянно циркулирует огромное количество информации, которая завладела сознанием, поведением и досугом людей; она – везде и всю-ду: внутри нас, между нами, вокруг нас и – во всей Вселенной. Информация – это единое вакуумное, материзованное и дематеризованное пространство Все-ленной.
Вышло немало трудов по теории информации, но ни в одном из них не дано аргументированного удовлетворительного определения информации, ее объекта и предмета изучения; в основном все они имеют отношение к теории связи и лишь косвенное отношение к самой общесоциальной и вселенской сути информации [2].
Информацию до сих пор считают одним из самых загадочных понятий, несмотря на множество посвященных ей работ. В значительной мере это связа-но с тем, что каждый из исследователей дает ей определение в соответствии со своими профессиональными интересами.
Так, У.Эшби интерпретировал информацию как передаваемое разнообразие, понимая под этим лишь совокупность свойств различных объектов и свя-зей между ними. Этой же точки зрения придерживались и другие известные ки-бернетики, а также философы. Вместе с тем З.Цацковский утверждал, что ин-формация материальна; А.Урсул связывал ее с фундаментальным свойством материи – ее способностью к отражению; А.Ребане и И.Вейцзакер считали ис-точником информации любую форму, причем Вейцзакер отмечал, что инфор-мация – не просто форма, а чье-то знание о ней, то есть предполагал необходи-мость наличия не только объекта, но и субъекта познания [3].
Большой научный вклад внесли в информатизацию и сыграли важную ро-ль в становлении информациологии, как науки об информации, известные уче-ные и крупные специалисты многих стран мира.
На
современном этапе многие традиционные
ресурсы человеческого
Целью данной темы является рассмотрение и раскрытие роли информации в эволюции человечества.
Латинское слово «informatio» (англ. – information) переводится буквально как «изложение», «разъяснение», «сведения». Представление о природе информации основывается на фундаментальных законах естествознания, прежде все-го, статистических.
Информация – это единое вакуумное материзованное и дематеризован-ное пространство Вселенной.
Информация
– это фундаментальная
Преднаучное знание (информация) складывалось из обыденного, стихий-но накапливающегося знания, необходимого человеку для борьбы за существо-вание, и мифотворчества, как некоторой формы систематизации накопленного обыденного знания. Это накопление донаучных знаний о Природе началось еще в первобытную эпоху, когда люди пытались понять и объяснить себе окру-жающий мир. Знание закономерностей природного мира было необходимо, прежде всего, в практическом плане (подготовка к смене времен года, к сезонам засухи, дождей и разлива рек, знание плодородности почв, строительство, ре-месла, ориентация по солнцу и луне при мореплавании, знание повадок жи-вотных и т.д.).
Так,
необходимость вычислять
В сознании древних людей на протяжении десятков тысячелетий знания о реальных свойствах вещей и процессов, получаемые практически, переплетались с фантастическими представлениями, составлявшими содержание мифологии. Кровнородственные связи с сородичами и соплеменниками переносились в обобщенном виде на весь окружающий мир, одушевляя и очеловечивая все явления природы и общества. Мифы строились на имеющемся знании и на чувственно-образном восприятии явлений и переживаниях, без различия естественного и сверхъестественного.
Все древние культуры сходны в обожествлении Природы, в признании единства человека и Космоса, зависимости человека от Природы, в одушевлении и очеловечивании всех явлений Природы. Знания в древности (иной раз достаточно сложные) имели прикладной характер, являлись эзотерическими (основывались на интуиции и сверхчувствительном восприятии, на вере и магии) и не отвечали критерию системности, не могли быть экспериментально проверены; передача знаний происходила личностно-именным, а позже – про-фессионально-именным способом. Элементы естественных знаний накаплива-лись постепенно в процессе практической деятельности человека и формирова-лись большей частью исходя из потребностей этой практической жизни, не ста-новясь самодостаточным предметом деятельности.
