Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 12:45, контрольная работа
Задачи данной работы таковы:
- разобрать и понять основную мысль и идею эпохи Возрождения, непосредственно связанных с обществом и его правами;
- проанализировать роль основных деятелей эпохи Возрождения в разработке проблемы достоинства человеческой личности и ее роль в реализации божественных замыслов;
- подытожить данную тему и сделать выводы.
Введение…………………………………………………………………………...2
Основная мысль и идея эпохи Возрождения……………………………..3
Колюччо Салютати………………………………………………………...5
Леонардо Бруни Арентино………………………………………………...6
Никколо Макиавелли………………………………………………………7
Жан Боден…………………………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………….11
Список использованной литературы…………………………………
Для дальнейшего развития политической мысли важное значение имели идеи Макиавелли о взаимообусловленности и единстве принципов свободы, гражданского равенства и стабильности государства, о величии свободного государства, о праве народа на критику властей и т. д.
Таким
образом, по Макиавелли, политика абсолютно
автономна; она есть порождение не морали
и не религии — наоборот, мораль
и религия есть порождение политики5.
5. Жан Боден
Жан Боден (1530 – 1596) – политический мыслитель и государственный деятель, идеолог абсолютизма во Франции. Юрист по образованию, он был профессором Тулузского университета, адвокатом в Париже, королевским прокурором в Лионе. Он один из активных деятелей партии «Политиков», занимавшей компромиссную позицию в борьбе между католиками и гугенотами (протестантами) и стремившейся к восстановлению мира и правопорядка в государстве путем укрепления королевской власти и установления религиозной веротерпимости, признания свободы вероисповедания. Он одним из первых в Новое время обосновал деистическую идею о естественной религии, не признающей вероисповедных различий. В 1576 г. он опубликовал свое знаменитое сочинение «Шесть книг о государстве».
Согласно Бодену, в отличие от природы, где происходит круговое движение, в обществе имеет место прогрессивное развитие. Следуя Аристотелю, он определяет государство как «осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении»6. Государство действует на основе права, справедливости и законности. Этим оно отличается от незаконных групп. По его мнению, государство должно, прежде всего, обеспечить внутренний мир, социальную гармонию, правосудие, защиту от внешних врагов. Государство состоит не из атомарных, изолированных граждан, а из множества семейств. Семья – это и основа возникновения, и основа существования государства. Благоустроенное семейство и есть образец, модель государства. Власть главы семейства уподобляется власти политической (государственной).
Наибольшие права Боден предоставляет отцу над детьми, полагая, что это единственная власть, созданная самой природой. Отеческая власть – главная опора государства, при ослаблении которой государство приходит в упадок. Глава семейства должен обладать правом жизни и смерти над своими потомками. Он убежден, что закон не может вмешиваться в отношения родителей и детей, так как отцы всегда будут прикрывать проступки своих отпрысков, если им самим не дано право наказания.
Будучи убежденным защитником властного начала в общественных отношениях, Боден проявляет либерализм в вопросе рабства. Он одним из первых среди политических мыслителей постсредневековой эпохи подверг разносторонней критике теории, обосновывающие правомерность и естественный характер института рабства. В результате он приходит к выводу, что рабство противоречит разуму, природе (сущности) и принципу естественной свободы человека. Из этого Боден логически выводит, что институт рабства должен быть отменен.
Политическим
идеалом Бодена является «законная, или
королевская, монархия», под которой он
понимает «такое государство, в котором
подданные, пользуясь личной свободой
и собственностью, повинуются законам
монарха, а монарх - законам божеским и
естественным» (II,2). Более того, «истинная
монархия там, где государь настолько
сообразуется с естественным правом, насколько
сам желает повиновения от подданных»
(II,3). Эти формулировки выражают стремление
Бодена совместить принцип единовластия
и принцип свободы граждан. Боден, в отличие
от Макиавелли, рассматривает монархическую
власть не как временное, переходное явление,
вызванное конкретными общественными
и политическими условиями, кризисным
состоянием государства, а как лучшую
форму государства вообще, как конечную
цель в развитии политической организации
общества.
Заключение
Таким образом, возрожденческая политическая мысль на основе творческого усвоения античного и средневекового наследия пыталась осмыслить происходящие в обществе социально-экономические сдвиги, отразить политическое бытие эпохи. Многие идеи и принципы, сформулированные мыслителями Возрождения, стали отправными для политических философов Нового времени. Важное методологическое значение имели, в частности, следующие идеи и принципы: отождествление божественных законов, естественных законов и общих для всех народов человеческих законов, необходимость сильной политической власти, значение среднего слоя в деле стабилизации общественно-политической жизни, совмещение единовластия и свободы граждан и так далее. Параллельно с возрожденческой мыслью формировалось политическое мышление, характерное именно для Нового времени .
Список использованной литературы
1. Зиеев Т.Н., Махмудов Н.А.Программа курса «Права человека» для 10-11 классов общеобразовательных школ
2. История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение / Отв. ред. В. С. Нерсесянц. М., 1986
3. Макиавелли Н. Государь; Рассуждения о первой докладе Тита Ливия; О военном искусстве: Сборник. Минск, 1998.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.3, с. 314.
5.
Соколов В.В. Антология
6. www.klikovo.ru