В процессе усложнения и разделения труда, развития земледелия и строительства появилась возможность перехода от познания, непосредственно включенного в материальный труд, к специальной познавательной деятельности, направленной на сбор информации, ее проверку, накопление и сохранение, а также передачу знаний от поколения к поколению. Началось выделение особой группы людей, занимающихся познавательной деятельностью. Произошло это примерно в III–II тысячелетии до н.э., причем первыми профессионально заниматься наукой стали жрецы. Передача знаний осуществлялась в основном по принципу наследственного профессионализма, т.е. от старшего к младшему в касте жрецов, причем процесс обучения обычно сводился к пассивному усвоению готовых рецептов.
Активно развиваться познавательная деятельность начала в наиболее организованных обществах, сформировавших государственную и религиозную структуру и освоивших письменность [1].
Появление счета и письменности сыграло огромную роль при переходе от обыденного знания – к научному.
Зарождение счета вывело сознание на более высокий уровень, включающий абстрагирование, обобщение, сравнение. При этом наиболее устойчивой оказалась десятеричная система счета. Элементарная арифметика выросла в достаточно сложные математические расчеты (особенно в Шумерии и Вавилоне) с применением геометрии.
Календарь – глобальное изобретение – был необходим для организации жизнедеятельности в соответствии с биологическими и космическими ритмами. Наскальные рисунки, сделанные более 100 тысяч лет назад говорят о попытках наших далеких предков фиксировать течение времени. В Древнем Египте в конце второго тысячелетия до н.э. был введен солнечный календарь. Египтяне раньше других определили продолжительность года – 365,25 дней – и разделили его на 12 месяцев [1].
Письменность. Археологические раскопки и исследования многих ученых говорят о том, что зарождение письменности, в виде системы графических знаков, уходит в глубь тысячелетий человеческой истории. Многие историки и литературоведы считают, что самыми древнейшими памятниками письменности являются индийские веды, появившиеся примерно 2000 лет до н.э., и Библия, которая была написана в 500-х годах до н.э. [2].
Письменность – изобретение человечества как средство общения, позволяющее закреплять, хранить и передавать информацию (речевую) с помощью определенных знаков. Она явилась мощным стимулом для ускорения развития духовной культуры. История рассматривает следующие этапы развития письменности:
Очень трудно выделить точку зарождения естественнонаучных знаний, как во временном, так и в географическом отношении. Древние цивилизации Индии, Китая, Египта, Вавилона, Месопотамии – каждая внесли свой вклад в мировую копилку знаний [1].
Основой любой письменности является язык, представляющий систему знаков, используемых для общения людей. Языки могут быть различными по форме и содержанию. Например, языки звуков, визуальные (письменные) язы-ки и другие. В настоящее время в мире насчитывается много языков – нацио-нальные языки, литературные языки, язык культа, язык жестов, язык матема-тики, машинные языки, языки программирования, язык музыки, телеграфный язык и многие другие. Каждый язык состоит из алфавита (азбуки), например нотная азбука. Алфавит – это набор букв, слоговых знаков и других символов, расположенных в определенном порядке. Каждый знак алфавита несет свою информацию. Перестановки, размещения и комбинации знаков (одним словом – их кодирование) создают единицы языка – слова, являющиеся основой обще-ния людей. В телеграфном языке буквы кодируются точками и тире. Например, буква А – это точка (.) и тире (–), буква Б – это тире и три точки: –..., буква В – это одна точка и два тире:. – и т.д.
Нотная азбука состоит из звуков, которые делятся на низкие и высокие, длинные и короткие, сильные и слабые. Основными звуками нотной азбуки яв-ляются следующие названия звуков: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Для кодирования (записи) музыкальных звуков используются различные по виду ноты, линии, ключи и др.
Информациологическая сущность алфавитов языков народов мира заключается в том, что все они в основном состоят из буквенных знаков, кодируя зву-ки которых человек научился создавать сложнейшие информациологические системы телекоммуникаций (общений) как в локальных, так и в глобально-кос-мических масштабах. Все языки мира и их алфавиты интересны, по своему кра-сивы, достойны самого высокого информациологического уровня развития,и почти все они сегодня переведены на язык компьютера, используются в элект-ронной почте, Интернет и т.д.
В настоящее время многие ученые склоняются к тому, что алфавит каж-дого из языков народов мира есть не что иное, как единый информационно-кос-мический код Вселенной, расшифровка которого позволит открыть основные законы мироздания и управления биологическими процессами на Земле и в Космосе [2].